Главный архитектор кремля. «Начинается земля, как известно, от Кремля

Новосибирская академия водного транспорта

Омский институт водного транспорта

Архитектурный ансамбль

Московского Кремля:

древнерусские черты и итальянское влияние.

Выполнил : студент Пылина Н.Ю.

Факультет: Экономики и управления

Группа : ЭК-10-49

Преподаватель : Гребенникова О.М.

Омск 2011

1. История создания Московского Кремля…………………………….….2

2. Итальянское влияние на современный вид Кремля…………….…….. 3

3. Стены и башни Кремля…………………………………………….…….5

4. Заключение……………………………………………………………….9

5. Список литературы…………………………………………………..…10

История создания московского Кремля

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом. Кремль возник на высоком Боровицком мысу, хорошо защищенном реками Москвой и Неглинной от нападений врагов. Место это задолго до возникновения Кремля было заселено восточнославянским племенем вятичей. В 1156г. Юрием Долгоруким, возводится деревянная крепость с восьмиметровым валом и мощная, по тем временам, деревянная стена, достигавшая 3м в высоту и 1200м в длину, для защиты от набегов. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237-1238гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль. Но вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при Иване I Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены возведены мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Руси, а Кремль - резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367-1368 гг., незадолго до Куликовской битвы, князь Дмитрий Донской, опасаясь очередного монголо-татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров. Со стороны реки Москва стена была возведена у подножия холма, чтобы враг не имел здесь плацдарма для развертывания своих войск при осаде Кремля. В 1368г. и 1370г. Кремль успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382, 1408 и 1451 гг. оказался неприступным для татаро-монгольских войск. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов, частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.

Итальянское влияние

на современный вид Кремля

Эпохой возвышения Московского княжества вообще и Кремля в особенности становится время княжения Ивана III; оно является уже окруженным ореолом славы, могущества, процветания и быстрого преуспевания во всем. Иван III уже именуется “Государь великий князь”.

Во второй половине 11 века великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в Москве грандиозное строительство, т.к. его перестал удовлетворять прежний ее облик с небольшими соборами, построенными ещё в то время, когда Московское княжество было одним из многих небольших русских княжеств. Обветшавшая белокаменная стена уже не соответствовала той роли, которую теперь должна была играть Москва, столица одного из сильнейших государств Европы.

Иван III, очистив от деревянных нагроможденных без всякого порядка жилищ стены Кремля на 110 сажен в окружности, повелел начать строить вокруг Кремля на новом, уже захватывающем более обширное пространство, месте каменную стену с башнями, бойницами, воротами. Для этого пришлось много сломать, кое-что перенести на другие места.

Первым был возведен величавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине. Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473-1474 годах, были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора. Разрушение, почти готового, собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии.

В 1475 г. в Москву приехал итальянец Аристотель Фиораванти, который прежде выполнял заказы миланского герцога, короля Венгрии и папы римского. Иноземному архитектору поручили строить Успенский собор. В итоге итальянский мастер выстроил своеобразное здание. В его архитектурных формах утонченность и изысканность владимирского зодчества, лаконизм и суровая простота новгородских построек соединялись с художественным видением архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор был построен в смешанной технике: нижние части из белого камня, верхние - из кирпича. Строился собор на основе точных математических расчетов - т. е. с помощью циркуля и линейки, а не на глазок, как прежде. Фиораванти научил русских строителей способу изготовления более качественного красного кирпича и составлению особых известковых растворов. Благодаря новаторству конструктивных решений храм приобрел величественный и строгий вид, стал символом единства и могущества Русского государства.

Рядом с Успенским собором на территории Кремля под руководством других итальянских мастеров были возведены Архангельский собор (Алоизио да Каркано, 1505-1509); знаменитая колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, 1505-1508, столп колокольни достроен в 1598-1600 гг.). Пожалуй, самым нетрадиционным из храмов Кремля оказался Архангельский собор, напоминающий итальянские дворцы («палаццо»). Он стал усыпальницей московских князей и царей вплоть до Петра I. Рядом с храмами была построена резиденция великого князя московского. Первым зданием ансамбля стала Грановитая палата. Она построена в 1487-1491гг. итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (он руководил также строительством стен и башен Кремля). В течение всего 16 в. возводились все новые дворцовые здания. Облик Московского Кремля отличался живописными контрастами, для него было характерно соседство построек различных стилей и эпох. Архитектурный комплекс Соборной (Ивановской) площади с ожерельем храмов и Грановитой палатой – важнейшим светским зданием – воплощал важнейшие духовные идеалы Московского царства.

Некоторые башни и храмы Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Наши мастера не могли отрешится от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. Именно этому обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.

К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).

Смешение разнородных архитектурных стилей явилось очевидным новаторством, преодолением привычного канона храмового зодчества.

стены и башни Кремля

В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м толщина от 3.5 до 6.5 и высота от 5 до 19 м. и, как бы следя за очертанием кремлевского холма, то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, и образуя неправильный треугольник. По верху стены идет боевой ход шириной 2-4 м, по которому можно пройти от башни к башне. Он уложен квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине часто можно встретить коридоры и теперь; а в былое время в них же помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2-2,5 м, толщиной 65-70 см), с внутренней - парапет. Когда-то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В 18 в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью.

Московский Кремль имеет 20 башен. Самая "старшая" из них Тайницкая (1485), самая "юная" - Царская (1680).

Рассмотрим некоторые из них:

Водовзводная башня

В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году архитектором Антонио Джиларди. Сначала она носила название Свибловой, по имени бояр Свибловых. Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней водоподъемной машины и устройства первого в России напорного водопровода для подачи воды из Москвы-реки в Кремль.

Боровицкая башня

У подножия одного из семи холмов, на которых стоит Москва, находится башня, которая отличается от других своей ступенчатой формой. Это Боровицкая башня. Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то весь холм. Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Имеет форму ступенчатой пирамиды. Башня имела 5 боевых ярусов. Бойницы навесного боя находились на верхней площадке. Стрельница в этой башне находится не спереди, как в других башнях, а сбоку с учетом поворота стены.

Комендантская башня

Это небольшая глухая строгая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора в Кремле, где хранились царские повозки, кареты. Свое нынешнее название она получила в 19 веке: рядом с ней в Потешном дворце жил комендант Москвы. Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с вышкой. Высота башни со стороны Александровского сада - 41.25 м.

Оружейная башня

Это небольшая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Свое современное название она получила в 19 веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты. До этого она называлась Конюшенной, так как за ней в древние времена находился царский Конюшенный двор.

Троицкая башня

Этой башней архитектор Алевиз Фрязин Старый завершил возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. Башня была построена в 1495-1499 гг. Значение башни для западного фасада Кремля такое же, как и Спасской для восточного. Архитектор, который надстраивал башню в 1685г., учел это и придал ее шатровому завершению почти такое же декоративное убранство, как и у Спасской. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в 15-16 веках использовавшимися как тюрьма Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха. Троицкая башня самая высокая башня Кремля, ее высота - 80 м.

Никольская башня

Башня проездная, находящаяся на восточной стене (высота 70,4 м), построена архитектором Пьетро Антонио Солари в 1491 году, название связывают по одним данным с иконы Николая Чудотворца, помещавшейся над проездными воротами стрельницы. В 17 веке Никольские ворота служили главным образом для подъезда к боярским и монастырским подворьям в Кремле.

Сенатская башня

Башня расположена сразу же за Спасской башней, позади Мавзолея В.И.Ленина. Башня была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Сенатская башня выполняла сугубо оборонительные функции, защищала Кремль со стороны Красной площади Высота башни - 34,3 м.

Спасская башня

Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Архитектор Пьетро Антонио Солари, построивший ее в 1491 году, по сути дела, положил Спасской башней начало строительству восточной линии укрепления Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. В 50-х годах XXVII века на вершине башни Кремля водрузили герб Российской империи – двуглавого орла. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой. Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов - главных часов государства. Высота башни - 67,3 м.

Царская башня

Это самая молодая и самая маленькая башня. Она сооружена в 1680 году. Точнее, это не башня, а каменный терем. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, как утверждают легенды, царь Иван IV Грозный любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, - отсюда и название башни.

Набатная башня

Эта башня была построена в 1495 году. Свое название она получила от набатного колокола, оповещавшего москвичей о надвигающихся событиях или опасности. Башня была поставлена на взгорье, и с нее открывался обзор южных окрестностей. На башне круглые сутки дежурили караульщики, следя за дорогами.

Тайницкая башня

Самая "старая" башня Московского Кремля - Тайницкая. С нее началось сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ворота ее обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. К сожалению, башня, построенная в XV веке, до нас не дошла. В 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771-1773 годах башня была восстановлена по обмерным чертежам М.Казакова с последующей надстройкой шатрового верха. Высота ее 38,4 м.

Безымянная башня

В 1480-х годах рядом с Тайницкой башней была сооружена Безымянная башня, отличающаяся скупыми архитектурными формами. Она всегда выполняла сугубо оборонительные функции. У башни трудная судьба. В 1547 году от взрыва пороха башня разрушилась, а в 17 веке ее возвели вновь. Тогда же ее надстроили шатровым ярусом. В 1770-1771 годах башню разобрали, чтобы освободить место для постройки Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова. Когда строительство дворца было прекращено, башню построили вновь в 1783 году несколько ближе к Тайницкой башне. Высота башни - 34,15 м.

Благовещенская башня

Башня была построена в 1487-1488 годах. Это невысокая четырехгранная башня. В ее основании плиты белого известняка. Они сохранились от древнего белокаменного Кремля 14 века. Во времена Ивана Грозного башня использовалась как тюрьма. Высота башни - 30,7 м.

Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До 17 в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули - навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.

Заключение.

Несомненно, Кремль ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведение искусства. Московский Кремль является древнейшим сооружением Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывавшийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы исторического развития русского народа и русского государства, и нашли блестящее выражение характерные черты национальной культуры.

Архитектурный комплекс Кремля образован храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными ярусными кремлевскими башнями и доминирующим над ними столпом «Ивана Великого». Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади слились с Кремлем в единое архитектурное целое.

Кремль, несмотря на постоянную перестройку частей его древних укреплений, в целом не потерял своих художественных качеств единого ансамбля. Каждая башня Кремля красива сама по себе, но их сочетание друг с другом, с другими постройками Кремля и с городом создает наиболее впечатляющие образы.

Восемьсот лет назад Москва зародилась на месте Кремля и выросла вокруг него, как выросла вокруг Москвы Россия. Кремль обусловил радиально-центрическое развитие плана древней столицы. Являясь композиционным центром Москвы, он не только собрал вокруг себя огромный город в единое целое, но позже и сам органично включился в живописный его силуэт. Трудно представить Москву без Кремля. Это святое место дорого для всех россиян. Кремль - сердце Москвы и России.

Литература

1. Канторович И.В. «Из истории Москвы», М., 1997 г.

2. Иванов В.Н. «Московский Кремль», Государственное издательство «Искусство», М., 1971 г.

3. Сурмина И. О. «Самые знаменитые крепости России» . – М., Вече, 2002 г.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Кремль - это не только резиденция президента России, но и самый узнаваемый архитектурный ансамбль с богатой многовековой историей. На территории Европы нет другой действующей крепости, превосходящей московский Кремль по величине. Особый статус за ним признает и ЮНЕСКО, ведь объект внесен в список Всемирного культурного наследия.

Московский Кремль - вехи истории

Во II веке до нашей эры на территории современного Кремля находились финно-угорские поселения. Предположительно в этот период было возведено первое укрепление, которое могло послужить прародителем столичной крепости.

Крепость в XII-XVI веках

В летописях от 1156 года упоминается оборонительное сооружение протяженностью почти в километр и площадью около 3 га, окруженное рвом и земляным валом. Уже тогда оно служило защитой Москве.

В XII-XIV веках Московское княжество страдало от вражеских набегов, а Кремль неоднократно разрушался, горел, реставрировался. Именно поэтому в период властвования Дмитрия Донского его деревянные стены и башни постепенно заменили на каменные. К середине XV века территория крепости увеличилась и помимо оборонительных построек там появились: княжеское подворье, церковь, монастырь.

Белый камень (известняк) также оказался недолговечным, и в конце XV-начале XVI века укрепление начали реставрировать. Для работ привлекли итальянских мастеров, которые отстроили новый Великокняжеский дворец, церкви, соборы и кремлевские башни из красного обожженного кирпича. Общая площадь Кремля в этот период увеличилась до 27,5 га, а геометрия приблизилась к современному неправильному треугольнику.

Интересный факт! В XVII веке по указу царя Федора Алексеевича краснокирпичному московскому Кремлю был возвращен белый цвет. Его попросту покрыли известкой.

Крепость в XVIII-XXI веках

В XVIII веке Кремль перестал быть царской резиденцией, так как Петр I переехал в Петербург. При Елизавете Петровне часть застройки разрушили, уничтожив некоторые памятники русской архитектуры. Ни один из планов масштабной реконструкции крепости не был реализован.

В 1812 году Москва была захвачена войсками Наполеона. Однако буквально через день полководцу пришлось бежать из горящей столицы. В процессе отступления крепость была заминирована и взорвана. Восстановление ее построек и инфраструктуры заняло около 20 лет.

В советский период истории московского Кремль вновь стал резиденцией вождей государства, однако это вовсе не означало его расцвет. Архитектурный ансамбль был разрушен почти наполовину: снесли часовни у надвратных икон, царские памятники, церкви и монастыри. Часть сооружений переоборудовали в административные корпусы, вместо двуглавых орлов их украсили золочеными звездами.

Интересный факт! В годы Великой Отечественной Войны Кремль замаскировали - изменили фасады зданий, использовали бутафорские строения. В результате он пострадал лишь незначительно.

В 1960-1970-х годах главную крепость государства начали реставрировать. В 1991 году Кремль становится президентской резиденцией , а также политическим и культурным центром Москвы.

Архитектурный ансамбль Кремля

Краснокирпичный Кремль Москвы - один из самых крупных архитектурных ансамблей современности. Все его элементы представляют собой историческую ценность и имеют особый архитектурный облик.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник. Их протяженность составляет 2 235 м, высота колеблется в пределах 5-19 м, а толщина достигает 6,5 м. Вдоль крепостных стен сохранилось 20 башен, самая высокая из которых - Троицкая - достигает 79 м.

Также архитектурный ансамбль составляют:

  • Площади - Ивановская, Соборная, Сенатская, Троицкая, Дворцовая.
  • Соборы - Архангельский, Верхоспасский, Благовещенский, Успенский.
  • Церкви - Ризположения, Рождества Богородицы на Сенях, Двенадцати апостолов, Теремные.
  • Дворцы - Большой Кремлевский, Теремной, Государственный Кремлевский, Сенатский, Потешный.
  • Другие здания Кремля - Арсенал, Грановитая и Царицына палата, Патриаршие палаты (все три входят в дворцовый комплекс), Сенат, Военная школа им. ВЦИК, Оружейная палата.

Также на территории Кремля можно увидеть собрание артиллерийских орудий (пушек, гаубиц, мортир и др.) и знаменитый Царь-колокол.

Украшением крепости служит Тайницкий сад с Большим Кремлевским сквером. Объект охраняется ЮНЕСКО.

На территории сада произрастает около 2 000 многолетних растений. Некоторые из них относятся к редким. Для охраны от городских ворон и голубей в саду держат хищных птиц - соколов, филинов, ястребов.

Туристический Кремль

Большинство зданий и помещений московского Кремля открыто для туристов. Они могут познакомиться с историей не только многовекового оборонительного сооружения, но и всего российского государства.

Для изучения представлены не только роскошные интерьеры, но и тематические выставки, научные монографии и каталоги, альбомы. В музеях Кремля проводят специальные мероприятия, научные конференции и семинары, читают лекции. Для всех возрастов разработаны и представлены целые образовательные программы.

Самые популярные достопримечательности московского Кремля - Оружейная палата и соборы . Они поражают не только историческими интерьерами, но и шикарными экспозициями. Так, в Оружейной палате представлено около 4 000 предметов декоративно-прикладного искусства, оружие и доспехи различных эпох, государственные регалии XIII-XVIII веков и даже коллекция экипажей.

Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание высших органов государственной власти страны.

Стены и башни сооружены в 1485 – 1495 гг. из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Так как свои мастера не имели достаточных знаний, чтобы производить постройки, то великий князь всея Руси Иван III Васильевич по совету своей жены Софьи нанял итальянских архитекторов: Антона Фрязина (Антонио Джиларди), Марко Фрязина (Марко Руффо), Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари), Алевиза Фрязина Старого (Алоизио да Каркано) во главе с Аристотелем Фьораванти. Это не братья и даже не однофамильцы. На Руси в то время "фрягами" или "фрязинами" называли итальянцев.

Следует сделать предположение, что некоторые башни Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Надо думать, что наши мастера не могли отрешиться от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. И вот думается, что этому-то именно обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.

Стены Кремля

В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м. Как бы следуя за очертанием кремлевского холма, они то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, образуя неправильный треугольник с длиной южной части 300 сажен, восточной - 350 сажен и западной - 390 сажен при толщине 3,5 – 6,5 м и высоте от 5 до 19 м. По верху стены идет боевой ход шириной 2 – 4 м, уложенный квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине их часто можно встретить коридоры. В былое время в них помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы их были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2 – 2,5 м, толщиной 65 – 70 см), с внутренней - парапет. Сверху над ходом была деревянная двускатная кровля для защиты от непогоды (сгорела в 1737 году).

На протяжении стен высится 20 башен различных высот, форм и стилей.

Три круглые угловые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая арсенальная) выступали далеко за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону.

Шесть проездных башен: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская - самые мощные оборонительные сооружения, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъемные мосты. В проемах ворот были установлены опускные решетки (герсы). Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоугольных в плане башен имели по 3 – 5 боевых ярусов с бойницами для фронтального и фланкирующего огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов.

С юга и северо-запада подступы к стенам прикрывали реки Москва и Неглинная, а с востока (со стороны современной Красной площади) - ров (ширина 30 м, глубина 10 м). Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508 – 1516 гг. были укреплены дополнительной стеной с зубцами.

В XVII веке все башни, кроме Никольской, увенчаны шатрами; подъемные мосты заменены каменными арочными, на восточной стене возведена декоративная Царская башня. В XV – XVIII веках на ряде башен были установлены часы (сохранились Кремлевские куранты на Спасской башне). В 1707 – 1708 гг., в связи с угрозой нападения шведов, Кремлевские стены и башни были укреплены бастионами, следы которых сохранились у Средней Арсенальной и Оружейной башен.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Соборная площадь Кремля - одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники русской архитектуры. В XVIII и XIX веках площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.

Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным крыльцом Гpановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь проходили также похоронные процессии в Архангельский собор -усыпальницу московских великих князей и царей - и Успенский собор - место погpебления московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов.

Построенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует грандиозностью своего замысла.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века Чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора - «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - «Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение»,

«Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса - «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки - «святого Уана» и «Иоанна Пpедтечи». На севере и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке. Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена московскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы» В память этого и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью-гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она

объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шторм. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Кремлевского казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах». Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов.

До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля следует, что слово «красный» у наших предков означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век – Мавзолей В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены.

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Храм построен в 1555-1560 годы в память взятия Казани, этого решающего этапа в тяжелой борьбе Руси со своим сильным и опасным противником – Казанским ханством.

Храм представляет собой грандиозную композицию из 9 столпов, поднимающихся над цокольным этажом (подклетом) и соединенных между собой галерей, идущей вокруг центрального столпа здания. Над всей композицией, объединяя ее, господствует центральный восьмигранный столп, переходящий ярусами полуциркульных кокошников во второй, меньший восьмерик. Столп увенчивается шатром с декоративной главкой вверху; восемь главок, находившихся на углах звездчатого основания шатра, не сохранились.

Центральный шатер окружен восьмью столпами, из которых четыре осевых – большей, а четыре диагональных – меньшей высоты. Все эти столпы увенчаны луковичными главами. Декоративное убранство здания поражает исключительным разнообразием форм и деталей.

Два крыльца со стороны Спасской башни Кремля вели на террасу и оттуда – в обходную галерею. Переход из темной низкой галереи в стремительно уходящие ввысь белые столпообразные церковные помещения вызывают острое волнующее впечатление. Древняя расцветка храма снаружи представляла благородное сочетание естественных цветов, красного кирпича и белого камня, из которого сделаны детали. Яркую расцветку снаружи и роспись внутри – храм получил позднее, в XVII веке. Позднейшими пристройками являются колокольня и ссеверо-восточный придел. Документы сохранили нам имена гениальных зодчих – Бармы и Посника.

Адрес: Россия, Москва
Начало строительства: 1482 год
Окончание строительства: 1495 год
Количество башен: 20
Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
Координаты: 55°45"03.0"N 37°36"59.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Краткая история Московский Кремль

В самом сердце Москвы, на Боровицком холме возвышается величавый ансамбль Кремля. Он давно уже стал не только символом столицы, но и всей России . Сама история распорядилась так, что рядовой посёлок кривичей, раскинувшийся посреди лесной глуши, со временем превратился в столицу могучей российской державы.

Кремль с высоты птичьего полёта

Кремлём или детинцем в древней Руси называли центральную, укреплённую часть города с крепостной стеной, бойницами и башнями. Первый Московский Кремль, построенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, представлял собой деревянную крепость, окружённую рвом и валом.

В княжение Ивана I по прозвищу Калита (денежный мешок) в Москве воздвигли дубовые стены и башни и заложили первое каменное здание - собор Успения Богоматери.

Вид на стены Кремля с Кремлёвской набережной

В 1367 году Великий князь Дмитрий Донской обнёс Кремль мощной крепостной стеной из белого известняка. С тех пор столица получила прозвище «Москва белокаменная» . Масштабное строительство развернулось при Иване III, который объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы и построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле.

Для строительства фортификационных сооружений Иван III пригласил архитекторов из Милана . Именно в 1485 - 1495 годах были построены существующие и поныне стены и башни Кремля . Верх стен венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» - они имеют тот же вид, что и зубцы итальянских замков. На рубеже XV - XVI веков Московский Кремль превратился в неприступную массивную крепость, облицованную красным кирпичом.

Вид на Кремль с Большого Каменного моста

В 1516 году вдоль укреплений, выходящих на Красную площадь , вырыли ров. После Смутного времени башни украсили шатрами, придав Кремлю современный облик.

Чудесное возвращение святыни Московского Кремля

Главной из 20 башен Московского Кремля по праву считается Спасская , созданная итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Спасские ворота издавна являлись парадным входом в Кремль, а куранты, помещённые в шатре башни, известны как главные часы страны. Вершину башни венчает светящаяся рубиновая звезда, но после распада СССР всё чаще появляются призывы убрать звезду и водрузить на её месте двуглавого орла. Своё название башня получила от надвратной иконы «Спаса Смоленского».

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Икона почиталась святыми, поэтому мужчины, проходя через ворота, перед образом Спасителя должны были снимать головной убор. Легенда гласит, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, то порыв ветра сорвал с его головы треуголку. Но на этом дурные предзнаменования не закончились: французы попытались похитить золочёную ризу, украшавшую образ Спаса Смоленского, но лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

В годы советской власти икону убрали с башни. Более 70 лет святыня считалась утраченной, пока в 2010 году реставраторы не обнаружили под слоем штукатурки металлическую сетку, скрывающую образ Христа. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы патриарх Кирилл торжественно освятил вновь обретённую икону над воротами Спасской башни.

Беклемишевская башня

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца , они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

Соборы Московского Кремля - «алтари России»

Сегодня Московский Кремль - это и место работы Президента РФ, и историко-культурный музей. Исторический центр Кремля представлен Соборной площадью с тремя соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским. Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём - только небо». Именно поэтому весь народ чтил указы царя, которые он провозглашал в Успенском соборе .

Этот храм с полным правом можно назвать «алтарём России». В Успенском соборе Кремля царей венчали на царство, избирали очередного главу русской церкви, а в гробницах храма обрели вечный покой мощи московских святителей. Архангельский собор, начиная с 1340 года и вплоть до XVIII столетия, служил усыпальницей московских князей и царей.

Архангельский собор Московского Кремля

Под его сводами на белокаменных плитах в строгом порядке установлены надгробия. Благовещенский собор был личным молитвенным домом московских князей: здесь они принимали крещение, исповедовались, венчались. По преданию, в подклетах этого храма хранилась великокняжеская казна. Соборную площадь окружают колокольня Ивана Великого , Грановитая и Патриаршие палаты. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земских соборов, а в Патриаршем дворце размещалась контора Священного синода.

Достопримечательности Московского Кремля

К более молодым постройкам Кремля относится Большой Кремлёвский дворец , построенный в середине XIX века по приказу императора Николая I. Сегодня в его стенах разместилась парадная резиденция Президента России.

Царь-пушка

В дворцовых залах проводятся церемонии вступления в должность Президента, вручаются государственные награды и верительные грамоты. В одном из зданий дворца расположены Алмазный фонд РФ и Оружейная палата - сокровищница предметов дворцового обихода. В Кремле на постаментах стоят Царь-пушка весом 40 тонн и Царь-колокол весом 200 тонн - шедевры русского литейного мастерства . Из-за своих гигантских габаритов они не пригодны для использования по назначению, но зато стали символами великой России. В Кремле всегда многолюдно. Гости восхищаются непреходящей красотой архитектурных творений, олицетворяющих русскую историю. Как писал М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы», ничто не может сравниться с этим Кремлём который, «окружась зубчатыми стенами и златыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

Рейтинг достопримечательности