Где живет дочь писателя юрия бондарева. Биография юрия бондарева

Советский писатель Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области. В 1931 году его семья переехала в Москву.
В 1941 году Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Десятый класс окончил в эвакуации.

Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск (Казахстан). В октябре 1942 года был направлен под Сталинград (ныне - Волгоград) и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Позже служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Дважды был ранен.

С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", рядом польских наград.

В 1944 году Бондарев вступил в Коммунистическую партию и оставался в ней вплоть до распада СССР.

В 1949 году начал печататься в популярных журналах "Смена", "Огонек", "Октябрь". В 1951 году окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей.

В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева "На большой реке". Довольно скоро Юрий Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов в СССР. Основная тема его творчества — героизм советских воинов, психология человека на войне.

Юрий Бондарев — автор романов "Тишина" (1962), "Двое" (1964), "Горячий снег" (1969), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999), "Без милосердия" (2004); повестей "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), "Родственники" (1969); сборника рассказов "Поздним вечером" (1976); книг литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).

Многие десятки лет писатель продолжает работать над циклом миниатюр , получившим название "Мгновения".

Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. Художественные фильмы "Последние залпы" (1960), "Тишина" (1963), "Горячий снег"(1972), "Берег" (1983), "Батальоны просят огня" (1985), "Выбор"(1987) сняты по произведениям Юрия Бондарева.

В 1968-1972 годах была создана киноэпопея "Освобождение" режиссера Юрия Озерова, также посвященная Великой Отечественной войне. Этот фильм только в СССР за два года посмотрело 350 миллионов зрителей. Бондареву как одному из авторов сценария в 1972 году была присуждена Ленинская премия.

С 1959 по 1963 год Юрий Бондарев являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах был главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм".

Наряду с творчеством Бондарев всегда вел активную общественную деятельность. В 1971 году был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 года по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении восьми лет, с 1991 года по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов.

В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги.

Писатель избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IX и X созывов, был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984-1989).

Юрий Бондарев — член Союза кинематографистов (1963). Действительный член Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почетный член Пушкинской академии.

Герой Социалистического Труда (1984). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны II степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени (1974), орденом "Знак Почета", орденом Дружбы народов (1994, отказался), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени

Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994) и др.

Почетный гражданин города-героя Волгограда.

В 2013 году писатель литературной премии "Ясная Поляна" в почетной номинации "Современная классика".

Юрий Бондарев женат. У него две дочери — Елена (родилась в 1952 году), специалист по английскому языку, и Екатерина (родилась в 1960 году), художник.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Бондарев Юрий Васильевич - русский советский писатель и общественный деятель, первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР.

Родился 15 марта 1924 года в городе Орск Оренбургской области в семье народного следователя Василия Васильевича Бондарева (1896-1988) и Клавдии Иосифовны Бондаревой (1900-1978). Русский. В 1931 году семья переехала в Москву. Окончил среднюю школу.

В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. С августа 1942 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками. В октябре того же года был направлен под Сталинград и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Именно на фронте в сознание Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности - ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что - зло. И каждый оказывается перед выбором - его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти» (слова героя повести «Батальоны просят огня»).

Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М.Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник его рассказов - «На большой реке» - вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980; Государственная премия СССР, 1983), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.

В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель-юбиляр издал новый роман под названием «Без милосердия». Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева. В Советском Союзе и России вышли в свет 4 собрания сочинений писателя: 1973-1974 (в 4 томах), 1984-1986 (в 6 томах), 1993-1996 (в 9 томах).

По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1975), «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. Писатель стал одним из соавторов (совместно с Ю.Озеровым и О.Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972), посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело более 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом. Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия.

Наряду с творчеством Бондарев ведет активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты». В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги. Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель.

В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-1966 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за выдающиеся достижения в области литературы и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1994 году Юрий Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IХ-Х созывов, был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984-1989), членом ЦК Компартии РСФСР (1990-1991).

Ю.В. Бондарев - действительный член Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почетный член Пушкинской академии, председатель комиссии по присуждению Международной премии М.А. Шолохова.

Живет и работает в городе-герое Москве.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом «Знак Почета», медалями, в том числе двумя медалями «За отвагу», а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994).

Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 8 сентября 2004 года за заслуги в области сохранения исторической памяти героев Сталинградской битвы и большой личный вклад в формирование образа города-героя Волгограда, как центра воинской славы России Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

Дата рождения: 15.03.1924

Русский, советский писатель, прозаик, сценарист, публицист. "Классик" военной прозы. Ветеран Великой Отечественной Войны. Основная проблематика произведений: проблема нравственного выбора (как в военное, так и в мирное время), поиск человеком своего места в мире.

Юрий Васильевич Бондарев родился в городе Орске Оренбургской области. Отец (1896-1988) работал народным следователем, адвокатом, административным работником. В 1931 Бондаревы переехали в Москву.

Школу Бондарев закончил в эвакуации и сразу же был направлен во 2-е Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета. В боях под Котельниковым он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в госпиталь. С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре 1944 был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Закончил войну в звании младшего лейтенанта.

Дебютировал в печати в 1949. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951 семинар К.Г. Паустовского). В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953.

Произведения Бондарева быстро завоевывают популярность и он становится одним из самых печатаемых авторов.

Помимо литературной деятельности Бондарев уделяет внимание кинематографу. Выступает как автор сценария к экранизациям собственных произведений: «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Также Ю. Бондарев был одним из сценаристов киноэпопеи «Освобождение», посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. В 1963 году Ю. Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-66 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Занимал руководящие должности в Союзе Писателей: был членом (с 1967) и секретарем правления (1971-август 91), членом бюро секретариата правления (1986-91), секретарем правления (1970-71), первым зам. председателя правления (1971-90) и председателем правления СП РСФСР (декабрь 1990-94). Кроме того Ю. Бондарев был председателем правления Российского добровольного общества любителей книги (1974-79), членом редколлегии журнала . Бондарев член Высшего творческого совета СП России (с 1994), почетный сопредседатель СП Подмосковья (с 1999). Член редколлегий журналов "Наше наследие", " ", "Кубань" (с 1999), "Мир образования - образование в мире" (с 2001), газеты "Лит. Евразия" (с 1999), Центрального совета движения "Духовное наследие". Академик Академии российской словесности (1996). Избирался депутатом и зам. председателя Совета Национальностей ВС СССР (1984-91). Входил в Думу Славянского Собора (1991), Думу Русского Нац. Собора (1992).

Ю. Бондарев последовательно придерживается коммунистических убеждений. Он был членом ЦК Компартии РСФСР (1990-1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу» в поддержку ГКЧП.

Женат, двое детей (дочери).

Ю. Бондарев вышел из редколлегии журнала в знак протеста против публикации романа "Октябрь Шестнадцатого"

В 1989 Ю. Бондарев заявил, что не считает "возможным быть в составе учредителей советского ПЕН-центра", поскольку в списке учредителей есть те, "с кем я в нравственном несогласии по отношению к литературе, искусству, истории и общечеловеческим ценностям".

В 1994 году Ю. Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Награды писателя

Ордена и медали
Орден Ленина (дважды)
Орден Октябрьской революции
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны 2-й степени
Орден «Знак Почета»
Медаль «За отвагу» (дважды)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией»
Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1973)
Медаль За укрепление боевого содружества (1986)
Орден Дружбы народов (1994, от награждения отказался)
Медаль «За заслуги в пограничной службе» 1-й степени (1999)
Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» (2007)

Другие награды
Большая звезда Дружбы народов (ГДР)
(1972, за сценарий к/ф "Освобождение")
Государственная премия РСФСР (1975, за сценарий к фильму «Горячий снег»)
(1977, 1983, за романы «Берег» и «Выбор»)
Герой Социалистического Труда (1984)
Всероссийская премия «Сталинград» (1997)
Премия "Золотой кортик" и диплом Главкома ВМФ (1999)
Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004)

Литературные премии
Премии журнала (дважды: 1975, 1999)
Премия имени Льва Толстого (1993)
Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1994)

Общероссийская литературная премия " " (2013)

Бондарев Юрий Васильевич (родился в 1924 г.), писатель.

Родился 15 марта 1924 г. в городе Орске Оренбургской области. В 1931 г. вместе с родителями переехал в Москву. Со школьной скамьи был призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия.

Демобилизовавшись после второго ранения (1945 г.), Бондарев в 1946 г. стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, где занимался в семинаре К. Г. Паустовского.

С 1949 г. в журналах начали появляться первые рассказы Бондарева.

Вскоре после окончания в 1951 г. института он был принят в Союз писателей СССР. В 1956 г. увидела свет первая повесть Бондарева - «Юность командиров», - рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни.

Широкую известность писателю принесли две следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.); они явились образцами жанра лирической фронтовой повести.

Событием стал и первый роман Бондарева - «Тишина» (1962-1964 гг.) - одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. В «Тишине», как и в повести «Родственники» (1969 г.), в центре внимания автора - проблемы нравственности в их связи с прошлым и настоящим. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.), в котором Бондарев вплотную подошёл к созданию эпического полотна, хотя действие произведения и ограничено одними сутками и одним событием - боями на подступах к Сталинграду.

В следующих романах - «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994-1995 гг.) - Бондарев обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины XX столетия (его герои - писатель, художник, кинорежиссёр, учёный). Бондарев активно выступал как публицист (сборник статей «Поиск истины», 1976 г.; «Человек несёт в себе мир», 1980 г., и др.); в 80-90-х гг. он всё больше выявлял свою приверженность позиции так называемого патриотического лагеря.

Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают в кино - им созданы киносценарии по многим собственным произведениям, сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972 гг.). С конца 60-х гг. Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Награждён Ленинской премией (1972 г.) и дважды - Государственной премией СССР (1977, 1983 гг.).

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 , и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956 ). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 ) и «Последние залпы» (1959 ) - сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...» (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 - «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969) . Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям - одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975 ), «Выбор» (1980 ), «Игра» (1985 ) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа - «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991 ), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95 . И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам - первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Роман «Бермудский треугольник» (1999 ) посвящен событиям 1993 - расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события - только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978 ), критик и литературовед. Он - автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971 ; «Поиск истины», 1976 ; «Человек несет в себе мир», 1980 ; «Хранители ценностей», 1987 ).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность - это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

Бондарев - общественный деятель, долгие годы (более 25 лет) занимал различные должности в правлении СП СССР, СП РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.