Нужна ли вера современному человеку. Почему люди верят в Бога? Что есть Бог? Религия в жизни человека Зачем нужна вера в бога православие

Жил был я – заключенный в мире атеизма. Сколько живу в этом мире, столько вокруг внушали, что нет никакого Бога. Я отучился в лучшем вузе, нашел хорошую работу, сделал солидную карьеру, женился – в общем, как и все остальные, радуюсь жизни. Жизни материальной. Ведь этого я достиг со своим атеизмом.

Как-то возвращаясь с работы, случайно увидел на знакомой скамейке двух незнакомых мне людей, которые страстно беседовали о вере в Бога. Мне стало интересно, и я попросился на несколько минут послушать их разговор. Один из них утверждал, что он – верующий человек и всячески пытался доказать свою правоту в то время, как его собеседник с порицанием относился ко всему тому, что говорилось о вере в Бога. В общем, это был мой единомышленник. Прежде как-то не приходилось спорить о вере, так как все время мысли были заняты работой и домом, а этот диалог стал для меня интересен прежде всего потому, что хотел самоутвердиться в своих жизненных взглядах.

Я решил подключиться к диалогу. Мой первый вопрос был таким: «Зачем человеку нужна вера в Бога? Вера – это грезы, которыми человек пытается заполнить пустоту?». Наш оппонент не растерялся, достойно парировав мое утверждение. Он ответил: «Вера – это чувство, которое вложено в сознание человека. Как бы он ни противился ей, он все равно во что-то верит». Меня немного удивил такой ответ, и я согласно своим взглядам сказал: «Я современный человек! Зачем мне нужна вера? У меня все есть, я доволен жизнью. Зачем я должен тратить время на то, что не приносит мне пользы?».

Я уж подумал, что введу своего собеседника в ступор, но он и не собирался отступать. Его ответ меня поразил до глубины души. Он сказал: «Неужели вы, будучи современным человеком, отрицаете любые признаки веры? Этого быть не может! Вы же, к примеру, верите в законы физики, химии или биологии. Есть множество явлений и вещей, которых вы не видите, но верите в их существование. Воздух, ветер, звуковые волны, электрический ток – все это вы признаете и верите в их существование. Именно верите! Вы также верите в существование добра и зла, справедливости и несправедливости. Вы отрицаете веру потому, что не желаете совершенствовать свои уникальные чувства, которые есть в вашем сознании. Отрицая веру в Бога, добро и справедливость становятся для вас формальностью, которую вы хотите передать своим детям, но вот вера позволяет всей душой прочувствовать то, насколько дороги все эти качества».

Его слова заставили меня вздрогнуть. Был момент, когда хотелось придушить его за упорство, но внутри себя стал осознавать, что упираюсь я, а не он. И как-то спонтанно у меня вырвалось: «Мне не нужна жизнь после смерти ни в раю, ни в аду – я просто живу и никого не трогаю». Опять же у меня была какая-то мнимая уверенность, что я возьму верх над ним. «Зачем нужна вера?» крутилось у меня в голове. Ведь я всегда шел по жизни, радуясь своим успехам, а тут какой-то незнакомый человек заставляет усомниться в моих утвердившихся взглядах. Аж зло берет, что не могу достойно опровергнуть его ответ.

На мое утверждение у верующего человека также нашелся неожиданный для меня ответ: «Вы отрицаете рай и ад (Он улыбнулся)? Рай и ад вы видите и чувствуете каждый день. Вы ведь желаете комфортно отдохнуть – это рай, вас кто-то угнетает или оскорбляет – это ад, никто этого не желает в отношении себя. Вера человека позволяет видеть рай и ад везде, считая это большим жизненным испытанием. То, что вы живете и никого не трогаете, не означает, что вы не проходите испытания. Вся мирская жизнь человека – это испытание: сегодня он может испытывать душевные терзания, завтра будет пребывать в благодати, при этом благодаря своего Создателя за оказанную милость. Смерть – всего лишь переход из этого мира в мир вечный, где будут возданы наилучшие блага, которые приемлет душа человека».

Об испытаниях как-то не приходилось задумываться, хотя все, что происходило в моей жизни, соотносил к судьбе. Но все же я решил не отступать. Мои родители меня научили самому решать свои проблемы без помощи Бога. Чем я хуже верующего человека? Мой единомышленник сидел молча: видимо не хотел мешать нашей беседе, так как отчаялся переубедить верующего человека. Собрав все свои мысли, я задал моему собеседнику, пожалуй, главный вопрос: «Зачем человеку вера? Зачем верить в Бога?».

Перед тем, как ответить, мой собеседник провел рукой по лицу. Затем устремил взгляд куда-то в сторону. Что примечательно, я не заметил какой-либо усталости за все время нашей беседы, даже, можно сказать, получал удовольствие. Но моя голова кипела в мыслях, в поисках достойных аргументов для опровержения. Ответ на последний вопрос меня поразил. Он сказал: «Вы знаете, если бы у человека не было веры в Бога, то он постоянно воевал бы с подобными себе. Я знаю, что мои аргументы заставляют вас вскипать, и это вскипание есть кратковременное пробуждение вашей веры, которую вложил в вас Бог. Если бы не было веры, то человек не проявлял бы таких эмоций и относился ко всему с безразличием. Но ваши вопросы и заинтересованность в этом вопросе и, как результат, проявление эмоций в поисках опровержения есть то самое духовное пробуждение, которое присуще каждому человеку, как бы он ни относился к такому понятию, как вера. Если человек не ищет истину и смысл жизни, то он видит себя потерянным. Но может и не ощущать этого, так как считает эту потерянность правильной, проявляя склонность к материальному достатку».

Неужто я потерянный человек? Эмоции переполняли меня из-за того, что не мог думать так, чтобы логично опровергнуть все сказанное им. Мне хотелось убежать отсюда, но куда? Даже после этого разговора его слова не покидали меня. Возможно, что я никогда больше не встречу его, но он дал мне возможность переосмыслить некоторые мои принципы. Придется поразмышлять, раз уж БОГ дал мне как человеку такую способность.

Нередко в разговорах с людьми приходится слышать мнение о том, что вера - это ограничение свободы. «Мне не нравится, когда мне говорят, что мне одевать, чем питаться, как проводить свободное время. Я считаю себя достаточно разумным человеком, и не хочу, чтобы кто-то указывал, как мне жить», - говорят люди, оправдывая своё нежелание задуматься о вере.

Но так ли это? Почему же тогда на протяжении всего существования человечества множество людей, среди которых было немало образованных и мудрых, стремились обрести веру? Неужели только затем, чтобы потерять свободу?

Возможно, только испытав в своей жизни действие веры, начинаешь осознавать, какое большое значение она играет. Если мы ни во что не верим, то наша жизнь пуста и бесцельна. Как дом, построенный на песчаном основании, и готовый разрушиться при любом наводнении или сильном порыве ветра, так и мы, не имея веры ни во что, будем сломлены любой неприятностью или неудачей.

Однако, чаще всего даже люди, искренне заявляющие, что они ни во что не верят, на самом деле имеют какую-то веру. Один уверен в торжестве науки, способной дать ответы на все вопросы; другой сосредотачивает все свои упования на ком-то из близких людей, особенно если те наделены властью или физической силой; третий боготворит природу и заложенные в ней возможности; четвертый радеет за торжество справедливости. Человеку необходимо верить для того, чтобы жить.

Вот только всякая ли вера способна наполнить нашу жизнь и дать нам сил, чтобы не сломаться, когда наступят трудные времена? «Что ты надеешься на человека, дыхание которого в ноздрях его?» - спрашивает ветхозаветный пророк Исайя. И правда, сколько примеров того, как рушатся жизни людей, все свои чувства и заботы направивших на кого-то из близких, когда эти близкие умирают или уходят. Веру в собственные силу или власть легко может подорвать любая сколько-нибудь серьёзная болезнь, а вся мощь науки часто оказывается бессильна, когда в нашу жизнь приходит горе или разочарование. Подобная вера способна направлять нас и давать силы и смысл, но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с испытаниями и проблемами действительно серьёзными, и тем более она не сможет нам помочь перед лицом смерти.

Вспоминается наполненное горячими чувствами стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» о девочке по имени Валентина, которая, даже умирая на руках у безутешной матери, не согласилась отречься от своей веры в коммунизм, одев предложенный матерью крестик. Конечно, такая стойкость и убежденность не может не вызывать уважения, но спасла ли её эта вера там, куда она отправилась? И тут же на ум приходит другой пример из Ветхого Завета, когда юного пророка Даниила за его преданность Богу бросили в ров с голодными львами. И прозвучавший из ямы положительный ответ на заданный жалобным голосом вопрос царя Дария, пришедшего наутро, в надежде найти Даниила живым: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Истинная вера отличается от прочих тем, что она способна производить чудеса, видения, исцеления и многое другое. Истинная вера спасает от огня, диких животных, неизлечимых болезней и смертельных ядов, наделяет верующих самыми разнообразными дарами и способностями. Вера дарует спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, ведь, согласно словам Апостола Павла «если Бог за нас, то кто кто против нас?». Вера спасает от одиночества, избавляет от страха смерти и образует красивый мир вокруг нас, в котором радостно жить. Иногда люди уверяют, что готовы поверить, если только увидят чудеса и знамения. Однако, чудеса не производят веру, разве что сиюминутную. Напротив, сильная вера является источником чудес.

В Книге Мормона , Священном Писании, почитаемом в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, или Церкви мормонов , наряду с Библией , пророк Мороний говорит: «Вот, я говорю вам: ибо именно верой совершаются чудеса; и именно верой являются ангелы и служат людям; а потому, если это прекратится, горе детям человеческим, ибо это из-за неверия, и всё будет напрасно».

Конечно, не всегда легко поверить в то, что невозможно увидеть или потрогать, а ведь вера - это как раз уверенность в том, что мы считаем истинным, но увидеть не можем. Веру нельзя передать по наследству, купить, украсть или получить в дар. Бог наделил каждого человека свободой выбирать, и никто не может принудить другого поверить. Мы сами являемся творцами своей судьбы, и у нас есть привилегия выбирать собственное возвышение или падение, определять для себя счастье или горе в мире грядущем. Наивны те, кто полагают, что могут отсидеться в стороне, не делая никакого выбора. Очень точно говорят об этом слова Апостола Павла, сказанные Римлянам:

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная».

Поскольку роль веры в нашей жизни настолько велика, что способна определить весь ход нашей жизни, особенно важно подходить к вопросу веры осознанно. Конечно, проще верить так, как верит большинство, так, как это принято в обществе, не задумываясь серьёзно. Однако, личная убежденность не может основываться на мнении кого-то, даже большинства. Так как вера это категория духовная, то ненадежно или даже бессмысленно искать ей подтверждения в материальных вещах. Поиск знамений тоже может оказаться безрезультатным. В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней никогда не предлагают людям поверить просто потому, что кто-то, обладающий авторитетом, верит так же, или потому, что кто-то другой сказал, что это истина. Всякому ищущему Бога, в первую очередь, предлагается обратиться к самому Богу с открытым сердцем и получить ответ от Него. В заключение давайте обратимся к словам пророка Морония из Книги Мормона.

Даже давно воцерковленным верующим людям (а что уж говорить об иных!) иногда кажется, что многие самые важные события в жизни происходят как бы случайно и стихийно и зачастую практически невозможно выявить причину того или иного свершения. Но чем больше изучаешь примеры других людей, тем больше начинаешь чувствовать, что какая-то закономерность все-таки имеется и ничего не происходит случайно. И сразу же становится чрезвычайно актуальным знаменитый вопрос Воланда: "...кто же, спрашивается, управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?" И неуверенный Иванушкин ответ: "Сам человек и управляет" - не то что не вызывает несогласия, а просто проходит куда-то мимо. И с этого момента начинается то единственно важное и самое ценное, что мы имеем в жизни, - наша вера.

Вера - великая сила!

Жить без веры человек вообще не может, как бы он ни уверял себя в своем безверии. Вот как пишет об этом архиепископ Иоанн (Шаховской): "Путь высокой веры есть на-правление, данное всем людям... Даже неверующие в Бога, сами того не понимая и не желая признавать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетельству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Так мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к близким людям..."
Вера - великая сила! Если к ней не примешивать житейскую логику (а разве такое вообще может быть?), то расшатать ее практически невозможно. Примечателен пример апостола Петра, который с верою шел по волнам (Мф 14:30), но, как только вмешалась логика, стал тонуть. Грех, особенно смертный, тоже сильно вредит вере, так как по существу является раной на "теле" души. Он лишает нас благодати Божией, а без нее вера гаснет и может даже умереть. Если присмотреться к жизни, то вокруг нас найдется немало женщин, которые потеряли веру после первого аборта.

Спасение или осуждение?

Но вера, как известно, бывает разная. Вера может быть во спасение и преображение души, а может - в осуждение и гибель человека. Хорошо, если она окрыляет, учит правильно жить и ради нее совершаются подвиги. Но ведь бывает и так, что она буквально застилает глаза и приводит человека к страшным поступкам. Вспомним только языческие жертвоприношения - например, ханаанскую практику сжигания младенцев или "вечернюю жертву восьми молодых и сильных" племени астматов, обитавших в Новой Гвинее. Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы - скорее от отчаяния. Слишком далек Бог - слишком близки "боги". И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И, словно выражая последнюю надежду, люди убивали друг друга перед лицом "богов": может, хоть это сделает вас милосерднее?..

Все это у нормального человека вызывает чувство омерзения и ужаса, реже - жалости, но ведь и в наше время достаточно случаев, когда ради веры совершаются непонятные для многих, а порой и трагические поступки.

Буквально несколько дней назад в программе "Время" Первого канала передавали сюжет о смертельно больном трехлетнем мальчике, которому было необходимо срочное переливание крови. Ребенка разъедала страшная опухоль мозга, и единственным, что могло дать ему шанс на спасение, была именно эта процедура. Его привезли в Москву из Саратова в тяжелейшем состоянии, счет шел не то что на дни - на часы. Но отец мальчика, воинствующий свидетель Иеговы, не давал свое согласие на переливание, мотивируя свое решение тем, что это противоречит догмам учения и его религиозным убеждениям. Врачи, полдня потратившие на то, чтобы переубедить полубезумного родителя, в конце концов обратились в суд, имея на то полное право, так как речь шла о спасении жизни человека. Судья, учитывая исключительность случая, принял решение в течение нескольких минут - и, конечно же, в пользу докторов. Спустя полчаса после оглашения вердикта началась без разрешения отца ребенка необходимая врачебная операция; она прошла успешно, и сейчас мальчик хоть и находится в реанимации, но его состояние уже гораздо лучше. Самое интересное, что его папа после результатов процедуры заявил: он был вовсе не против переливания, просто врачи его "не так поняли"...

Важно верить правильно!

Конечно, данный пример кроме возмущения "непробиваемостью" папаши вызывает еще и удивление: какой же все-таки спрут с длинными загребущими щупальцами все эти секты... И как же страшно коверкают души и религиозное чувство современные сектанты, которые, как известно, являются отличными психологами! Конечно, правильно верующим людям их паутина не грозит, но вот что касается невоцерковленных, которые только делают свой выбор... Оплетут невидимой, но прочной сетью, затащат в свое логово - и человек порой не успевает опомниться, не понимает, как это случилось, ведь на него вроде никто не давил, говорили что-то непонятное о Боге... Но так кажется только на первый взгляд.

"Вера - свободный выбор. Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера - путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. "При-близьтесь к Богу, и Бог при-близится к вам" (Иак 4:8). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще несказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Те, кто хотят доказательства для своей веры, - на ложном пути. Там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательства, нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как "подтверждение" - этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры", - пишет священник Александр Ельчанинов, и это высказывание сводит на нет многие усилия сектантов. Может быть, стоит задуматься, прежде чем вообще начинать разговаривать с ними на улице?..

Вера - родник жизни

Конечно, эти все печальные примеры веры "в осуждение" ничего не стоят в сравнении с яркими положительными образцами настоящей Веры, которая вносит столько радости в нашу жизнь, является источником сил и вдохновения, которая творит чудеса, потому что она - величайший из даров человеку от Господа.

Моя свекровь практически не пьет никаких лекарств, кроме святой воды. В 73 года она почти самостоятельно управляется с огородом и еще успевает помогать мне дома и с детьми. Я никогда не видела ее унывающей, хотя знаю, что у нее часто болят и ноги, и сердце. Она легко может выстоять две литургии в один день - и раннюю, и позднюю. Лицо нашей бабушки озарено верой! И все ее по-ступки тоже. Даже когда 28 лет назад убили горячо любимого старшего сына, а вслед за этим умер от разрыва сердца супруг, ее плечи, говорят, поникли только на короткое время. Она никогда не ропщет, хотя мы частенько даем для этого повод. И в том хорошем, что происходит с нами в жизни, огромную роль играет ее горячая молитва за нас. Порой я, выискивая примеры подвижников в современном мире, напоминаю себе, что немаловажный пример - у меня перед глазами.

"Ты трижды мать..."

В любой, пусть даже самой сомнительной ситуации вера помогает сделать правильный выбор. Когда в нашей жизни происходят тяжелые события, потеря близкого человека, расставание с любимыми, когда нас с головой окутывает безысходность или мы слышим страшный диагноз - только вера становится утешением, и если мы доверимся Господу, то все будет как надо и как лучше для нас. Но только о себе надо думать в последнюю очередь или не думать вообще, спрятать свое эгоистичное "я" как можно глубже, чтобы дать место Божественному лучику, который пробьется, обязательно пробьется, если человек очень к этому стремится. Так сказал мне батюшка, когда я, однажды заболев и неправильно восприняв свою болезнь, пришла к нему с чувством неимоверного страха, что в следующий раз я могу заболеть еще сильнее, - а ведь у меня трое деток, что же будет с ними, если со мной что-нибудь случится? "Ты трижды мать, и если Господь Сам дал тебе детей, то неужели Он о них не позаботится? Доверься Ему, не растрачивайся на бесполезные метания и думай о себе как можно меньше. Мы в этой жизни без Бога - ничто".

Верить - по-настоящему доверять Богу

Есть такая хорошая фраза: "Человек и ложку не поднимет без ведома Всевышнего". У меня и статья-то эта не писалась, покуда я у батюшки благословения не взяла, а до этого никак не могла мысли в кучу собрать... И доченька наша перестала часто болеть не после очередного курса антибиотиков, а после того, как мы с ней съездили в Москву, в Покровский монастырь, где приложились к мощам святой Матронушки...

Большинство значительных дел не случается и проходит мимо нас именно из-за не-уверенности и сомнений в исходе события. Иногда оно и к лучшему, ибо ограждает от кучи нежелательных последствий, но зачастую человек пропускает очень важные повороты на своем жизненном пути, новые дороги, которые могли бы в корне изменить его жизнь, укрепить веру. И в такие моменты очень важно, чтобы рядом оказался человек - кто-то из нас, православных христиан, кто даст добрый совет и будет переживать и молиться за страждущего. Как правило, таким человеком чаще всего оказывается священник, но, может быть, и кто-то еще, кто-нибудь из близких. Или, наоборот, совершенно посторонний, который вдруг оказывается самым родным. Но даже если такого не случится, мы можем помочь себе сами, надо только научиться с детской радостью и сердечной благодарностью принимать то, что посылает нам Господь.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=457

покапалась в документах и вот, что нашла.вроде бы я писала.

Нужна ли вера современному человеку

Человечество так устроено, что должно верить во что-то или в кого-то. Я много думала, почему и для чего люди верят, но так и не нашла точный ответ на этот вопрос... Для себя я пока не знаю, почему верю. Я много думаю: зачем я здесь, и что будет с человечеством через несколько сотен или тысяч лет. Во всех моих размышленияхничего пока не достигла. В последнее время я так много думаю, что у меня начинает болеть голова и я прихожу в полный тупик.

Каждый по-разному думает о вере. Одни верят напоказ: ходят в храмы, как в музей, поклоняются, как бы отдавая дань моде - верят "искусственно". Другие сомневаются в вере, пытаются понять и принять ее душой. Это не обошло стороной и меня. Мысль о Боге пришла еще в детстве. Вопрос: "Почему?" - не давал покоя, и сами по себе пришли мысли о вере в Высший Разум. Вера помогает не зачерстветь, верить людям, верить в добро. Вера помогает в одиночестве: ты знаешь, что с тобой всегда Он. Вера для меня как исцеление души, когда становится плохо.
Я считаю, что вера не приходит сразу. Для этого надо выстрадать, пережить потрясение. Именно после этого ты смотришь на многие вещи по-другому, все переосмысливаешь. Неважно, к какой вере ты принадлежишь, - будь ты христианин, мусульманин или кто-то другой, - если веришь по-настоящему, то эта вера глубоко в тебе, в самом сердце. Она (вера) греет душу, не дает ей быть холодной, злой.
Я думаю, что слушаться писаний, жить по ним, ходить в божественные храмы - не главное, если ты не принимаешь их душой. Хотя я знаю людей, которые именно таким путем пришли к настоящей вере.
Вера - это не однозначная вера в Бога, это также вера в людей, в добро, в лучшее. Это как лучик солнца в темноте. Когда человек верит в Бога, то Он является ему во всем. И в солнце, и в туче, и в деревце, и в любой песчинке. В любом из нас - ведь все мы создания Божьи. Именно такой хочет видеть человек свою веру.
Но религия - это нечто иное. Она ущемляет свободу человека, заставляет его жить по шаблонам, навязанным в писаниях. Но именно эти шаблоны не делают веру слишком удобной. Конечно, у каждого человека СВОЙ БОГ, то есть понимают его по-разному, но верят по писаниям, то есть придерживаются шаблонов, если они не претят. Я бы хотела и пытаюсь, стремлюсь к настоящей вере. И думаю, что обязательно приду к ней.

В храме я всегда ощущаю какое-то сильное энергетическое поле и ощущение покоя. Но возникает чувство, что я все-таки в гостях, не дома - что-то сдерживает. Я часто рассматриваю убранство храма из какого-то непонятного исследовательского интереса и ощущаю себя как бы со стороны.

Есть верующие, которые себя так называют лишь потому что родились в христианских семьях, но не исполняют ничего, что подразумевает в себе вера или религия. Таких людей большинство в современном обществе. В церкви появляются, в лучшем случае, по праздникам. В худшем - не появляются вообще, и даже иногда люди боятся церквей, каких бы там ни было: православных или католических.

Нужно верить в Бога, а самому не плошать.

Религия зародилась под мохнатыми лбами наших предков где-то в среднем палеолите. Наука как метод появилась позже - , что в Древней Греции. Но, как и все остальные наши качества, и то и другое не спустилось к нам на облачке, а досталось от предков-животных. Собственно религии и науки у животных нет. Но у них есть то, из чего выросли и религия, и наука: вера, знание, а также потребность и в том и в другом.

Сначала животным понадобились объективные знания для повышения контроля над окружающим. Обработанные факты складываются в опыт, и чем он больше, тем лучше животное приспособлено, тем легче его жизнь и успешнее размножение.

Вера появляется позже, примерно на том же уровне психической эволюции, что и образное мышление. Собака лает на шум за дверью, потому что верит: этот шум не просто так, за ним стоит кто-то, на кого надо полаять. И это дает ей иллюзию контроля. Всего лишь иллюзию, но этого достаточно, чтобы снизить стресс от непонятной и потенциально опасной ситуации. А чем ниже уровень стресса, тем легче жизнь и успешнее размножение.

Польза знаний очевидна. Но и от веры ее немало:

Вера экономит время и мозговые ресурсы при принятии решений. В природе хорошо решает тот, кто решает не столько верно, сколько быстро.

Вера видит за случайными явлениями некую создавшую их силу и пытается на эту силу влиять. Это спасает от развития выученной беспомощности. Когда все плохо и ничего нельзя изменить, можно держаться за иллюзии и ритуалы как за соломинку, и эта воображаемая соломинка реально поддерживает.

Вера улучшает нашу способность понимать друг друга. Чужая душа потемки, все наши представления о внутреннем мире другого - исключительно догадки, фантомные факты. Но тем не менее они помогают нам строить настоящие отношения, заводить друзей и оказывать влияние на людей. , что чем лучше у человека развита эмпатия и способность к пониманию чужой психики, тем больше у него склонность к того или иного рода религиозности. Похоже, отношения с воображаемыми друзьями работают как тренажер для оттачивания навыков чтения душ.

И, наконец, вера превращает нашу экзистенциальную тревогу в страх. Отличная замена, правда? Правда, отличная. Страх смерти есть уже у животных. Отсюда известные ритуалы прощания и погребения у слонов, обезьян и дельфинов, а этолог Марк Бекофф в книге «Эмоциональная жизнь животных» описывает такое поведение даже у лам, лисиц и волков. Великие эмпаты - собаки - боятся смерти хозяина. Коко про своего любимого котенка, сбитого машиной: «Плохо. Грустно. Спи, котик» (R.I.P., Коко. Нам тоже).

По мнению знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома, тревога небытия и доконцептуальное знание о смерти есть у нас с самого рождения. Концептуальным оно становится лет в пять, когда мы впервые осознаем, что умрем. Насовсем. Когда-нибудь раз - и меня нет. Совсем. Ужас! Ужас по Хайдеггеру - это запредельный уровень тревоги, при котором вызывающий его объект выделить невозможно. Пока человек находится в этом состоянии, он не способен ни к какому действию. Тревога парализует волю и активность, поскольку не отделена от моего я. Но если ее превратить в страх, он будет изолирован от меня и управляем. Не мною, так кем-то еще. С кем, как верит наш макиавеллиевский интеллект, наверняка можно договориться.

Наука бескомпромиссна, а религия это всегда искусство переговоров. Хорошо, смерть - это возможность, от которой невозможно отказаться. Но ведь можно обсудить условия? Любая религия признает факт, что вы умрете, но дополняет его обещанием, что при выполнении определенных условий на этом все не закончится.

Надежда на бессмертие - это наш способ контроля над страхом смерти. Иррациональный, иллюзорный, но другого пока не придумали. Наука все возится, а нам надо прямо сейчас.

Жизнь с ее экзистенциальными проблемами и общей тревожной спонтанностью стрессирует нас, и от этого есть только два средства - контроль и предсказуемость. Настоящие или иллюзорные - для психики не так уж и важно.

Ученые поместили две группы крыс в неудобное положение: они были связаны, лежали на спине и ничего не могли с этим поделать. Но одна при этом могла грызть деревянную палочку, а другая - нет. Угадайте, которая группа быстрее оправилась от стресса? В грызении палочки, как и в любом ритуале, нет никакого рационального смысла. Но есть смысл в снижении стресса. Опыты над животными и людьми показывают: воображаемое управление ситуацией успокаивает так же, как настоящее. А если не видно разницы, зачем платить больше?

Вот поэтому не бывает атеистов в окопах под огнем и даже в самолете во время турбулентности их становится меньше, чем десять минут назад. Религия дает выход из безвыходной ситуации. Да, вы его сами нарисовали на стене. Но для вашего здоровья лучше такой, чем никакого.

Но если вера такая полезная штука, за что же ее теперь так ругают ученые, просветители и другие хорошие люди с хорошим образованием?

Ведь так было не всегда. Когда тяга к вере и знаниям в сочетании с накопительным механизмом культуры породили религию и науку, до поры до времени они жили мирно. Шаманы-лекари. Священники-астрономы. Монах-генетик. Книги писались в монастырях, от аббатств отпочковывались университеты, и трудно было понять, где заканчивается одно и начинается другое. Но постепенно выросшие на основе веры и знаний мощные социально-культурные институты обособились и перешли от кооперативных отношений к конкурентным.

И к началу XXI века их конфликт достиг исторического максимума. Да, когда-то ученых жгли на кострах, но Средневековье в принципе жгло. Это был нормальный способ решения вопросов, и ученые проходили на общих основаниях. Но когда в XXI веке сторонники религии и науки устраивают настоящие петушиные бои, мамкины веруны и мамкины атеисты ходят стенка на стенку в интернете, а ученые и священники в публичных дебатах швыряются пометом и банановыми шкурками, это уже не вполне нормально. Причем чувства участников настолько переплелись и взаимно оскорбились, что уже сам черт не поймет, кто во что верит, кто что знает и кто за что готов перегрызть друг другу глотку. За истину? За влияние на аудиторию? За победу своей концепции над концепцией противника? Что бы там ни было, в результате получается следующая неприятная вещь.

Знание и вера - главные естественные способы регуляции стресса. Они нужны нам оба, потому что знание работает в условиях достаточной информации, а вера - в условиях недостаточной.

Но общественное мнение настаивает на выборе: нет, дружок, или ты с нами на стороне света, или с этими на стороне тьмы. И нам приходится выбирать.

Ситуация сложного выбора запускает известный эффект когнитивного диссонанса: выбрав одно, мы тут же начинаем обесценивать отвергнутую опцию.

Курицу или рыбу?

Э-э-э… Ну… Наверное, рыбу… Да, рыбу! Рыба полезная. А курица что? В ней даже фосфора нет.

Не страшно, что человек выбирал религию, страшно, что навязанная обществом ложная дихотомия заставляет его обесценивать альтернативу: «Да что ваша наука, ничего не знает, одни проблемы от нее». И это может лишить его многого из того, что наука могла бы ему дать, но не даст, поскольку и сама стоит в позе: «Кончай тут верить или проваливай».

Хотя никто не обязан выбирать между своими базовыми потребностями. Мы имеем право на обе. На знание, чтобы снижать стресс с помощью реальных фактов. И на веру, чтобы делать это, когда фактов не хватает.

Но чтобы сохранять адекватность, мы должны отделять фантомные факты от настоящих. И вот тут, собственно, прячется главная проблема.

В новом выпуске «Все как у зверей» мы проводим простой опыт, иллюстрирующий отношения веры и знания в отдельно взятой голове. Скромно надеюсь, что для кого-то он что-то прояснит и, может быть, даже немного уменьшит количество бессмысленных разборок, заполонивших телевизоры и интернеты. Ведь чтобы избавиться от предрассудков, а не укрепить их или заменить другими, нужно просто аккуратно добавлять знания в каждую отдельно взятую голову. И они сами собой вытеснят все лишнее. Поверьте, никакими другими способами этого не добиться.

Физиолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины