Три пальмы средства художественной выразительности. «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: «ТРИ ПАЛЬМЫ». АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ

Цели урока:

    образовательные: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии; развивающие: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

    воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение).

Планируемые результаты:

Знать определение баллады, уметь почувствовать настроение стихотворения.

Оборудование: презентация, слайд-фильм.

Ход урока:

    Организационный момент (позитивный настрой на работу)

    Проверка домашнего задания

Стихотворение «Парус» наизусть, анализ стихотворения.

Актуализация изученного

Что такое БАЛЛАДА как литературный жанр?

Какие баллады вы уже изучали? Перечислите название и авторов текстов.

    Определение темы и цели урока

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и определим тему урока. А цель?

    Чтение баллады «Три пальмы» учителем (просмотр слайд-фильма с актёрским чтением стихотворения)

    Словарная работа

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

    Усвоение новых знаний, расширение и углубление имеющихся. Беседа по вопросам

Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).

Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем:

БАЛЛАДА - ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие?

Составим план:

    описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,

    упрёки пальм небу,

    описание каравана,

    приветливая встреча усталых путников,

    гибель пальм,

    описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

Часть плана

О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?)

Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»)

Как отнеслись пальмы к приходу гостей?

Как поступили люди с пальмами?

Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»).

Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

« По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем:

АЛЛИТЕРАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).

    Подведение итогов урока

Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.

Рефлексия (синквейн)

Пальмы

Гордые, зелёные

Роптать, важничать, умереть

Олицетворение поверженной красоты

Эгоцентричность

    Домашнее задание.

С.183-185, задание №3 выполнить в тетради, проинтонировать стихи, определить стихотворный размер.

Список использованной литературы:

    Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012

    Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002

    Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..

Стихотворение Лермонтова Три пальмы наполнено философскими размышлениями, где писатель пытается рассуждать о смысле жизни и бренности человеческого бытия. Давайте сделаем анализ стихотворения Три пальмы, которое изучают в 6 классе.

Жанр и композиция стихотворения

По жанровой направленности Три пальмы можно отнести к балладе с восточными мотивами. Стихотворение переносит читателей в оазис Аравийской пустыни, где и происходят главные события.

Говоря о композиции и структуре лирической баллады, это произведение с четким сюжетом, где автор использует такие художественные приемы, как эпитеты, метафоры и олицетворение. На всем протяжении повествования, прослеживается кольцевая композиция. В начале работы представлена жизнь в райском уголке оазиса, где редкому путнику открывается райский уголок, живительная влага и зелень пальм. В конце произведения, описывая все тот же оазис, автор изображает смерть, пепел, тоску, боль и печаль.

Три пальмы: анализ кратко

Анализируя стихотворение Три Пальмы по плану, мы не видим в нем главных лирических героев. В их роли выступает природа, а именно, три пальмы, что росли в пустыне. Эти деревья оживают и начинают рассуждать, словно человек. Пальмы красивы и полны энергии из-за питательного живительного источника, который протекает рядом. Три пальмы свежи, но при этом они не чувствуют удовлетворения от жизни, как из-за гордыни не замечают, что благодаря им пустыня оживает. Вопреки всему, пальмам кажется, что они бесполезны, поэтому и решают обратиться к Богу. Они просят послать им путников и их желание тут же было исполнено. Увидев караван три пальмы очень обрадовались. Однако их радость была недолгой. Люди, испив воды, начали терзать деревья, ведь им был нужен огонь, чтобы согреваться ночью. В итоге, райский уголок превращается в выжженную пустыню. Только пепел оставили после себя люди, где тонкая струйка ручья теперь борется за жизнь под лучами палящего солнца. Но без защиты зеленой растительности ручью остается жить недолго.

Таким образом, раскрывая сюжетную линию, писатель затрагивает религиозную тематику. Автор хочет показать насколько губительно противоречить своей судьбе. К тому же, анализируя стихотворение Три пальмы, мы видим что хочет раскрыть тему отношений человека и природы, затрагивая вопросы бытия и смысла существования. Писатель показывает людям насколько фатальными бывают сиюминутные желания. Он хочет донести, что важно думать не только о настоящем, но и о будущем. Важно думать о том, что останется после нас потомкам. Ведь подобная бессердечность рушит гармонию мира, уничтожая природу. Поэтому и призывает поэт задуматься над своими поступками, и поменять отношение к природе, начав мирное сосуществование.

« Три пальмы » — это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Сюжет, к которому обратился автор, продолжает тему, звучащую в « Демоне », « Мцыри » , «Герое нашего времени». Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости. у стихотворения кольцевая композиция. В основе лежит приём антитезы (противопоставления). Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскаленных песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразна и скучна. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе … Ярко и интересно. Им захотелось новых впечатлений, красок, звуков.

Захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? .. » Роптать на Бога большой грех. Но Господь милостиво исполняет их желание — к оазису приближается богатый караван. Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Под тенью широких листьев так приятно отдыхать … Вода в ручье такая вкусная … Но люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис только ради того, чтобы провести ночь у костра. Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который не сможет вовремя наполнить свою флягу … Эти же люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль …

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики — это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы — это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: пальмы пали без жизни, с них сорвали одежду, изрублены их тела.

Философский смысл стихотворения « Три пальмы » носит религиозный характер и основан на библейском представлении об устройстве мироздания. Поэт убеждён, что у Бога можно вымолить всё. Вот только будет ли счастлив человек, когда получит то, что хотел? Ведь если жизнь идёт своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть основания. А для тех, кто желания ставит выше своих возможностей, жизнь может закончиться трагически. Может быть, пальмы были слишком горды и не сумели понять, что их главным предназначением было сохранить источник жизни в пустыне? Так и человеку не дано постичь все высшие законы.

Выразительные средства языка помогли автору передать эту историю в романтическом стиле. Поэт использует красочные эпитеты (гордые пальмы; пылающая грудь; упругие корни; студёная влага; роскошные листья; звучный ручей; золотой песок; чёрные очи; гремучий ключ; хохлатый коршун), и сравнения (караван, как в море челнок; люди — малые дети; пальмы — питомцы столетий).

Лермонтов отбирает точную лексику для изображения самых различных впечатлений и настроений. Вот какими словами он создаёт, например, ощущение хаоса, беспорядка и суеты: «Звонков раздавались нес тройные звуки » ; « пестрели коврами покрытые вьюки»; «с криком и свистом несясь по песку»; «подходит, шумя, караван». Произведение имеет богатый интонационный рисунок: в нём много пауз, восклицаний, вопросов и многоточий.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы , они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы . Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера . Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения , ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.
  5. Основная мысль

    Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

    Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

    Средства художественной выразительности

    М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».

    Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Три пальмы

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали…

И стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит шумя караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

1839 г.

Фарис (арабск.) – всадник, наездник.

Автограф не сохранился.

В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1839 г.

В литературе указывалось на связь этой баллады с IX-м «подражанием Корану» Пушкина («И путник усталый на бога роптал»), напечатанным в 1826 г.

По словам Белинского, «пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. IV, с. 534).

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова (1)

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм.

История создания
Произведение "Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в "Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из "Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения
Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (""степи аравийской земли”"), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция
У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в ""седой и холодный”" пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются ""три гордые пальмы”". Пальмы не желают жить ""без пользы”". Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: ""Не прав твой, о небо, святой приговор!”". И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду ""студеной водой”" из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: ""По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”".

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой. Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Жанр
По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма - секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности
В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:
эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
сравнения (люди – "«малые дети»", караван "«шел, колыхаясь, как в море челнок»";
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука "р”.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2)

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.