Земные откровения космонавта виталия жолобова. Летчик-космонавт ссср герой советского союза виталий жолобов: "возможен ли секс в космосе? а почему нет? во всяком случае, тренировки на земле продолжаются" Космонавт жолобов биография

Скандалы советской эпохи Раззаков Федор

Прерванный полет (Борис Волынов / Виталий Жолобов)

Прерванный полет

(Борис Волынов / Виталий Жолобов)

В начале июля в очередной полет отправились два советских космонавта: Борис Волынов и Виталий Жолобов. Однако этому полету суждено будет стать одним из самых скандальных за всю историю, поскольку космонавты не смогут найти взаимопонимания друг с другом и их полет будет прерван раньше срока (им предстояло пробыть на орбите еще две недели).

Между тем еще до запуска нашлись скептики из числа работников Центра управлением полетами, которые предрекли полету печальную участь. Правда, этим скептикам никто не поверил, поскольку их выводы базировались на… суеверии. По их мнению, полет ждала неудача из-за того, что один из космонавтов – Жолобов – впервые летит в космос с усами. Ерунда вроде бы, однако…

Космонавты вернулись 24 августа 1976 года в 21.33 по московскому времени. В газетах, естественно, не было ни слова про то, что полет прекратился раньше срока, поэтому о случившемся знал только узкий круг избранных лиц. Один из них – А. Елисеев – так описывает закулисье тех событий:

«Недели за две до запланированного окончания полета мы получаем экстренный вызов в Центр управления для досрочного возвращения экипажа. Волынов как командир корабля потребовал немедленного спуска в связи с тем, что у Жолобова резко ухудшилось состояние здоровья. По его словам, Жолобов был бледен, слаб, выглядел как тяжело больной человек, и состояние его быстро ухудшалось. Жолобов подтверждал свое плохое самочувствие и необходимость срочной посадки. Тревожное сообщение с борта выбило всех из колеи. Медицинские параметры обоих космонавтов находились в норме, и у врачей не было формальных оснований для беспокойства. С Борисом Волыновым решил доверительно переговорить Герман Титов – второй космонавт планеты. Германа все, безусловно, уважали, и мы надеялись, что ему удастся узнать какие-то детали. Но зря. Борис лишь добавил, что у него тоже сильно болит голова, и повторил, что состояние Жолобова совсем плохое. Полет был прекращен.

К удивлению группы встречающих, оба космонавта сразу после посадки выглядели вполне здоровыми. После возвращения в Москву специалисты попросили их объяснить, что же произошло. Оба сказали, что в станции появился сильный запах азотной кислоты и находиться там стало невозможно. Очень странное заявление. Азотная кислота на станции действительно была – она использовалась в качестве окислителя в двигательной установке, но попасть в жилой отсек не могла. Баки с топливом находились в вакууме, снаружи герметического корпуса станции. Поскольку оба космонавта настаивали на наличии запаха кислоты, следующая экспедиция полетела на станцию с противогазами и большим набором реагентов, позволяющих провести объективный анализ химического состава атмосферы жилого отсека. При анализе отклонений от нормы обнаружено не было. Космонавты, проведшие этот анализ, после снятия противогазов посторонних запахов не почувствовали. Спрашивается, что же случилось в предыдущем полете? Никакая гипотеза, кроме психологического расстройства, объяснения происшедшему не давала…»

Из книги Владимир, или Прерванный полет автора Влади Марина

Марина Влади ВЛАДИМИР, или Прерванный полет Маме, Тане, Бернару, Жан-Марку, Минде, Игорьку, Андрею и Симоне… У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но

автора Калашников Максим

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 1. О ЦЕННОСТИ ИМПЕРСКОЙ МОЩИ И АТОМНО - РАКЕТНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «УРАГАННЫХ ПТИЦ». ЛЮФТВАФФЕ 1946 ГОДА И УРОКИ, НАМИ ИЗВЛЕЧЕННЫЕ. «Вы - немец от головы до ног, бронированная пехота, производитель машин, у вас и нервы, я

Из книги Сломанный меч Империи автора Калашников Максим

ГЛАВА 14 ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «ОРЛАНОВ». РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ - ТЯЖЕЛЫЕ, АТОМНЫЕ, РАКЕТНЫЕ… 1 Мы создаем эту книгу не как плач по потерянному величию. Хотя можем исписать десятки страниц, изображая нынешнее (писано в 1996-м) состояние того, что некогда было флотом великой

Из книги Столетняя война автора Фавье Жан

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Виталий Кличко У еще одного лидера Евромайдана, знаменитого боксера и руководителя партии «Удар» Виталия Кличко, в отличие от его коллеги и соперника Тягнибока, уже есть квартира в Киеве. Трехуровневые апартаменты депутата площадью 225 квадратных метров выполнены в

автора Раззаков Федор

Неистовый Борис (Борис Андреев) Популярный киноактер Борис Андреев стал известен широкому зрителю с конца 30-х годов. И практически сразу он стал героем ряда громких скандалов, которые были широко известны в народе не благодаря СМИ (те в советские годы подобные события

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Прерванный показ (Марк Донской) В 1965 году кинорежиссер Марк Донской приступил к съемкам первого фильма дилогии о матери В. Ленина «Сердце матери». Во время съемок на площадке находилась еще одна съемочная группа – она снимала документальный фильм о самом Марке Донском.

Из книги КГБ – ЦРУ: Кто сильнее? автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Глава первая Прерванный полёт Шпионские акции ЦРУ в советском воздушном пространствеСчёт сбитым иностранным самолётам советской ПВО был открыт 16 июня и 13 июля 1952 года шведскими самолётами-разведчиками PBY Catalina и DC-3. Это вынудило США и их союзников изменить тактику.С 1954

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ПОЛЕТ, ПРЕРВАННЫЙ УКРАИНСКОЙ РАКЕТОЙ Катастрофа пассажирского самолета Ту-154, совершавшего 1 октября 2001 года полет Тель-Авив-Новосибирск, шокировала весь мир. Авиалайнер, все системы которого работают без сбоя, без видимой причины взрывается и падает в море. Диверсия?

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Прилуков Виталий Михайлович Биографическая справка: Виталий Михайлович Прилуков родился в 1937 году. Образование высшее, окончил Пермский авиационный техникум, Пермский политехнический институт.В 1969–1972 годы - заместитель начальника, начальник сборочного цеха

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне 21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

Прерванный «Полет» C июля 1956 г. по май 1960 г. Президент США Дуайт Эйзенхауэр лично отдавал секретные приказы на каждый полет разведывательных самолетов У-2 в глубь России и следил за выполнением задания, в том числе и за полетом 9 апреля 1960 г., когда разведчик прошел над

Из книги Оборона полуострова Ханко автора Чернышев Александр Алексеевич

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Прерванный поход Подробности похода 944 г. известны только по летописному сказанию. Вероятно, Игорь со своей дружиной отправился из восточного Крыма к дунайскому устью, встретившись здесь с посаженным в ладьи ополчением Киевской земли и подоспевшими печенегами. Повесть

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

4.2. ПРЕРВАННЫЙ ПУТЬ МОСКОВСКОЙ РУСИ - ТРАГЕДИЯ ИЛИ БЛАГО? Хвала Петру I. О старой, допетровской России до сих пор ведется спор: нуждалась ли она в реформах Петра I, сломавших прежний ход жизни? Была ли Россия конца XVII в. настолько безнадежно отсталой, что спасти её могла лишь

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Виталий В конце 1935 года маленькое, но сразу же очень лучезарное солнышко появилось и у нас – родился мой брат Виталий. Вместе с ним пришло какое-то иное ощущение себя в этом мире, словно оно получило свое продолжение в пространстве и новую, какую-то двойственную, основу.

, Голопристанский район , Херсонская область , Украинская ССР , СССР

Награды:

Вита́лий Миха́йлович Жо́лобов (укр. Віталій Михайлович Жолобов ; род. 18 июня ) - советский космонавт и украинский политик, Герой Советского Союза .

Член Международной ассоциации космических полетов, Международной авиационной федерации, Международной ассоциации полицейских.

Биография

Космические полёты

  • .
  • . Видеоэнциклопедия «Космонавты». Телестудия Роскосмоса .

Виталий Михайлович Жолобов (укр. Віталій Михайлович Жолобов; род. 18 июня 1937) - советский космонавт и украинский политик, Герой Советского Союза.

Член Международной ассоциации космических полетов, Международной авиационной федерации, Международной ассоциации полицейских.

Биография

Виталий Жолобов родился 18 июня 1937 года, в селе Старая Збурьевка Голопристанского района Херсонской области Украинской ССР. В 1959 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии, потом служил в авиационной части. В 1974 году окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина.

С 1963 года по 1981 год работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В группе космонавтов - с 1963 года.

Космические полёты

Виталий Жолобов с 6 июля по 24 августа 1976 года совершил полёт в космос вместе с Борисом Волыновым на космическом корабле Союз-21 к орбитальной станции Салют-5 в качестве бортинженера. Из-за плохого самочувствия В. М. Жолобова, заболевшего после ликвидации последствий аварии на борту, полёт был прерван через 49 суток.

Политическая и общественная деятельность

В 1981 был уволен в запас из рядов Советской Армии с должности командира группы слушателей-космонавтов и инструктора-космонавта с правом ношения военной формы. В 1982 переехал в Киев.

С 1983 по 1987 работал заместителем генерального директора научно-производственного объединения «Маяк», избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов.

В 1986 - участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В 1987-1991 - начальник аэрокосмогеологической партии в г. Ноябрьск Тюменской области РСФСР. В 1991-1992 - заведующий кафедрой филиала Института повышения квалификации Министерства геологии России. С 1993 - председатель Совета Героев Советского Союза г. Киева. В 1993 избран действительным членом Транспортной академии Украины.

В 1994 году избран в Херсонской области Председателем Херсонского областного совета - главой Херсонской областной администрации. Занимал эту должность до 1996 года.

С 12 июня 1996 года по 4 февраля 1997 года занимал должность заместителя Генерального директора Национального космического агентства Украины. С 1999 - председатель совета Киевской организации «Слава», с 2001 - президент Всеукраинского объединения «Слава».

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
  • Орден Ленина (01.09.1976).
  • Орден «За заслуги» III ст. (11 апреля 2008 года) - за значительный личный вклад в укрепление ракетно-космического потенциала Украины, весомые достижения в создании и внедрении космических систем и технологий, высокое профессиональное мастерство.
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
  • Медаль «За освоение целинных земель» (1976).
  • Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР» (1977).
  • 8 юбилейных медалей.
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1976).
  • Почётный гражданин Байконура, Херсона, Голой Пристани, Калуги, Прокопьевска, Целинограда.


Ж олобов Виталий Михайлович – бортинженер космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5», лётчик-космонавт СССР, полковник-инженер.

Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка ныне Голопристанского района Херсонской области (Украина) в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1966 года. В 1954 году окончил среднюю школу №164 в городе Баку (Азербайджан), в 1959 году – Азербайджанский институт нефти и химии имени Мешади Азизбекова (ныне – Азербайджанская государственная нефтяная академия) по специальности «Автоматические, телемеханические и электроизмерительные приборы и устройства».

В Советскую армию был призван в июле 1959 года. Проходил службу в в/ч 15644 (на полигоне Капустин Яр): начальник машины отделения РУД инженерно-испытательной команды (с августа 1959 года), инженер-испытатель 3-го отдела (с января 1960 года).

В 1962 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в ноябре получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК) для зачисления в отряд космонавтов. 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.

С января 1963 по январь 1965 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП). 13 января 1965 года после сдачи экзаменов по ОКП получил квалификацию «космонавт ВВС». В январе 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы). С сентября 1966 по 1971 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. 30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 2-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК. С ноября 1971 по апрель 1972 года проходил подготовку в условном экипаже вместе с .

С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с . Полет был отменен из-за разгерметизации ОПС «Алмаз» на орбите в апреле 1973 года.

С 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку к полету ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции, вместе с . Во время старта КК «Союз-14» 3 июля 1974 года был дублером бортинженера корабля.

В июле 1974 года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.

С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку к полету на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера основного экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с . 30 марта 1976 года был назначен космонавтом группы КЛА специального назначения.

6 июля – 24 августа 1976 года совершил космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды (совместно с полковником ). За время этого космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта.

З а успешное осуществление орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года лётчику-космонавту СССР полковнику-инженеру Жолобову Виталию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11262).

После космического полёта В.М.Жолобов продолжал службу в ЦПК имени Гагарина. С января 1978 года – командир группы слушателей-космонавтов и инструкторов-космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1981 года полковник-инженер В.М.Жолобов – в запасе.

С апреля 1983 по февраль 1987 года работал помощником генерального директора научно-производственного объединения «Маяк» по гражданской обороне (Киев), начальником штаба гражданской обороны научно-исследовательского института электромеханических приборов, избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов. В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, занимался эвакуацией людей и оборудования из города Припять.

В феврале 1987 года перевелся на должность заведующего лабораторией наклонного бурения Ноябрьского комплексного научно-исследовательского отдела для обеспечения работ в объединении «Ноябрьскнефтегаз» в городе Ноябрьск Тюменской области; 21 февраля 1987 года был переведен в Управление «Запсибнефтегеофизика». В августе 1987 года был назначен начальником организованной им Ноябрьской аэрокосмогеологической партии по поиску полезных ископаемых. С 1990 по январь 1991 года работал заведующим кафедрой аэрокосмогеологии и геодезии, с января 1991 по декабрь 1992 года – заведующим кафедрой геодезии и картографии аэрокосмогеологических исследований филиала Института повышения квалификации (ИПК) Мингеологии СССР (с января 1992 года – Институт менеджмента, бизнеса и переподготовки кадров Госкомитета Украины по геологии и использованию недр) в Киеве. С января по ноября 1993 года работал председателем спорткомитета в инновационном объединении «Мираж».

С июля 1994 по июнь 1996 года – председатель Херсонского областного совета народных депутатов, с июля 1995 по июнь 1996 года – глава Херсонской областной государственной администрации. С июня 1996 по февраль 1997 года – заместитель Генерального директора Национального космического агентства Украины. С августа 1997 по июль 1998 года – заместитель директора ООО «Таврия-Импэкс ЛТД». С ноября 1998 года работал заместителем генерального директора ТОО «Калита». С апреля 2002 года – президент Аэрокосмического товарищества Украины.

Активно занимается общественной деятельностью. Являлся заместителем председателя оргкомитета акции «Колокола Чернобыля». Организовывал ряд значительных международных акций по социальной защите пострадавших от аварии на ЧАЭС. В 1993 году стал инициатором создания и возглавил Херсонский фонд «Космонавт Гагарин» по социальной защите инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев и пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Является президентом Всеукраинского Объединения «Слава», созданного под патронажем Государственного комитета связи и информации, которое объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и членов их семей.

Живет в Киеве (Украина).

Полковник-инженер (29.08.1976). Награждён советским орденом Ленина (1.09.1976), медалями, в том числе «За освоение целинных земель» (1976) и «За отличие в охране государственной границы» (1977), украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (11.04.2008), российской медалью «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Летчик-космонавт СССР (1.09.1976). Заслуженный мастер спорта СССР (17.09.1976). Государственный служащий 1-го ранга (Украина, 5.10.1994). Академик транспортной академии Украины (1994).

Почётный гражданин городов Гагарин (Смоленская область), Калуга (8.09.1976), Ленинск (ныне Байконур, Казахстан), Прокопьевск (Кемеровская область), Тернополь (Украина), Херсон (Украина; 16.12.1976), Целиноград (ныне Астана, Казахстан), посёлка Голая Пристань (Херсонская область, Украина).

Виталий Жолобов родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Херсонской области, Украина. Член КПСС с 1966 года. В 1954 году окончил среднюю школу № 164 в городе Баку, Азербайджан, в 1959 году - Азербайджанский институт нефти и химии имени Мешади Азизбекова, ныне - Азербайджанская государственная нефтяная академия, по специальности «Автоматические, телемеханические и электроизмерительные приборы и устройства».

В Советскую армию был призван в июле 1959 года. Проходил службу в в/ч 15644, инженер­ испытатель 3-­го отдела.

В 1962 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале и в ноябре получил допуск Центральной врачебно-­летной комиссии для зачисления в отряд космонавтов. 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-­космонавта.

С января 1963 по январь 1965 года проходил общекосмическую подготовку. 13 января 1965 года после сдачи экзаменов по ОКП получил квалификацию «космонавт ВВС». В январе 1965 года был назначен на должность космонавта 2­го отряда (военные космические программы). С сентября 1966 по 1971 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. 30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 2­-го отдела 1­-го управления 1­-го НИИ ЦПК. С ноября 1971 по апрель 1972 года проходил подготовку в условном экипаже вместе с В.В.Горбатко.

В период с 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС­-101 «Алмаз» в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 1­й экспедиции, вместе с Волыновым. Полет был отменен из­-за разгерметизации ОПС «Алмаз» на орбите в апреле 1973 года.

В июле 1974 года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно­-политическую академию имени В.И.Ленина.

В 1976 году 6 июля - 24 августа совершил космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-­21» и орбитальной станции «Салют­-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды. За время этого космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют­-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта.

За успешное осуществление орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года лётчику­космонавту СССР полковнику-­инженеру Жолобову Виталию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После космического полёта Жолобов продолжал службу в ЦПК имени Гагарина. С января 1978 года - командир группы слушателей-­космонавтов и инструкторов­космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1981 года полковник-­инженер Жолобов - в запасе.

С апреля 1983 по февраль 1987 года работал помощником генерального директора научно­-производственного объединения «Маяк» по гражданской обороне, начальником штаба гражданской обороны научно­ исследовательского института электромеханических приборов, избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов. В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, занимался эвакуацией людей и оборудования из города Припять.

С июля 1994 по июнь 1996 года - председатель Херсонского областного совета народных депутатов, с июля 1995 по июнь 1996 года - глава Херсонской областной государственной администрации. С июня 1996 по февраль 1997 года - заместитель Генерального директора Национального космического агентства Украины. С августа 1997 по июль 1998 года - заместитель директора ООО «Таврия­-Импэкс ЛТД». С ноября 1998 года работал заместителем генерального директора ТОО «Калита». С апреля 2002 года - президент Аэрокосмического товарищества Украины.

Награждён советским орденом Ленина, медалями, в том числе «За освоение целинных земель» и «За отличие в охране государственной границы», украинским орденом «За заслуги» 3-­й степени, российской медалью «За заслуги в освоении космоса».

Летчик­-космонавт СССР. Заслуженный мастер спорта СССР. Государственный служащий 1­-го ранга. Академик транспортной академии Украины.

Почётный гражданин городов Гагарин, Калуга, Ленинск, Прокопьевск, Тернополь, Херсон, Целиноград, посёлка Голая Пристань.