Перспективная федеральная система в апк безопасный город. Задачи АПК «Безопасный город»

    Необходимость применения операционной системы (ОС) с открытыми исходными кодами (Linux и др.)

    Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю контролировать работу программы, принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок. Операционная система с открытым исходным кодом делает невозможной установку шпионского программного обеспечения и прослушку и исключает возможность утечки информации. Отличие подобной операционной системы заключается в том, что открытый исходный код исключает наличие закладок.

    ОС с закрытыми исходными кодами (зарубежные производители как Windows, MS-Office, Android, iOS и др.) автоматически подразумевает возможность удаленного управления данными или снятия какой-то информации, делая систему незащищенной и уязвимой со стороны обладателей исходного кода.

    Использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов.

    Это позволяет интегрировать ПО и оборудование разных производителей в единый Аппаратно-программный комплекс. В противном случае объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК невозможно.

    Визуализация состояния объектов и территорий в 3D ГИС исполнении с привязкой всех компонентов системы мониторинга (видеокамер, датчиков, приборов и др.) к географическим координатам и времени.

    Это позволяет вести мониторинг объектов размещенных на различных уровнях от земли, в том числе и под землей (коммуникации, тоннели, метро), получая на экране привычное для глаз человека изображение, вызывать отображение нужной точки местности или помещения не выбором камер, направленных на требуемую точку, а простым клик-приказом на точку карты-схемы, по которому выводятся на экран изображения всех камер, в чьей зоне действия находится интересующее место. Поворотные камеры, в этом случае, автоматически разворачиваются в нужном направлении (на указанные координаты). В свою очередь при возникновении критической ситуации или тревожного события естественное восприятие обстановки ускоряет и обеспечивает адекватное принятие решения и его корректное воплощение.

    Привязка всех компонентов системы безопасности на 3D-плане объекта с отражением их функционального состояния повышает оперативность устранения возможных технических отклонений в работе системы.

    Шифрование передаваемых данных до степени секретности объекта

    Применение электронной подписи (ЭП) для обеспечения санкционированного доступа к информации

    Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭП, а также защищает от несанкционированных изменений информации в электронном документе. Применение ЭП в системах безопасности обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа, персональную ответственность за передаваемую информацию и ее искажение (дезинформацию).

    Полицентрическое построение системы безопасности

    То есть передача информации осуществляется не в единый центр, где обрабатывается и далее передается пользователю, а анализируется и обрабатывается, а также хранится локально на объектах (распределенные центры) и передает события одновременно всем пользователям в соответствии с их правами доступа по любым каналам передачи информации. Нарушение работы части системы или отдельных ее каналов не приводит к потере информации и потере работоспособности всей системы, что обеспечивает ее устойчивость и надежность жизнедеятельности.

Использование отечественного "ПО" при создании АПК «Безопасный город»

«Интегра-С» и «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» ведут совместную деятельность в области создания единой интеграционной платформы безопасности объектов Государства. Данный проект уникален и не имеет аналогов, это полностью отечественная разработка, в которой соединены и Российское программное обеспечение – «Интегра 4D-Планета Земля» и Российская операционная система – «Заря».

Защищенная ОС «Заря» является отечественным сертифицированным дистрибутивом Linux и предназначена для управления рабочими станциями, построенными с использованием современной высокопроизводительной 64-разрядной архитектуры в автоматизированных системах специального назначения в защищенном исполнении, работающими в составе центров обработки данных или отдельных программно-технических комплексов. ОС Заря также используется для создания АРМ разнообразного назначения, предназначенные для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, коммерческими и персональными данными.

«Интегра 4D-Планета Земля» позволяет обеспечивать эффективную комплексную защиту и управление за счет интеграции подсистем безопасности в единое целое:

Результат

  • Снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах и повышение их раскрываемости.
  • Обеспечение постоянного мониторинга оперативной обстановки в местах с массовым пребыванием людей.
  • Повышение оперативности реагирования на сообщения граждан.
  • Профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности.
  • Улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших, пополнение доходной части бюджета.
  • Усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе.
  • Усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т.п.).
  • Повышение инвестиционной привлекательности региона.

Заказчиком работ по построению (развитию) АПК "Безопасный город" может быть определен:

государственный орган (в том числе орган государственной власти), либо государственное казенное учреждение, действующее от имени субъекта Российской Федерации, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации и осуществляющее закупки;

муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Заказчик обязан:

разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком техническое задание на проектирование АПК "Безопасный город";

определять организацию-проектировщика (Исполнителя) по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 февраля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Общими критериями для конкурсного отбора проектной организации, выполняющей комплекс работ по обследованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, разработке проектной документации, специального программного и информационного обеспечения АПК "Безопасный город" являются:

цена контракта;

качественные, функциональные характеристики проектной документации;

квалификация участника конкурсного отбора, в том числе наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации заказчик обязан указать используемые при определении исполнителя работ по проектированию АПК "Безопасный город" критерии и их величины значимости. При этом предложенная цена контракта не должна стать доминирующим показателем при выборе проектировщика и главным критерием должны являться оценка его квалификации и заявляемого качества работ.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных конкурсной документацией, должна составлять сто процентов.

В целях выполнения работ по проектированию АПК "Безопасный город" на высоком научно-техническом уровне предлагается применять следующие величины значимости критериев оценки заявок участников закупки:

цена контракта - 30;

качественные, функциональные характеристики проектной документации - 35;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 35.

5.2. Порядок оценки возможностей имеющихся программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания

Оценка возможностей имеющихся систем безопасности, жизнеобеспечения, программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания для каждого муниципального образования, в котором предполагается создание АПК "Безопасный город", проводится на основании первичного анализа. Порядок его проведения указан в Приложении N 3 .

Муниципальные образования представляют собранные сведения установленным порядком в МРГ соответствующего субъекта РФ.

По результатам анализа собранных данных МРГ делает вывод о целесообразности включения комплекса средств автоматизации существующих автоматизированных систем безопасности, жизнеобеспечения в состав АПК "Безопасный город", а также общий вывод о достигнутой степени удовлетворения функциональных требований к АПК "Безопасный город".

Результаты анализа собранных данных за субъект РФ руководитель МРГ представляет в МЧС России.

Для автоматизированной обработки собранных данных и учета ведущихся работ по созданию АПК "Безопасный город" в субъектах РФ в МЧС России создается информационно-аналитический комплекс.

5.3. Подходы к разработке и согласованию с МЧС России Технического задания на создание АПК "Безопасный город", в том числе его целевой архитектуры

Проектно-сметная документация на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается в соответствии с требованиями:

ТЗ на создание АПК "Безопасный город";

Системы пожарных сигнализаций

Системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций (типа кнопки "SOS" в метро)

Поисковые и навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS)

Система мониторинга ЖКХ

Системы экологического мониторинга

Конкретный перечень АС уточняется на этапе проектирования АПК "Безопасный город".

В пилотной зоне АПК "Безопасный город" должны быть интегрированы все существующие на территории муниципального образования автоматизированные системы из вышеуказанного перечня, но в обязательном порядке в полном объеме должны быть системы оповещения и информирования, система-112, системы мониторинга.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России ТЗ утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС).

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" является основным документом, определяющим требования к системе в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.

При разработке ТЗ на создание АПК "Безопасный город" должны учитываться состояние и особенности построения, функционирования существующих систем безопасности, жизнедеятельности населения, в том числе РАСЦО, КСЭОН, ГЛОНАСС, СМИС, системы-112 и др. в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.

5.4. Типовые регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций предназначены для определения общей схемы и порядка информационного обмена с использованием комплексов средств автоматизации федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, совместно решающими задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования.

Регламенты должны разрабатываться в каждом муниципальном образовании, в котором осуществляется дальнейшее развитие (создание) АПК "Безопасный город". Регламент вводится в действие путём согласования и подписания соглашения об обмене информацией в рамках АПК "Безопасный город" органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), приложением к которому должен являться соответствующий регламент.

Нормативную основу для разработки регламента взаимодействия составляют, в основном, ведомственные нормативные документы, определяющие порядок приёма, обработки и передачи информации.

Информационный обмен в рамках АПК "Безопасный город" между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций будет осуществляться через подчиненные им дежурные и диспетчерские службы с использованием соответствующих комплексов средств автоматизации (КСА).

Центром сбора, обработки и представления информации в АПК "Безопасный город" будет являться КСА ЕДДС муниципального образования.

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" должны содержать следующую структуру:

1. Основные термины, сокращения и определения;

2. Общие положения;

3. Порядок работы ЕДДС и её информационного взаимодействия с органами управления и организациями;

4. Состав получаемой в ЕДДС и передаваемой из ЕДДС информации;

5. Ответственность за неисполнение регламента.

Перечень получаемой и передаваемой информации определяется исходя из необходимости подготовки комплексных межведомственных мероприятий по защите населения и территорий от угроз природного, техногенного, криминального и террористического характера с использованием геоинформационной системы и различных расчетных задач оценки последствий чрезвычайных ситуаций и подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для приема и передачи информации должны использоваться формализованные сообщения и, в дальнейшем, обмен должен осуществляться в рамках распределенной базы данных всех взаимодействующих структур.

В ЕДДС, должны также поступать сведения от людей об угрозе или факте происшествий, полученных через систему 112. Должен быть обеспечен прием от автоматизированных систем мониторинга за состоянием: потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов, природными ЧС; систем ЖКХ; автодорогами и др.

В рамках взаимодействия с федеральными структурами должен обеспечиваться прием необходимых космических и авиационных снимков. Поступающая в КСА ЕДДС из различных источников информация обрабатывается и обобщается, а затем в соответствии с регламентом взаимодействия передается в согласованном виде и объемах в КСА взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций для удовлетворения их информационных потребностей.

Конкретный состав сведений, предоставляемых каждому из взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций в целях информационно-аналитического обеспечения его управленческой деятельности, определяется соответствующим разделом регламента.

Органом местного самоуправления, уполномоченным решать задачи по построению и развитию АПК "Безопасный город", подготавливается обобщенный регламент взаимодействия и проводится его согласование со всеми взаимодействующими в рамках АПК "Безопасный город" структурами. После согласования регламент утверждается заместителем главы муниципального образования или заместителем руководителя местной администрации, осуществляющим общее руководство мероприятиями по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.

Актуальных вопросов интеграции негосударственных структур безопасности (НСБ) в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», всего два:

Необходимость и возможность интеграции НСБ в систему АПК «Безопасный город»

Поэтому, коротко о том, что из себя на сегодняшний день представляет АПК «Безопасный город»

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» - это:

оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени;

· ведение видео- и аудиоархива;

· автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций, предоставление визуальной информации с мест установки телекамер;

· восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов;

· интеграция видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры.

Внедрение программы «Безопасный город» позволит:

· максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города;

· охватить основные магистрали города, перекрёстки, места проведения общественных мероприятий;

· лучше управлять дорожным движением в городе;

· более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП;

· эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами;

· осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования

В тоже время следует отметить реальное положение дел, которое обсуждалось на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности в декабре 2016 года

Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используются для наказания нарушителей ПДД и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.

Не смотря на договорённости ведомств и региональных органов власти, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.

— Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин.

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. В последние годы они особенно активизировались и сотни раз за 2015-2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры, и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.

За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже.

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.

Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли – по данным Департамента региональной безопасности столицы.

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.

Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему.

Основные проблемы отрасли, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю.

С нашей точки зрения необходимо добавить еще несколько неразрешенных проблем, связанных собственно с обеспечением общественной безопасности, противодействию правонарушений и преступлений. Эти противоправные действия происходят на земле: в конкретном месте, в конкретное время. И никакая система видеофиксации не способна их предотвратить, пресечь или оперативно задержать правонарушителя.

Для этого необходимо экстренно передать информацию в соответствующие оперативные службы. На сегодняшний день в ходе реформы численность сотрудников полиции существенно сократилась. По сведениям, которые были озвучены на одном из совещаний, количество сотрудников полиции в регионе почти вдвое меньше количества охранников. То есть возможность полиции и Росгвардии по оперативному реагированию не безграничны.

Еще одним недостатком можно назвать отсутствие в системе АПК «Безопасный город» программных продуктов, способных в автоматическом режиме идентифицировать потенциальные угрозы, анализировать информацию и предлагать варианты решений. Поэтому мы имеем пресловутый «человеческий фактор».

Мне кажется, что данной информации достаточно для понимания необходимости вовлечения сил и средств НСБ в систему АПК «Безопасный город».

Теперь о возможностях.

Частная охрана сегодня – это обученные, как правило ранее проходившие службу в силовых структурах, сотрудники, имеющие обмундирование, служебное и гражданское оружие, спецсредства, средства индивидуальной защиты.

Охранные организации, осуществляющие пультовую охрану имеют мобильные группы быстрого реагирования, высокотехнологичные мониторинговые центры, программные продукты (в т.ч. собственные разработки) по управлению силами и средствами, высокопрофессиональный инженерно-технический персонал, квалифицированных и ответственных операторов, а главное – это принципиальное понимание необходимости повышения уровня безопасности и собственное участие в этом процессе.

Все вопросы, возникающие по организации взаимодействия, обмена информацией, технологическими присоединениями – это только вопросы, которые разрешаются в рабочем порядке.

Конечно надо прорабатывать механизмы взаимодействия и сотрудничества НСБ и органов исполнительной власти. Эти механизмы должны быть правовыми и взаимовыгодными.

Гражданско-правовые договора, ГЧП, концессионные соглашения.

Большие надежды на продвижение наших предложений мы возлагаем на сформированный Координационный совет при Росгвардии, а также создаваемый Координационный совет при правительстве Санкт-Петербурга.

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них оперативных служб, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства охранной сигнализации, средства контроля доступа на объекты, системы охранного телевидения. Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения на наиболее оживленных улицах и транспортных развязках, террористической устойчивости объектов особой важности и объектов жизнеобеспечения в городах создаются аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город». В состав комплекса, как правило, входят: распределенная сеть видеонаблюдения (РСВ), сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» (ПЭС) и система мониторинга подвижных средств правоохранительных органов (СМПС ПО). Управление такими системами осуществляется централизованно сотрудниками городского УВД, для чего создается Ситуационный центр (СЦ) АПК «Безопасный город» (рис. 6.16).

Рис. 6.16 Функциональная схема АПК «Безопасный город»

Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел.

Задачи АПК «Безопасный город»:

1. Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.

2. Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма » населения.

3. Обеспечение безопасности объектов особой важности.

4. Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

5. Обеспечение безопасности образовательных учреждений.

6. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.

7. Обеспечение безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками.

8. Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами, перевозящими их.

9. Обеспечение безопасного перемещения по территории города VIP-персон.


10. Обнаружение фактов угона транспортных средств граждан, оснащенных специальным оборудованием и дистанционный контроль за ними.

11. Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.

12. Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней.

13. Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы.

14. Снижение уровня уличной преступности.

15. Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.

16. Профилактика правонарушений.

В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в Ситуационном центре и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».

Ситуационный центр представляет собой группу помещений оборудованных аппаратурой приема, обработки, визуализации, передачи и архивации всей необходимой информации, циркулирующей в рамках системы «Безопасный город».

Основными функциями городского Ситуационного центра являются:

  • контроль на экранах мониторов за информацией, поступающей с распределенной сети видеонаблюдения;
  • получение информации от граждан города через сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и реагирование на нее;
  • мониторинг сети стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и дислокации сил правопорядка на электронной карте города;
  • мониторинг на электронной карте города местоположения охраняемых VIP- персон;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования транспортных средств для перевозки особо опасных грузов;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования угнанных автомобилей, охраняемых специальными охранными системами.

Размещение элементов системы охранного телевидения удаленных объектов и стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» осуществляется, прежде всего, на следующих объектах и участках территории городского округа:

Объекты и участки территории с повышенной криминогенной обстановкой;

Объекты культуры и отдыха;

Развлекательные и спортивные сооружения;

Места массового пребывания граждан при проведении публичных мероприятий;

Места наиболее частого совершения дорожно-транспортных происшествий;

Объекты системы образования;

Объекты системы здравоохранения;

Объекты жизнеобеспечения городского округа;

Объекты повышенной опасности;

Остановки общественного транспорта;

Районы транспортных развязок; мосты;

Торговые центры;

Объекты промышленности и связи;

Объекты органов местного самоуправления;

Объекты правоохранительных органов.

К основным задачам, решаемым в рамках создаваемой системы, следует отнести первые одиннадцать, поэтому остановимся на них подробнее.

Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан включает:

  • осуществление контроля за обстановкой на: улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других местах массового пребывания людей;
  • организация контроля обстановки на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах; автоматическое определение оставленных и забытых предметов; осуществление розыска и распознавание лиц.
  • оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка;
  • оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества.

Решение данной задачи осуществляется путем установки обзорных видеокамер наблюдения в местах массового пребывания граждан и передачи информации в ситуационный центр УВД и в районные отделы внутренних дел. Информацию анализируют в режиме реального времени операторы видеонаблюдения и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, оператор видеонаблюдения докладывает оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение в соответствии с существующими инструкциями. Одновременно вся поступающая информация сохраняется в видеоархиве.

Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения включает организацию канала экстренной связи граждан с органами внутренних дел для получения информации о правонарушениях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях и оперативного реагирования на поступившие сообщения.

Указанная задача решается путем установки оконечных устройств ПЭС. Желательно оборудовать такие устройства встроенной видеокамерой (аналогично вызывному блоку видеодомофона) с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.

Такой сигнал от гражданина поступает в СЦ оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения докладывает оперативному дежурному. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение ПЭС на электронной карте города. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации а оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации.

Обеспечение безопасности объектов особой важности является важнейшей задачей как ведомственной службы безопасности, так и правоохранительных органов. Грамотно размещенная система внешнего видеоконтроля такого объекта, вписанная в структуру «Безопасного города», позволит обнаруживать угрозы на ранних стадиях их проявления. При возникновении угроз террористического или криминального характера, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы.

Повышение безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий обеспечивается:

  • организацией мониторинга дорожной обстановки; потоков автотранспорта; чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия;
  • автоматическим обнаружением и регистрацией аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной, проезда под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств - нарушителей;
  • оперативным реагированием на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС , медицину катастроф и т.д.;
  • розыском угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожно-транспортного происшествия автотранспорта;
  • определением номерных знаков транспортных средств;
  • мониторингом подвижных объектов специальных служб и, прежде всего, правоохранительных органов.

Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД . В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на сервер специализированного программно-аппаратного комплекса для автоматизированной обработки и распознавания номеров.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений является актуальной задачей. Из потенциальных угроз, подстерегающих сегодняшних школьников, стоит особенно выделить наиболее характерные из них, а именно:

  • кражи личных вещей учащихся и педагогов, расхищение и порча школьного имущества;
  • террористические акты, захват детей в заложники;
  • поступление на школьную территорию алкоголя, наркотикови употребление учащимися;
  • распространение среди школьников нежелательных изданий порнографического, сектантского и прочего характера;
  • техногенные аварии и природные катаклизмы .

Анализ потенциальных угроз позволяет сделать вывод о необходимости наличия в составе системы безопасности образовательного учреждения следующих подсистем:

  • система видеонаблюдения;
  • пункт экстренной связи с полицией;
  • система контроля доступа;
  • охранно-пожарная сигнализация.

Видеомониторинг школьной территории и внутренних помещений позволяет оперативно выявлять случаи проникновения посторонних лиц на территорию школы, предупреждать их действия, создающие угрозу учащимся, и регистрировать конфликтные ситуации и случаи нарушений дисциплины, предотвращать порчу школьного имущества, хищений личных вещей учителей. Для обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения, а также сохранности материальных средств применяются стационарные видеокамеры, установленные в следующих местах:

  • внешний периметр школьной территории;
  • ходы/выходы здания;
  • холлы и лестницы, раздевалки;
  • столовые и буфеты;
  • спортивный зал и уличные площадки.

Сеть пунктов экстренной связи с полицией обеспечивает незамедлительную связь с оператором Ситуационного центра УВД города любого учащегося или сотрудника образовательного учреждения.

Подсистема контроля доступа - еще один обязательный компонент системы безопасности. Она призвана обеспечить идентификацию всех входящих в школу через оборудованные считывателями турникеты . Система позволяет решать задачи предотвращения несанкционированного доступа в школу посторонних лиц, осуществлять контроль посещаемости учащихся с регистрацией времени их прихода и ухода и ряд других.

Охранно-пожарная сигнализация обеспечивает мониторинг состояния охраняемых помещений, зданий образовательного учреждения с выводом тревожных извещений на пункт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны .

В рамках проекта «Безопасный город» задействуются две первые подсистемы, причем выводы сигналов осуществляются, в первую очередь, из зоны центрального входа в образовательное учреждение.

Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде обеспечивается:

  • круглосуточным контролем обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых зданий;
  • двухсторонней связью с диспетчером предприятия, ответственным за эксплуатацию жилых помещений;
  • видеомониторингом кабин лифтов, подвалов, чердаков и других служебных помещений;
  • оперативным оповещением служб охраны правопорядка о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества .

Указанные задачи решаются путем установки видеокамер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел.

Система обеспечения безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками, позволяет гражданам, нуждающимся в дополнительной защите, в случае угрозы нападения или по медицинским показаниям нажать кнопку на брелоке. Сигнал по радиоканалу поступит в Ситуационный центр, а дежурный центра направит в район бедствия ближайший наряд полиции.

Система обеспечения безопасной перевозки по территории города опасных грузов предназначена для дистанционного контроля и управления маршрутами следования транспортных средств, которые перевозят по территории города опасные грузы , и речевой связи с их экипажами. Для обеспечения безопасности транспортные средства на период перевозки по территории города опасных грузов оборудуются легкосъемными бортовыми комплектами.

Система обеспечения безопасного перемещения по территории города VIP- персон позволяет осуществлять:

  • санкционированное определение местоположения VIP-персон и отображение их на экране компьютера городского Ситуационного центра на электронной карте города в реальном масштабе времени;
  • голосовые переговоры с дежурным Ситуационного центра;
  • передачу сигналов тревоги.

Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города позволит:

  • повысить эффективность действий нарядов полиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам;
  • увеличить территорию контроля правопорядка за счет внедрения технических средств;
  • повысить уровень информационного обеспечения дежурной части УВД, что даст возможность обеспечить наличие необходимых сил и средств правопорядка в нужном месте и в нужное время;
  • сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки;
  • улучшить условия несения службы нарядами полиции;
  • осуществлять постоянный контроль за несением службы нарядами полиции общественной безопасности.

Для решения этой задачи необходимо осуществить:

  • интеграцию создаваемых в рамках системы информационных ресурсов различных подсистем, автоматизированных банков данных общего пользования, существующих автоматизированных информационных систем по линии ЕИТКС в единое информационное пространство правоохранительных органов, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;
  • доступ к информационным ресурсам регионального и федерального уровня;
  • визуализацию на электронной карте города местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки видеокамер и пунктов экстренной связи;
  • организацию автоматического документирования и анализа информации о чрезвычайных событиях и правонарушениях с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки;
  • использование системы МЧС России «Оксион» по демонстрации видеоинформации в общественных местах: криминальной обстановки, складывающейся на территории города; ориентировок на разыскиваемых и без вести пропавших граждан; профилактических сюжетов по направлениям деятельности охраны общественного порядка (действиям граждан при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны);
  • защиту информации, циркулирующей в системе, а также каналов передачи данных.

Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней, снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы, снижение уровня уличной преступности, повышение раскрываемости преступлений, сокращение сроков расследования преступлений, профилактика правонарушений базируется на результативном решении и развитии первых одиннадцати задач.

При создании КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации могут использоваться централизованная, децентрализованная и гибридная схемы создания, определяющие техническую и системную архитектуру КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город".

Автономное размещение вычислительных и программных ресурсов для логических площадок на территории отдельных муниципальных образований;

Создание узловой централизованной логической площадки, обеспечивающей функционирование систем АПК "Безопасный город" для муниципальных образований, в которых не предполагается логических вычислительных площадок.

В начале работ по созданию АПК "Безопасный город" на территории субъектов Российской Федерации решением главы субъекта Российской Федерации должны быть определены муниципальные образования, на территории которых в первоочередном порядке будут построены сегменты АПК "Безопасный город" (пилотные муниципальные образования или муниципальные образования первой очереди).

После создания и перевода в эксплуатацию систем АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях, а также после проведенного анализа результатов их внедрения рекомендовано реализовывать мероприятия по построению АПК "Безопасный город" во всех остальных муниципальных образованиях данного субъекта Российской Федерации.

Общая схема реализации АПК "Безопасный город" определяется выбранной схемой реализации КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" (КСА Региональная платформа и КСА ЕЦОР) и определяет общую схему межсистемного взаимодействия. При этом компоненты других функциональных блоков могут быть реализованы по иным схемам (децентрализованной, централизованной или гибридной).

При реализации элементов систем функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры" рекомендуется обеспечить развитие и модернизацию подсистем интеллектуального видеонаблюдения, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Одновременно с реализацией систем функционального блока "Координация работы служб и ведомств" и функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры", в целях обеспечения источников формирования доходной части бюджета, рекомендуется обеспечить развитие элементов подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и нарушений правил транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Важно отметить, что география внедрения данных систем не должна быть территориально привязана к муниципальным образованиям, в которых создание систем АПК "Безопасный город" осуществляется в первую очередь, поскольку данные системы являются региональными.

Дальнейшее развитие систем осуществляется в соответствии с выбранной схемой построения АПК "Безопасный город".

Последующие этапы реализации систем АПК "Безопасный город" включают:

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Экологическая безопасность", включая развитие сетей оконечных устройств и средств анализа подсистем мониторинга состояния окружающей среды и подсистем управления рисками окружающей среды;

Развитие на территории муниципальных образований подсистем мониторинга дежурного плана города функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры";

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая подсистемы обеспечения безопасности дорожного движения (компонентов интеллектуальных транспортных систем), подсистемы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

Тиражирование решений, внедренных на территории пилотных муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в целом.