Профориентационная работа в начальной школе занятие. Профориентационная работа в начальной школе

«Самый несчастный из людей тот,

для которого в мире не оказалось работы»


Томас Карлейль
английский писатель, историк, философ

В современных условиях профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии - основа будущей карьеры.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать, как учителя начальных классов решают проблему профориентации и самоопределения детей в их дальнейшем жизненном пути с раннего детства.

Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на её возможности для самореализации личности в окружающем мире.

Модернизация Российского образования, введение профильного обучения позволяет дифференцированно, учитывая интересы, склонности, способности учащихся, выстроить траекторию формирования способности к профессиональному самоопределению.

И чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать личностный рост индивида.

Еще с детского сада ребёнок получает знания о профессиях, об их разнообразии, у них складывается определенное отношение к ним. Поэтому уже с раннего детства взрослым необходимо воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий, формировать в ребенке ценностные представления и качества, которые позволят им социализироваться в обществе.

Перед обучающимися начальных классов еще не стоит проблема выбора профессии. Но данный возраст является подготовительным этапом, основой по формированию интереса и воспитания культуры профессионального самоопределения. Профориентация - это система педагогических и методических мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в выявлении интересов, склонностей и способностей.

Первичное знакомство с миром профессий ученики начальной школы получают через содержание предметов учебного плана.

Урок – основная организационная форма образовательного процесса, а профессиональная ориентация – составная часть этого процесса.

Одним из важнейших аспектов профориентационной работы является профпросвещение.

Профпросвещение на уроках осуществляется путём беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников. Например, на уроках литературного чтения, начиная с первого класса, учителя начальной школы знакомят учащихся с такими профессиями, как учитель, библиотекарь, печатник, наборщик текста, через произведения авторов узнают о профессии рыбака («Сказке о рыбаке и рыбке»), знакомятся в произведении «Скрипучие пословицы» с творческой профессией – композитор, музыкант. На уроках окружающего мира дети знакомятся с профессиями работников почты (оператор почтовой связи, сортировщик, почтальон), сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли. На уроках технологии и на занятиях по интересам в группе продленного дня учитель воспитывает старательность, аккуратность и потребность ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

Чтобы определить свое отношение к миру профессий младшему школьнику надо иметь представление о той или иной профессиональной деятельности, требования данных профессий к человеку.

Расширение социо - культурного пространства ребёнка должно происходить в различных видах деятельности. Одним из направлений по формированию профессиональной грамотности, ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе является внеклассная работа. Получение информации о имеющихся профессиях происходит через классные часы. Классные часы в начальной школе можно проводить по следующей тематике:

    «Все работы хороши - выбирай на вкус»

    «Профессии моих родителей»

    «Замечательные дети замечательных родителей»

    «Беру с родителей пример»

    «Как связаны между собой профессии и увлечения»

    «Профессия и моё здоровье»

    «Как связаны характер и профессия»

    «Азбука профессий»

    «Профессии нашего города»

    «Всяк кузнец своему счастью»

Только совместно с родителями можно углубить профориентационнную работу. На классных часах «Профессии моих родителей», детский хирург Окружной больницы г. Нижневартовска, провёл практическое занятие по травматизму, рассказал о случаях травматизма в городе, учил детей оказывать первую помощь; специалист по нефтедобычи рассказала о трудной работе нефтяника; инспектор ДПС познакомил со своей трудовой деятельностью.

Средствами внеклассной работы могут служить и профессиональные праздники. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны. Отличительная черта их психики острота восприятия, стремление к самовыражению. Данные мероприятия помогают решить задачи профессионального просвещения:

    Формировать интерес к профессиям своих родителей, людям труда и их профессиям.

    Дать представление о том, что любая профессия важна и нужна.

    Воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий.

    Раскрытие творческих способностей (талантов) учащихся.

А также развивает интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Готовясь к конкретному празднику, используя календарь профессиональных праздников, мы с учащимися готовим и организуем фотовыставки, выставки рисунков и поделок, собираем информацию о людях данной профессии, проводим встречи с интересными людьми.

К профессиональным праздникам можно отнести:

    «Прекрасных профессий не счесть, и каждой профессии слава и честь!»

    «Все профессии нужны, все профессии важны!»

    «В мире профессий»

    «Всяк кузнец своему счастью»

    «Человек и профессия»

    «Замечательные дети – замечательных родителей»

    «Твое дело. Почему работы разные и каждому есть на земле занятие по душе?»

    «Беру с родителей пример…».

Работа по подготовке и проведению праздника делится на несколько стадий:

1. В выборе темы принимают, участвуют все фирмы организации школьного самоуправления «Школьной корпорации –«Пятерка».

Составление плана -ЮГР

Оформление -ЗОЖ

Пригласительные- РР

Изготовление костюмов, деталей к ним – ЭСТЕТ

Выполнение индивидуальных заданий - ЭРУДИТ, ПРОФИ

3. Проведение праздника.

4. Итог и обсуждение

5. Рефлексия.

Так, например, 27 марта – международный день театра. К этому празднику мы готовились заранее. Выясняли, почему люди не хотят ходить в театр, какие у них есть причины для этого, собирали информацию об истории театра, используя различные источники, познакомились с профессиями театра, научились делать постановку спектакля, делали выставку аппликаций по сказкам Андерсена, ребята побывали корреспондентами, встречались с интересными людьми – актёрами театра, вместе с родителями шили театрально-перчаточные куклы, придумывали свой костюм для героя. О нашем творчестве в парламентской газете «Тюменские известия» была опубликована статья: «Герои Андерсена встретились на сцене». На сайте «Новости Югры» статья «Андерсен вернулся».

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Когда ученики играют роль, они пытаются, как актёры, перевоплотиться, а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это необходимо, ведь жизнь – театр, и в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.

Одним из немаловажных направлений профориентационной работы является проектная деятельность.

Краткосрочные творческие мини – проекты «Строим дом» для сказочных героев, «На цветочной поляне», выставки «Очумелые ручки», «Всё умею делать сам», «По страницам любимых книг» на уроках технологии и изобразительного искусства служат оформлением для праздничного зала и повышают интерес учащихся к трудовой деятельности.

С целью приобщения к миру профессий наши школьники посещают предприятия, где работают родители. Изучение истории города и края, знакомство со знаменитыми людьми и их профессиями проходит в форме экскурсий. На экскурсиях дети непосредственно знакомятся с современным производством, техникой, механизмами, приборами, трудом людей разных профессий. Наши ученики побывали в секторе таможенного контроля и познакомились с профессией инспектора таможенного контроля. Побывали в пожарной части № 42 и 17, где узнали много интересного о профессии пожарного, диспетчера пожарной службы. С профессией кинолога ребята познакомились в питомнике служебных собак при УВД г.Нижневартовска, на почте – профессии сортировщик, писем, почтальон, в типографии «Приобье», узнали как набирают текст и печатают газеты и журналы. С профессией флориста наши ученики познакомились в магазине «Оазис цветов», побывали в гидрометеоцентре и познакомились с профессией синоптик. Первоклассники посетили детскую городскую библиотеку, где узнали о профессии библиотекаря.

В течение 4-х лет у учителей начальных классов есть возможность познакомиться с профессиями родителей своего класса через разные формы работы. И этим самым не только достичь целей профориентационной работы, но и также сблизить детей с родителями и научить их к более чуткому отношению к ним, и обязательно в их профессиональный праздник сделать подарок своими руками, рассказать стихотворение, пригласить на праздничное мероприятие в классе, в школе.

Расширяя знания о профессиях, учащиеся выражают свой внутренний мир в театральных и концертных номерах, проектах, реализуют свои возможности в выставках и познают мир профессий на экскурсиях.

Таким образом, важнейшими путями профориентационной работы и развития творческих способностей у всех детей является создание условий, использование всех видов учебной и внеучебной деятельности для развития потребности и интересов в творчестве с учётом глубокого знания индивидуальности каждого ученика, поощрения творческого поведения.

Литература

    Исаев И.Ф. Жизнанное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учебное пособие / И.Ф. Исаев, В.Н. Корманова. Белгород, 2006.

    Климов Е. А. «Как выбирать профессию» М: Просвещение 2004.

    Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников. В.Н. Кормакова. «Начальная школа» № 7, 2009.

    Прошицкая Е. Н. «Выбирай профессию» (Текст) Е. Н. Прошицкая-Москва: «Просвещение» 1991.

    Резапкин Г. В. « Я и моя профессия» программа профессионального самоопределения для подростков - Москва, 2000

    Симоненко В. Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» М: Просвещение 1996.

Профориентация в начальных классах

О.Ю.Бойко

МБОУ "Средняя школа №82"

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка, когда он задумывается о выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно- наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Поэтому профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.

Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи. Уроки окружающего мира также вносят вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Хозяйство человека», можно рассказать о профессиях сельской отрасли (доярка, комбайнер, птичница и т.д.), при изучении темы «Путешествие колобка» учащиеся знакомятся с трудом людей, благодаря которым, на столах появляется хлеб (мукомол, пекарь, тестомес и т.д.), в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», знакомятся с профессиями лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). Тема "Чтобы путь был счастливым» учит учащихся осваивать правила поведения на дорогах. Дети знакомятся с профессиями водителя, инспектора. Дети знакомятся с животноводством и растениеводством как отраслями сельского хозяйства, узнают о труде животноводов на уроках. На занятиях «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение…) . На уроках русского языка по развитию речи младшие школьники используют слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Ученики выполняют словарную работу с этими словами: ставят ударения, выполняют звуко-буквенный анализ, подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Уроки технологии базируются на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому обладают огромным развивающим потенциалом. Развитие надпредметных умений:

· конструктивность - как общая способность выдвигать проектные идеи;

· целесообразность - как умение искать и находить сред­ства и способы работы, которые отвечали бы точно постав­ленной цели;

· вариативность, гибкость - или умение выдвигать и раз­рабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи;

· чувство стиля и стилевой гармонии - как понимание взаимосвязи и единства окружающей предметной среды.

К формам профориентационной работы в начальной школе относятся:

1. Игры (К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

2.Встречи с людьми разных профессий;

3.Экскурсии на производства;

4.Классные часы по профориентации;

5.Оформление классного уголка и школьного стенда;

6.Сочинения, конкурсы, защита проектов;

Уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть, поэтому профориентационная работа должна быть частью систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Приложения.

Загадка-шутка о профессиях

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,

Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачом)

Ян-циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)


У поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой... (актрисой)

Загадки о профессиях

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

Ответ (Врач)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он...

Ответ (артист)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас.

Ответ (Фотограф)

Природу любить, стариков уважать? Ответ (Учитель)

В небо ласточкой вспорхнёт,

Рыбкой в озеро нырнёт.

Ответ (Прыгун в воду)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Ответ (Повар)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Ответ (Маляр)

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает,

Лекарства в саквояж кладёт,

На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

Ответ (Пожарные)

Закину палку, убью не галку,

Ощиплю не перья, съем не мясо. Ответ (Рыбак)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Ответ (Пекарь)

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий...

(Токарь)

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

(Клоун)

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

(Сапожник)

Пословицы о труде

· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Без хорошего труда нет плода.

· Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

· Не умел шить золотом, так бей молотом.

· Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

· Кто не работает, тот не ест.

· Была б лишь охота - наладится каждая работа.

· Маленькое дело лучше большого безделья.

· Дело мастера боится.

· Встать раньше - шагнуть дальше.

· Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

· За все браться - ничего не сделать.

· Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

· Без труда и отдых не сладок.

· Всякий человек у дела познаётся.

· Умей дело делать, умей и позабавиться.

· Всякое уменье трудом дается.

· Любовь к труду - у людей на виду.

· На работу с радостью, а с работы с гордостью.

· Делу - время, потехе - час.

· От труда здоровеют, а от лени болеют.

· Утренний час дарит золотом нас.

· Хлеб даром не даётся.

· Хозяин тот, кто трудится.

· Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

· Терпение и труд всё перетрут.

Профориентация в начальной школе –
первый шаг к выбору профессии.

Логвина Е.В.,
зам.директора по УВР,
гимназия №6

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

В Казахстане с 2015 года начнётся поэтапный переход к 12-летнему образованию. Особенностью концепции является введение предпрофильной подготовки на второй ступени образования.

Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.

В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так и опыт работы коллег из России, и разработали примерную программу по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали "Мир профессий глазами детей".

Актуальность создания программы. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Задачи программы.

Создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

- C формировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;

Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат. Программа « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Разделы программы:

1. Творческие конкурсы и проекты.

2. Внеклассные мероприятия.

3. Встречи с людьми разных профессий.

4. Экскурсии на производство.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира при изучении тем: в 1 классе «Т руд человека». Во 2-м классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляется представления о разных профессиях - «Профессии наших родителей». В 3-м классе ученики продолжают знакомиться с трудом окружающих людей и их профессиями – « Учитель», «Фермерские хозяйства», «Профессиональные праздники», «Животноводство». В 4-х классах обобщаются и развиваются представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, воспитывается уважительное отношение к труду, к людям труда, расширяются и углубляются представления о различных профессиях – «Фермерское хозяйство», «Школа и производство». Таким образом, на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, викторины, конкурсы, проекты.

С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий . Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.

В каждом классе желательно оформить стенд профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Работая по данной программе всего год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом всей нашей годичной работы – явилась защита проектов учащимися 1-4-х классов. Тема проектов - «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.

Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам усиливается и их учебная мотивация.

Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.