Какая империя прославилась в древней индии. Индия в конце II тысячелетия до н

Древняя Индия: династии, империи, правление Индии.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры по всему миру

Пять тысяч лет назад на северо-западе Индии (в Хараппе и Мохенджо-Даре) жизнь уже била ключом, строились города, торговцы торговали, ремесленники производили изящные и полезные вещи, работники культуры развлекали трудовой народ. Вся остальная территория Индии была пустынна: редкие племена пребывали в каменном веке, а на месте современных мегаполисов и прибрежных курортов находились болота и непроходимые джунгли.

Прошла тысяча лет - предки современных индийцев стали потихоньку осушать болота и прорубаться через девственные леса. Ведь наступил железный век, и люди научились добывать руду, производить железо и мастерить из него инструменты. За следующие пятьсот лет практически вся долина Ганга была освоена и заселена.

Отдельные общины и мелкие государства враждовали между собой за доступ к главной водной артерии, пока не были объединены (путем захвата, разумеется) правителями Магадха. И вовремя!

В четвертом веке до новой эры на территорию Индии вторгся Александр Македонский. Он довольно легко захватил окрестности Инда, но земли на берегах Ганга ему не дались. Индийская контрпропаганда сработала четко и эффективно: слухи об огромных армиях и тысячах свирепых боевых слонов, заставили македонское войско перейти к открытому неповиновению своему предводителю - Александру пришлось смириться и отступить в Персию.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Первая индийская империя

После отступления Александра Великого власть в Мадагхе была захвачена Чандрагуптой Маурьей в результате кровавого сражения, в котором принимали участие миллион человек, сто тысяч лошадей и десять тысяч слонов. Так образовалась первая индийская империя - империя Маурьев, простирающаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива.

На закате жизни Чандрагупта отказался от трона, предался добровольному голоданию в духе джайнистких аскетических традиций, отчего и умер. На месте его смерти до сих пор возвышается храм.

Правление Ашоки

Империя росла и развивалась, товары перевозились по безопасным дорогам и рекам, дипломатические связи с соседями позволяли поддерживать мир в регионе. Наступила эпоха процветания, высшей точкой которой стало правление Ашоки, который подчинил еще немного территории и активно распространял буддизм на подведомственных землях. Как прогрессивный монарх Ашока запретил принудительные работы, строил университеты и больницы, боролся за сохранение окружающей среды и редких видов животных.

Через полвека после смерти Ашоки империя Маурьев пала. Во время парада последний царь Маурьев был злодейски убит военачальником Шунга, который провозгласил себя родоначальником новой династии. Начались преследования буддистов, разрушения храмов. К счастью власть Шунги продержалась сравнительно недолго.

Греки и скифы

Династия пала и на территории Индии возникло индо-греческое царство. На протяжении следующих двух столетий (180 год до н. э. - 10 год н. э.) в Индии правили греки. Их смела волна пришедших с севера скифов - возникло индо-скифское царство, просуществовавшее до тех пор пока его не сменило Кушанское царство.

Кушанское царство

Первый кушанский правитель Куджула Кадфиз скромно именовал себя царем царей. Его сын продолжил папины завоевания, и в результате империя захватила территории современного Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Караваны пряностей, драгоценных камней, сахара и слоновой кости двигались по суше в Рим и Китай. Морские торговцы доплывали на своих кораблях до Александрии. Таможня стала существенным источником дохода. Строились города, а городские обычаи и привычки распространялись и на сельскую местность. Буддизм, поддерживаемый властями, стал наиболее популярной религией. Империя просуществовала до третьего века новой эры, а потом потихоньку начала распадаться.

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Цели темы :

  • Понять исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств;
  • Показать деспотию как политическую систему древневосточных государств;

Вопросы темы :

  1. Древний Египет.
  2. Древний Вавилон.
  3. Древняя Индия.
  4. Древний Китай.

Деспоти́зм (от др.-греч. δεσποτία ) — неограниченная власть.

Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин

Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.

  1. Древний Египет.

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил, где сельское хозяйство было связано с ежегодными разливами Нила и строительством ирригационных сооружений и использованием труда военнопленных рабов. Классовое общество в Египте сложилось в первой полов и не IV тыс. до н.э., а государство образовалось во второй пол о вине этого тысячелетия. Оно называлось государством номов, возникшем на Верхнем Египте, которое затем завоевывает весь Ег и пет.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

Раннее царство (3100–2800 гг. до н.э.);

Древнее или Ст а рое царство (около 2800–2250 гг. до н.э.);

Среднее ца р ство (около 2250–1700 гг. до н.э.);

Новое царство (около 1580–1070 гг. до н.э.);

Позднее царство (VII в до н.э. – VI в до н.э.).

Периоды между Древним, Средним и Н о вым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая держава, завоевавшая соседние народы. В ее с о став вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и др. богатые обла с ти . В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоеват е лей, сначала персов, затем римлян.

Общественный строй : Основной хозяйственной и обществе н ной ячейкой в Древнем Египте была сельская община , внутри к о торой происходило расслоение общества, интенсификация сел ь ского хозяйства, присвоение прибавочного продукта сначала общинной верхушкой, затем централизованным госуда р ством.

Социальная структура в Древнем Египте не оставалась неизм е ненной на протяжении многих тысячелетий его истории. Образ о вание основных классов усилилось в конце IV тыс. до н.э. В это время формируется господствующий социальный слой в составе родоплеменной аристократии, жрецов, зажиточных общи н ников-крестьян. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, из которого образуется арист о кратическая верхушка крестьян.

Она постепенно забирает функцию управления сложной ирр и гационной системой, способствует созданию единого централиз о ванного государства. Её экономическая и политическая мощь растет. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых посел е ний, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц: р а бы-военнопленные, соплеменники, "слуги царя". Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом и брали часть урожая. Практиковалась и самопродажа египтян за долги, превращение в рабов преступников.

В период Среднего царства происходит развитие торговли с Сирией, Нубией, рост городов, расширение сельхозпроизводства. Это привело к росту царского хозяйства и укреплению позиций частного рабовладельческого хозяйства, превращению сельских общин в податные единицы. Среди общинников-крестьян, наз ы вавшихся неджес (маленькие), выделяются сильные неджес, ра с полагающие правами частных землевладельцев. Рабы, неполноправная беднота, разоривши е ся общинники-крестьяне, беднейшие слои городского населения составляли р а бочую силу царско-храмовых хозяйств, египетской аристократии, зажиточных общи н ников и богатых ремесленников.

Усиление эксплуатации свободных общинников-крестьян и различных категорий неполноправной бедноты города и д е ревни, рабов приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства, которое выразилось в крупном восстании трудовых масс против существующего строя. Это свидетел ь ствует о противоречии между рабовладельческим госуда р ством и основной эксплуатируемой им массой свободных крест ь ян.

Социальная структура Древнего Египта еще больше усложняе т ся в Новом царстве, когда Египет превращается в огромную де р жаву – империю, возглавляемую всевластным фараоном- деспотом. Меняется положение господствующего класса в зависимости от его занимаемой должностной иерархии и нахождения близко к фараону и его двору. С усилением неограниченной вл а сти фараонов еще в Среднем царстве складывается система перераспределения рабочей силы. Эта система укрепляется в Новом царстве путем п е реписи населения с целью определения налога, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Архитектора, ювелира, художника относ и ли к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчу ж даемую частную собственность.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было лупить или продать как рабов.

Государственный строй: Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за и с ключением непродолжительных периодов его распада. Еще в Древнем царстве проявляются черты восточной деспотии, склад ы вается централизованный бюрократический аппарат, на который опирается фараон. Фараону присваивается священный титул "сына бога Солнца", вырабатывается особо торжественный ритуал их п о гребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды, которые подавляют воображение людей, вн у шают им священный страх и почтение перед троном.

Наибольшего могущества Древний Египет достигает в период Нового царства, когда окончательно складывается теократич е ская деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью по д чинившего себе управление общинами.

Власть фараона в Древнем Египте передавалась по наследс т ву. Фараон считался первосвященником и богом, от которого з а висели якобы урожай, справедливость и безопасность. Всякий социал ь ный протест против царя считался преступлением против религии. Фараон как носитель высшей государственной власти обладал правом на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам и пр. Фараон возглавлял централизованный администр а тивный аппарат, назначал всех высших чиновников, даровал им земли, титулы. Чиновники одновременно могли заниматься хозя й ственной, религиозной, военной и судебной де я тельностью.

Особую роль в управлении государством играл царский двор. О развитии функции госаппарата могут свидетельствовать изм е нения полномочий первого помощника фараона – джати. Джати – снач а ла жрец города – резиденции правителя, вместе с тем начальник царского дворца, ведающий придворным церемониалом, канцел я рией фараона. Со временем джати осуществляет контроль за всем управлением в стране в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения, сосредоточивает высшую военную власть, осуществляет высшие судебные фун к ции. Обо всем докладывает царю.

В древнем Египте существовал еще т.н. институт "послу ш ных призыву" , куда входили крупные сановники, свободные и рабы, каждый в свою группу. "Послушные призыву" – это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнять приказ св о его господина.

В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Они возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву". Они ведали тремя ведомс т вами – военным, налоговым и ведомством общественных работ.

Местное управление : Древнее царство - это объединение н е больших сельских общин во главе с общинными старостами и о б щинными советами – джаджаты . Общинные советы, состо я щие из представителей зажиточных крестьян, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земель, наблюдали за состоянием сети и с кусственного орошения, за развитием земледелия. В Среднем ца р стве, в связи с усилением центрального аппарата как общинные советы, так и номархи – представители небольших государств – теряли свою самостоятельность, в Новом царстве страна делилась на области и на два большие округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники.

Армия : В Древнем царстве регулярной армии не существов а ло. Армия создавалась на случай проведения военных операций для захвата рабов, скота, другого имущества из ополченцев по всей стране. Участие в таких военных походах было делом прибыл ь ным. Кадрового офицерства не было.

Развитие внешней торговли, расширение границ государства за счет соседних территорий потребовали строительства пограни ч ных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем и регулярной армии. Очень рано в Египте было создано специал ь ное военное ведомство – "дом оружия", ведавшее вооружением армии, постройкой крепостей, сооружением кораблей. За особую доблесть и заслуги воины награждались земельными наделами, рабами, скотом. В Египте стало рано формироваться кадровое офицерство, царская гвардия – личная охрана царя. В Новом ца р стве в связи с активной внешней политикой создается большая боеспособная армия, проводятся специальные военные учения и тренировки воинов, создается наряду с конницей и пехотой такой род войск, как боевая колесница. Армия сначала в ы полняла также и полицейскую функцию. В эпоху Нового царства ее стали выпо л нять специальные полицейские отр я ды.

Судоустройство: Суд на всех этапах развития египетского общества не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции м е стного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах сам о управления, которые решают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини ист и ны". Высшие надзорные функции над деятельностью царских с у дей осуществлял сам фараон или джати. Он возглавлял высший суд "шести палат" в столице, а в Новом царстве – колл е гию из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для расследования тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Р е шение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царскими чиновниками.

2. Древний Вавилон.

Возникновению во II тыс. до н.э. древневавилонского гос у дарства предшествовала длительная история становления класс о вого общества и государства в Месопотамии, где еще в IV тыс. до н.э. начало развиваться земледелие, связанное с проведением и р ригационных работ.

Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV начале III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений землевл а дельцев. Рост сельскохозяйственного и ремесленного прои з водства способствовал укреплению месопотамских городов, четко наметились социальные различия, выделилась родовая арист о кратия, сложилось царско-храмовое хозяйство, основанное на присвоении общинной земли.

В городах развивается простейший аппарат управления, зан и мающийся вопросами орошения, учетом земель, храмовым хозя й ством, культом, общественными работами, который затем становится аппаратом города-государства с новыми фун к циями.

Классовое расслоение затронуло, прежде всего, две племенные группы, населяющие Двуречье: шумеров и аккадян , с которыми слились различные другие племенные группы, сохранив назв а ния основных его частей – Шумера на Юге и Аккада на Севере.

Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов, основанных семитами был Аккад, распол о женный на берегу Евфрата, при царстве Саргона в конце XXIV в. до н.э., ставший центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав относительно о б ширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Са р гон принял титул "царя Шумера и Аккада", "царя четырех стран света". В XXII–XX вв. до н.э. его заменяет новошумерская дин а стия Ура.

Особое место в истории страны принадлежит древневавило н скому царству, достигшему своего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), границы которого простирались от перси д ского залива до Сирии. Вавилон неоднократно подвергался наш е ствию горных племен, разрушался, каждый раз восставал из руин, но в III в. до н.э. фактически прекращает свое существов а ние.

Социал ь ная структура Вавилона отличалась особой сложностью, которая была связана с многоукладным характером его экономики, с нез а вершенностью классового образования и относительно высоким уровнем товарно-денежных отношений.

Наиболее четкие социальные границы, неприкрытые формы классово-антагонистических противоречий проявились здесь ме ж ду рабами и рабовладельцами. Рабство накладывало свой отпеч а ток на социальные отношения, идеологию, психологию, право Вавилона. Вместе с тем рабский труд в Вавилоне никогда не преобладал ни в одной из отраслей производства. Он был одним из т и пов принудительного труда.

В нововавилонском царстве раб все чаще выступал в качестве землевладельца-арендатора. Некоторые рабы вели свое хозя й ство как свободные, имели семью, владели землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брали и давали ссуду, продавали и покупали рабов и нанимали для работы свободных, в ы ступали в суде. Ведя свое хозяйство, раб был обязан ежемесячно платить своеобразный оброк своему господину.

Кроме того, в Вавилоне существовали еще две обособленные группы: авилумы, занимавшие высшее положение и мушк е нумы, служащие царю и пользующиеся особой правовой з а щитой.

Среди свободных выделялась эксплуататорская верхушка (ца р ские и храмовые чиновники, купцы, ростовщики), которая не уч а ствовала в производстве, но обогащалась за счет зависимых арендаторов и общинников-крестьян путем аренды земли, найма др у гих. Распространенной формой зависимости была долговая кабала, иногда приводившая должников в ра б ство.

В законах Хаммурапи фигурирует купец-тамкар. Он включал в себя не только купцов, но и ростовщиков и кредиторов, Нах о дясь на царской службе, тамкары совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации, банко в ские дома.

Ремесленники (кузнецы, плотники, пивовары и др.) пользов а лись некоторой самостоятельностью. Независимостью пользов а лись организации некоторых "ученых" профессий, таких, как сп е циалисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы.

Государственный строй: В Месопотамии, наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Во главе первых месопотамских городов-государств стоял прав и тель – царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хоз я ин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и с о веты старейшин, избиравшие правителей и низвергавшие их, определявшие их по л номочия.

Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые, судебные функции и функции по поддержанию о б щественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал и р ригационным, храмовым и др. общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете ст а рейшин или в народном собрании.

При царе Саргоне и его приемниках усилилась центральная власть во главе с самим царем. Власть царя стала наследс т венной и божественной. Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в древневавилонском царстве. Хаммурапи пользовался уже формально неограниченной законодательной властью. Он в ы ступал главой большого управленческого аппарата. В его руках сосредоточивались огромные хозяйственные, политические и в о енные функции. Однако продолжали существовать и общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходки с ур е занными административными, финансовыми, судебными фун к циями, функцией по поддержанию общественного п о рядка.

Некоторые самые древние города в Вавилоне (Нипур, Си п пар, Вавилон) имели особый юридический статус, жители их мо г ли освобождаться от налогов, трудовой повинности, в о енной службы.

Судебное устройство: В старовавилонском обществе до Ха м мурапи ведущее место принадлежало храмовым и общинным с у дам , их советам или собраниям.

Этим судам не были подсудны царские люди. При Хаммурапи были введены во всех больших городах царские суды, которые рассматривали дела царских людей. Здесь не было вообще суде б ных инстанций.

Наряду с профессиональными судами царя, существовали ос о бые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Судебные полн о мочия имели и храмы, игравшие важную роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок и пр. В храмовый совет вкл ю чались представители народных собр а ний.

Армия: Усилению царской власти в шумерских городах – гос у дарствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, создание постоянной армии.

Превращению царя Саргона во властителя могучего государс т ва в значительной мере способствовало создание им регулярного во й ска из числа малоземельных землевладельцев-общинников, получающих дополнительный надел за свою службу из царских з е мель.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин (редум, баирум) пол у чает надел царской земли, обеспечивающий его и его семью. В о инские наделы исключались из всякого оборота, всякая сделка воина относительно земли считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял за собой право на земельный надел, часть уч а стка сохранялась для его малолетнего сына. За нарушение дисци п лины и разглашение тайны воины жестоко карались. Служба во и нов считалась "вечной".

Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты были также отряды колесниц. За воинскую доблесть командиры вознагражд а лись землями, освобождались от налогов и несения других пови н ностей.

3 . Древняя Индия.

Одной из древних и самобытных цивилизаций в мире является высокоразвитая культура в долине Инда, сложившаяся более IV тыс. лет тому назад с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. У с тановлено, что еще в III тыс. до н.э. здесь существовали крупные города-центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. До нас дошли л и тературные памятники религиозного содержания – веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения н а родного эпоса (вторая половина II тыс. до н.э. – середина I тыс. до н.э.). По ведическому периоду более полно характеризуе т ся возникновение и развитие классового о б щества в долине Ганга, проникновение на территорию Индии с северо-запада различных индоарийских племен.

Более многочисленны и разнообразны исторические сведения, относящиеся к так называемому магадхско-маурийскому периоду (вторая половина I тыс. до н.э. – I в. н.э.) – периоду складывания и существования самого крупного на всем Древнем Востоке г о сударственного образования – империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнейший политический трактат Артхашастра, прип и сываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев, Чан д рагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, наиболее известных под названием "Законы М а ну" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Процесс классового расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племен общин , что привело к в ы делению более сильных родов, захватывавших бразды правл е ния, военной охраны и жреческие обязанности, превращению племе н ной верхушки в родовую аристократию, развитию социального и имущественного неравенства.

Рост социально-классовых различий в Древней Индии привел к складыванию особых сословных групп-варн: брахманов (свяще н нослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (землевладельцев, ремесленников) и шудр (слуг, рабов). Их складыванию способствовали различные обстоятельства – знание и монополизация отправления религиозных церемоний, ведических гимнов, з а воевательские войны и т.д. Брахманы и кшатрии представлялись как более полноправными, полновластными и на их содержание регулярно отчислялось от сельхозпродукта доли, получившие н а звание бали (налог), все возрастающие и ставшие формой госуда р ственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. Примитивные племенные государственные образов а ния складывались в Древней Индии в I тыс. до н.э. Они представляли собой небольшие государственные образования, в кот о рых органы племенного управления перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, где главенству ю щую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, где верховодила в о енная сила кшатриев.

Земли завоеванных племен стали главным источником форм и рования и развития государственной собственности, часть кот о рой составляла царскую землю, обрабатываемую рабами, завис и мыми арендаторами, другая часть передавалась знати, лицам управленческого аппарата в виде служебных временных пожал о ваний в «кормление».

Эксплуатировали общинников-крестьян, рабов и неполнопра в ных жителей общин господствующий класс и общинная верху ш ка.

Владельческие права общин в Индии отличались исключител ь ной прочностью. Община имела почти неограниченное право ра с поряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, д а рить ее особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община получала часть поборов с общинн и ков-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестья н ским землевладением или землевладением большой семьи, к о торая могла продавать, дарить, давать в аренду. Полноправный общи н ник – землевладелец сам мог быть эксплуататором рабов, безземельных наемных работников. Однако рабский труд во всей Дре в ней Индии не был преобладающим.

Правовое положение отдельных групп населения: Прав о вые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления дре в него общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченную форму. Это выражалось в социальном, религиозном и правовом положении представителей отдельных варн. Шудры счит а лись "единождырожденными" и устранялись от религиозных о б рядов жертвоприношений. Брахманы, кшатрии и вайшьи как "дваждырожденные" имели привилегированные права. Тяжесть наказания тоже определялась в зависимости от принадле ж ности к той или иной варне и касте.

Особое место в социальном делении древнеиндийского общ е ства занимали рабы. В законах Ману указаны семь разрядов р а бов и семь источников рабства: захваченный (военнопленный), раб за содерж а ние, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раба продавали, закладывали, сдавали в наем и пр.

В Законах Ману упоминаются кшатрии, вайшьи, брахманы-пастухи, брахманы-ремесленники, актеры, слуги, которые заним а ли различное социальное положение.

Государственный строй: Первые крупные государства на те р ритории Индии стали складываться в VI – IV вв. до н.э. Поб е да в IV в. до н.э. Магадхи в северо-восточной части страны постепенно привела к созданию обширной империи Маурьев. Ее границы простирались от Кашимира и Гималаев на Севере до Ма й сура на Юге, от областей современного Афганистана на Западе до Бенгальского залива на Востоке.

Империя Маурьев складывалась в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений ме ж ду Магадхой и отдельными княжествами. Эта централизация де р жалась на военной силе и гибкой политике объединения страны. В составе империи находились и полуавтономные государства, сохранившие свои органы управления, обычаи. Это вассальные кн я жества и республиканские государства-общины, г а ны и сингхи.

В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, ра з дробленности. В силу этого центральный военно-административный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с др у гими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного сам о управления. Даже в монархических государствах Индии власть древнеиндийских царей не была деспотической в полном смысле этого слова. Религия, например, исключала законодател ь ные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизме н ность ведийского права. Веды могли толковаться только мудрец а ми. Лишь при сильном царе Ашоке правительственный указ стал включаться в число источников права. «Богоугодному» царю р е лигия предписывала особую обязанность (дхарму) – защищать н а род и, защищая народ, его заставить платить бали (налог). Царь осуществлял правосудие, возглавлял а д министративный аппарат, мог быть опекуном малолетних, вдов, больных, бороться со ст и хийным бедствием, голодом.

Царские чиновники делились на высших сановников (мантрины, махоматры), работников царского хозяйства и казны, ч и новников по военным и морским делам, снабжению армии, гла в ного судьи, советников царя, по воспитанию его детей и др. Должность чиновников была наследственной, что проистек а ло из кастовой системы.

Система местного управления : включала в себя 5 крупных провинций, возглавляемых царевичами, пограничные прови н ции, управляемые другими членами царской семьи, округа, возглавля е мые окружными начальниками.

Сельские области делились на 4 вида: состоящие из 800, 400, 200 и 100 селений, возглавляемых соответствующими управител я ми. В их обязанность входили: сбор налогов, наблюдение за п о рядком, проведение сельскохозяйственных ирригационных работ и нек о торые другие.

Суд: В Индии существовали две системы судов – царские и внутриобщинные .

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и "опытными советниками" или замеща ю щая его судебная коллегия из трех брахманов, назнача е мых царем.

Во всех административных единицах назначалась судебная коллегия из трех судейских чинов. Специальные суды рассматр и вали уголовные преступления. Большинство дел ра с сматривалось общинными кастовыми судами, которые сохранились до насто я щего времени.

Армия : Она играла огромную роль в грабеже других народов, захвате чужих земель и увеличении богатства царя, который сам возглавлял наступающее войско.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемн и ков и лиц, поставляемых торговцами, зависимыми союзниками, васс а лами. Армия была кастовой. Она выступала как защитница общественного порядка и государственной безопа с ности.

  1. Древний Китай.

Древнекитайское общество отличалось ранним развитием фе о дальных отношений. В истории Древнего Китая выделяются периоды по имени царс т вовавших династий:

период Шан (Инь) (XV III –XI I вв. до н.э.),

п е риод Чжоу (X I I– 221 г. до н.э.),

период Цинь (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.),

период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

Эти периоды отличаются друг от друга различным уровнем соц и ального, экономического и политического развития, различной ст е пенью разложения родоплеменного строя и ростом землевладения, товарно-денежных отношений, они сопровожд а лись долголетними, непрекращающимися войнами между различными частями Китая, ослабившими страну и приведшими к осознанию необходимости объединения народов Китая, мира для них. К объединению страны призывала и конфуцианская религия, ставшая в V в. до н.э. полит и ческой идеологией объединенной единой империи Китая.

Таким образом, в последние века до н.э. в Китае происходит противоборство двух тенденций в развитии общества: развива ю щейся крупной частной собственности на землю и внеэкономическая форма эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работн и ков, рабов, с другой – формировавшегося широкого слоя пода т ного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это б ы ли два возможных пути развития страны. Но она выбирает второй путь, носителем которого выступает царство Цинь, создавшее единое централизованное государство. Этому способствовали и рефо р мы философа и государственного деятеля Шан-Яна, которыми была разреш е на свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, проведено четкое административно-территориальное деление, запрещена кровная месть, введены ед и ные меры и вес и др.

Государственные порядки, основы общественного государс т венного устройства циньского Китая затем были перенесены в Ханьскую Империю, которые фактически сохранились в импер а торском Китае до буржуазной революции 1911 – 1913 гг.

Основные черты общественного строя Древнего Китая: Древний Китай Шаньско-Иньского (XV III –XII вв. до н.э.) и раннечжоусского периодов (XI–X вв. до н.э.) характеризовался переходом от общинно-родового к классовому обществу и наличием трех социальных слоев:

  1. правящей родовой аристократии с верховным пр а вителем, с его родственниками и приближенными, местными правител я ми, с их родственниками и приближенными, главами родовых и большесемейных объ е динений;
  2. свободных крестьян-общинников;
  3. бесправных рабов.

Земля принадлежала общине. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. В дальнейшем происходит ра з ложение общинной собственности на землю и классообразование (к III в. до н.э.). Основная эксплуатируемая масса состояла из бе з земельных или малоземельных свободных крестьян, арендаторов-издольщиков, рабов, крепостных, наемных работников, ремесле н ников.

Эксплуататорский класс был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из рангированного чиновничества и зна т ных крупных землевладельцев и купцов.

Эти классы занимали различное положение в Китае.

Государственный строй: Деспотические черты правления складывались еще в Иньском Китае, где практиковали престол о наследие и наследие должности.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он несет титул "сына неба", "отца и матери" св о их подданных. Ван - первосвященник. Центром управления был дв о рец вана. Близко к вану стояли цзай – управитель дворцовых ремесленников, храмов предков вана; шаньфу, обслуживающие ли ч ные нужды вана, чжоухоу – удельные управители.

В циньско-ханьском Китае складывались централизованные империи типа восточной деспотии во главе с монархом (императ о ром). В его руках сосредоточивалась полнота военной, законод а тельной, исполнительной и судебной власти, назначение всех высших чиновников центрального и местного апп а ратов.

Центральный аппарат империи включал ряд ведомств: финанс о вое, военное, судебное, обрядов, сельское хозяйство, ведомство и м ператорского дворца, дворцовой стражи. Каждое ведомство выполняло свои функции в пределах своих полномочий и обязанн о стей.

Например, ведомство обрядов, руководимое верховным жр е цом, служило социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Ве р ховный жрец контролировал деятельность созданной в 124 г. до н.э. имперской академии, готовящей высокопоставленных чиновников. Тем самым он выступал в роли "министра образов а ния".

Местное управление: Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали четкого административно-территориального деления. Еще в середине IX в. до н.э. появ и лись первые элементы территориального деления. Были введены окр у га, являющиеся налоговыми и военными единицами.

Циньско-Ханьский Китай делился на области или округа, те на уезды, уезды на волости, а волости на общины – низшие админ и стративно-территориальные единицы. Во главе областей стояли губернаторы, уездов и волостей – чиновники, городского самоуправления – Совет старейшин, общин - староста ("отцы старе й шин").

Военно-бюрократический контроль распространялся и на орг а ны местного самоуправления. Система взаимной слежки ко н троля, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины до высших чиновников. Цензорные органы были "глазами и уш а ми" императора.

Армия: Она играла огромную роль в Древнем Китае, что опр е делялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Исто ч ники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должность командующих группой армий передавалась по наследству. Армия размещалась в военных поселениях и лагерях, кот о рым отводились земельные угодья как хозяйственная база. В а р мию брали мужчин от 23 до 56 лет. Они проходили годичную по д готовку, обязывались нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

На охрану государственных границ без указания сроков слу ж бы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, престу п ники, потерявшие свободу, за долги заложники, бродячие торго в цы и только в последнюю очередь свободные землевладельцы. Постепенно формировалась и постоянная армия, численность кот о рой в 140 г. н.э. доходила до 20 тысяч человек и которая с о держалась за счет казны. На армию возлагались также функции полиции.

Суд: В империи Цинь существовали специальные судебные в е домства и провинциальные суды, функции которых четко не выд е лялись, касаясь прежде всего уголовных преступлений. Кроме т о го, судебной властью обладали все административные органы. Низшим судом считалась уездная администрация, второй инста н цией – губернатор провинции, в качестве последней инстанции – сам император.

1. Много богов и много народов.

1. Что влекло в Индию купцов и завоевателей? Какие особенности Индии могли способствовать успеху завоеваний?

Купцов и завоевателей влекли в Индию её сказочные богатства. Успеху могло способствовать раздробленность Индии на ряд многочисленных народов и государств.

2. Какие религии соседствовали на территории Индии? Какая из них была наиболее древней? Почему буддизм, возникший в Индии, распространился далеко за её пределами?

На территории Индии соседствовали индуизм, буддизм и даже христианство и зороастризм.

Самой древней религией был индуизм.

Буддизм распространился за пределы Индии благодаря буддийским монахам, а также доступности религии, которая утверждала, что все равны и каждый человек сможет разорвать колесо перевоплощений.

2. Индия во времена Гуптов.

1. Вспомните, о каких открытиях и изобретениях древних индийцев вам известно из истории Древнего мира. Чем можно объяснить успехи науки и искусства во времена Гуптов?

Достижения древних индийцев:

Математика – современные цифры и алгебра.

Медицина – очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты – зонды, скальпели.

Шахматы – игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Успехи в науке и искусстве во времена Гуптов можно объяснить тем, что две трети Индии были объединены в единое государство и таким образом был установлен мир, хоть и кратковременный.

2. В чём вы видите причины распада державы Гуптов?

Основной причиной распада империи Гуптов стало то, что в нее входили разные народы, которые разговаривали на разных языках и не могли сплотиться между собой. К внутреннему разнообразию добавились регулярные нападения кочевников.

3. Вторжение мусульман и появление Делийского султаната.

Как вы думаете, что затрудняло мусульманские завоевания в Индии, а что способствовало им?

Затрудняло завоевания Индии географические условия страны, ее изрезанность горами и джунгли, которые мешали передвигаться войску. Также затрудняло завоевание то, что жители Индии исповедовали иные религии, чем завоеватели.

Способствовало мусульманским завоеваниям в Индии междоусобные войны княжеств.

4. Конец Делийского султаната.

Как мусульманские завоевания изменили карту средневековой Индии и жизнь её населения?

В результате мусульманских завоеваний было создано единое государство – Делийский султанат, который был уничтожен Тимуром.

Мусульмане ухудшили жизнь местного населения. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников приписывали, даже против их воли, к дворцовым мастерским. Тимур и вовсе увел из Индии лучших мастеров для украшения своей столицы – Самарканда.

Вопросы в конце параграфа.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об искусстве и науке в средневековой Индии.

В эпоху Средневековья в Индии были созданы благоприятные условия для развития образования и науки, в частности математики, астрономии, медицины. Индийские математики применяли оригинальную десятичную систему счёта, которая с арабами впоследствии попала в Европу. Отсюда и название - арабские числа Высокого уровня достигла астрономия. Учёные научились точнее определять место размещения планет, измерять время и т. п. Некоторые индийские астрономы были известны далеко за пределами страны. Огромные знания были накоплены и в медицине. При лечении болезней применяли водные процедуры, лечебные травы, придерживались здорового способа питания. Тогда же был составлен справочник лекарственных растений.

В буддийских монастырях изучали древние рукописи и создавали новые. За знаниями сюда сходились сторонники буддизма со всех уголков Азии. Так монастыри превращались в своеобразные университеты. Наиболее популярной среди таких школ была Наланда. Множество азиатских правителей выделяли средства на её развитие. Поэтому обучение здесь было бесплатным. Ученики и учителя получали всё необходимое для проживания, в том числе и жильё, медицинскую помощь и др. Гордостью Наланды была уникальная библиотека, в которой работало много переписчиков. Можно утверждать, что это был настоящий просветительский центр мирового буддийского сообщества. К сожалению, Наланда не сохранилась до наших дней - знаменитую школу безжалостно уничтожили мусульмане ещё в конце XII в.

Снискала признание также индийская литература. Эпические, лирические и драматические произведения писали санскритом литературно обработанным древнеиндийским языком. Однако для большинства населения он был непонятен. В эпоху Гуптов жил и творил талантливый поэт и драматург Калидаса. В центре его произведений - человек, его мировоззрение, беды и радости на жизненном пути. Всемирно известная пьеса Калидасы «Шакунтала» переведена на много языков мира. В ней романтически и возвышенно изображена искренняя любовь раджи и простой девушки.

Постепенно санскритская литература приобретала подчеркнуто изысканный, придворный характер. Литературные произведения начали писать и народными языками. Это была преимущественно эпическая поэзия, что возвеличивала мужественную борьбу раджпутов с мусульманами. Отдельную группу составляли произведения религиозно-мифологического направления, в основу которых легли сюжеты индуизма. С X в. санскрит становится в основном языком науки.

Особая роль в Индии отводилась театру. Он был двух типов. У знати был свой придворный театр. Другой, народный театр масок и кукол, работал под открытым небом. Актёры давали представления с музыкой и ганцами. Каждое движение имело определённое значение. На овладение секретами э того искусства уходили иногда годы.

Ещё в период правления Гуптов значительного расцвета достигла архитектура и скульптура. Особенно удивляют пещерные храмы. Самым известным среди них является пещерный буддийский храм в Аджанте. Это комплекс из вырубленных в скале 29 пещер. В нём органически переплелись искусство архитектуры, скульптуры и живописи. Поражает, что в пещерном полумраке краски как-то странно излучают свет. Их состав не разгадан и ныне. Среди основных сюжетов - сцены из жизни Будды, иллюстрации к священным текстам, а также многообразные декоративные рисунки животных и растений. К шедеврам аджантских пещер принадлежит и галерея женских портретов. Ещё более величественным является архитектурный комплекс в Элуре, который был сооружён в V-VIII вв. Он имеет 34 зала и галереи.

Насаждение ислама изменило развитие культуры Индии. Больше всего это повлияло на скульптуру и живопись, ведь мусульмане запрещали изображать людей и животных. Вместо этого распространились растительный орнамент, мозаика, а монументальная архитектура достигла настоящих высот. Появились огромные арки, купола, своды. Среди них построенный в XIII в. уникальный минарет Кутб-Минар в Дели. Это самая высокая в мире (выше 70 метров) башня времен Средневековья.

Шедевры индийской культуры являются частью мирового культурного достояния человечества.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Какие дела могли привести Афанасия Никитина в Индию? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к его сочинению.

Я думаю, что Афанасия Никитина привела в Индию торговля и желание приобрести индийских товаров (тканей, приправ, украшений и т.д.)

2. С чем, хорошо знакомым и себе, и читателю, сравнивает автор то необычное, что он увидел в Индии?

Место, где у индусов находится храм, А.Никитин сравнивает с Иерусалимом, сам храм сравнивается с Тверью, а верховного идола сравнивает со статуей Юстиниана.

3. Вспомните, где стояла статуя Юстиниана I, о которой вспоминает Афанасий Никитин.

Статуя Юстиниана I находилась в Константинополе.

Правильно А.Никитин понял чему посвящены двенадцать венцов вокруг храма-бутханы, а вот верховного идола он просто описал, не понимая, почему он имеет обезьяний облик, почему перед идолом находится бык и ему поклоняются.

1. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев. В. Империя Юстиниана. С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

2. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена

не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом,

если рожает только девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно»

А. Законы XII таблиц. В. Конституция Гая С. Законы Ману. D. Законы Хаммурапи.

3. Вайшии, обругав брахмана, подлежит согласно законам Ману.

А. Телесному наказанию. В. Смертной казни. С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

4. Кшатрии, обругав брахмана, подлежит согласно. Законам Ману.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи). В. Смертной казни. С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

5. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил

нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам

Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф. В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому

наказанию с лишением свободы. D. Такое лицо должно быть предано смерти

6. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему

дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали

возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор

согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь. В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта заключала договор без их согласия. D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

7. На чем основывалось содержание Законов Ману.

А. На законах царей. В. На обычае. С. На моральных нормах. D. На записях решений судов.

8. Вор совершающий кражу ночью, по Законам Ману должен быть:

А. Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию. В. Казнен. С. Степень наказания определяется его происхождением. D. Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб.

9. По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

А. По административно-территориальному принципу. В. По принципу деления общества на рабов и рабовладельцев С. По варно-кастовому принципу.

10. Ответственность, которую брахманы несли за убийство:

А. Несли покаяние. В. Платили штрафы. С. Их приговаривали к смерти.

11. Обряд «сати» означал:

А. Акт самосожжения вдовы. В. Процедуру развода. С. Вступление брахмана в возраст совершеннолетия.

12. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались:

А. Вайшии. В. Шудры. С. Кшатрии.

13. Не входили в варны Древней Индии:

А. Брахманы. В. Чандалы. В. Кшатрии.

14. Какие варны были «дваждырожденными»:

А. Брахманы. В. Шудры. С. Кшатрии. D. Вайшьи.

15. Варны и касты это было одно и то же?

А. Да. В. Нет.

16. Кто участвовал в управлении государством:

А. Раджа. В. Ареопаг. С. Паришад. D. Гэлиэя.

17. Какие обстоятельства, смягчающие ответственность выделяются в Законах Ману:

А. Пролом в стене дома. В. Ночная кража. С. Ребенок совершил кражу. D. Особо крупный размер.

С. Состояние душевного смятения.

18. Имела ли жена право на развод:

А. Да. В. Нет.

19. Какому наказанию подвергались брахманы:

А. Смертная казнь, но она может откупиться. В. Штраф. С. Затравить собаками на многолюдной площади.

D. Позорящие наказания.

20.Как назывались древнеиндийские правовые сборники:

А. Судебники. В. Древнеиндийские Правды. С. Дхармашастры.

21. Составьте сравнительную таблицу по Законам Хаммурапи и Законам Ману, сравнивая одно из предложенных оснований:

А) институт собственности: (способы приобретения права собственности, формы собственности, ограничение использования собственности, способы утраты права собственности, способы защиты права собственности);

Б) институт обязательства: (понятие обязательства и договора, условия действительности договора, роль государства в обязательственных отношениях, виды договоров, расторжение договоров);

В) брак и семья: (черты брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, условия расторжения брака, правовое положение детей, порядок наследования имущества);

Г) преступление и наказания: (понятие преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний);

Д) суд и судебный процесс: (судебные институты, основания возбуждения процесса, вид процесса, права сторон, доказательства, обжалование решений).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ ПО ОСНОВАНИЮ «А»: ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Расположение древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Расположение древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Расположение древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.