Леля - богиня весны. Леля – богиня девичей любви

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Супруга. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

В русской народной вышивке Леля изображается как одна из двух лосих, стоящих по разные стороны от стилизованного изображения Макоши-земли. Этот незамысловатый узор часто можно встретить на старых рушниках или ставнях дремучих изб. У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира. Мотив пробуждения – ключевой в данном аспекте. В рунических раскладах именно так чаще всего трактуют руну Леля – освобождение от темных пут, ясный взгляд на вещи, не замутненный наносной Кривдой.


Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста, воплощение Семаргла Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.


Много праздников связано у наших предков с Лелей богиней весны. Ее также называли одной из Рожаниц (вместе с Ладой, Живой и некоторыми другими мифологическими персонажами, в разных источниках упоминаются разные имена). Рожаницы – это богини, которым покровительствует сам Род. И причисление Леля к этому ряду выглядит вполне логичным, ведь единый Род покровительствует всем женщинам в равной степени, ибо они – его продолжатели.
Символ Лели – береза. Ее день – 22 апреля (5 мая). Ее металл – серебро. Ее символизм – не идеальный, но милый сердцу каждого из нас образ молодой девушки, честной, доброй и открытой, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Богиня Леля – дочь Лады-богородицы. Её символ означает весеннее возрождение, пробуждение природы. Очень часто на традиционных вышиванках можно встретить двух скачущих всадниц по обе стороны богини Макоши.Эти две богини - Лада и Лея. Существует один девичий праздник, который назван в честь этой богини - Лельник. Приходиться он на 22 апреля (по современному календарю 5 мая). Руна прекрасной молодой богини Лели тесно повязана с Любовью и любовным влечением.
Богиня Леля - дочь богини Лады, символ Любви и весны

Богиня Леля является дочерью (а по другим источникам племянницей) великой богини Лады-Богородицы, а также приходиться сестрой Живы и Марены. Наши предки почитали её на равнее с Ладой, и традиционные обрядовые элементы этих двух богинь практически неотделимы.

Образ богини Лели

Леля - это молодая, красивая, чистая и светлая девица, которая только-только достигла того возраста, когда девушек пора выдавать замуж. Славяне представляли её русоволосой красавицей, которая достигла того рубежа, когда девушка уже не ребенок но ещё не женщина. Её образ чистый и светлый, её сердце непорочно и наивно - непобедимая сила перед всяким злом. Её образ, в отличие от образа Лады и богини Макоши, никогда не рассматривался в соответствие с бытом. Увидеть дивную юную богиню Лелю можно было лишь на опушке леса или на берегу реки. Её обожают животные, ветер ласкает её волосы - нет ни малейшего намека на воинственность или какую-либо вражду.

Как оберег, Леля изображалась на вышивках как одна из молодых лосих, которые стоят по обе стороны богини земли Макоши. Богиня Леля имеет свою руну, которую назвали её же именем - Руна Лели. Символизирует руна Лели игривую воду (игривую, потому что с санскрита «лила» переводиться как «игра»). Это не просто ручей, а легкий, но мощный весенний поток, который подчистую сносит прошлое и дарует надежду и возможность для создания нового будущего, причем не только для человека, но и для всего мира. В рунических раскладках символ Лели трактуют как освобождение от пут зла, ясный взгляд на вещи, которые раньше казались иными.

Другая Леля

Не смотря на всю легкость и нежность образа красавицы-богини, она все же немного грустна. Существует легенда, которая рассказывает о крепкой любви Лели к Ярилу - сыну Велеса. Её сердце полностью отдалось Ярилу, и она полюбила его, как только могла полюбить девушка, чье сердце не тронули беды и несчастья. Но в ответ на её чистое признание Ярило лишь ответил, что тоже её любит, как и Мару и даже Ладу. Ведь от отца он унаследовал неконтролируемую силу эмоций, и к сожалению этого уже не изменить. Ярило также сказал, что готов быть только с Лелей, но лишь на какое-то время. Такого принять богиня не могла, и отказала возлюбленному богу весеннего солнца - Ярилу. Лишь спустя какое-то время она повстречала Финиста, который был воплощением Семаргла. Эти двое полюбили друг друга искренней взаимной и светлой любовью, а после поженились. Но даже после свадьбы богиня весны Леля не могла затушить ту искорку любви, которая все ещё тлела для другого - для Ярилы.
Символ Лели

Символ богини весны Лели - береза. Её металл - серебро. Её образ - это тот возвышенный идеал, который, к сожалению, чужд многим современным славянским девушкам: чистота души и тела, искренность, нежность, доброта, готовность посвятить себя навеки лишь одному своему возлюбленному. Также, Лелю часто связывают с плакучей ивой, которая символизирует несчастную любовь.

Богиня Леля — Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.

Леля, Ляля — богиня плодородия согласно «Синопсису», вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой («Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними — Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день — понедельник. Дочь Лада. Ее дерево — рябина или береза («во поле береза стояла — Ляля, Ляля стояла»), металл — также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге «Язычество древних славян»

Леля — Богиня Молодости , Берегиня Рода . Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика — ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью — в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость — так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость . Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем — с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив — может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной — которой покровительствует Богиня Лада).

И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив — предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве — Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни . Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми — кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм).

В этой связи, не трудно понять — в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой — в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля — самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться — Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели — является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля — послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли — Лелей.



Речка журчит да бежит себе, словно дитя озорное. Только воды её сегодня нынче горькие, да солёные. Богиня Леля сердечко своё разбитое и горем до краёв полное, слезами лечит. Лучи Ярилы ищут свою зарю, да только ветви лесные, куполом накрыли деву и от солнца упрятали. Чистая, как роса на лугах пролитая да хороша, что глаз не отвести, но не хватило этого.
Плачет Леля, да только зла в ней нет и обиды. Ярило солнышко всем люб, и не может он одну выбрать. Но это пока. Леля ведь, знает, ведает, что пройдёт по земле та, что её и всех других затмит, и только ради неё солнце светить будет да землю греть. А Леля пока погорюет, как дочь людская о сердечке своём разбитом, да только после снова улыбнётся сырой земле зарёй новой. И замуж её тоже возьмут однажды. Ясный будет молодец да удалый. А она о Ярило вспомнит да улыбнётся украдкой, о любви своей первой и чистой.

У наших предков бытовало верование, что на пороге ночи по небу босоногая дева проходит, да волосами своими длинными облака отгоняет, солнцу путь расчищая. Звали ту деву Леля и почитали, как её богиню зари. Была она дочерью светлой праматери Лады, и красотой своей затмевала светила. Спутниками её были игривые весенние ветерки, которые в услужение молодой богине даровал великий Велес.

Леля представлялась древним славянам, как совсем юная девушка, с необычайно светлой и открытой улыбкой, и с длинными волосами, до самих пят. Она была ни женщиной, но и не ребёнком, а той в ком весна первая проснулась, да та на которую сердце юношеское пылко биться начинает. Потому бытовало верование, что Леля богиня весны, которая приходит после зимних стуж на спящую землю и будит её бегущими ручейками талых снегов.
Леля была символом чистоты и непорочности. В её образе нет и намёка на хитрость, коварство и агрессию. Вообще Леля и Лада богини, которые олицетворяют женское начало: мягкое, перетекаемое словно вода, светлое и полное добра.

Леля богиня любви.

Богиня Леля у славян, так же почиталась как богиня любви. Но здесь стоит упомянуть, что дело касалось именно первой любви, молодой и

чистой, той что по весне крадёт пылкие сердца молодых юношей и девушек.

По легенде юная Леля сама была влюблена в бога солнца Ярило и переборов свою стеснительность она призналась ему. Ярило, буйный как весенний ветер, ответил ей что тоже её любит, впрочем, как и всех женщин, как небесных, так и смертных. Он предложил ей даже остаться с ней, но лишь на время. Не ведающая до этого горя, юная Леля была разбита, но ей хватило мудрости отказаться. После этого Лелю стали почитать, как символ верности и стойкости, потому как не пожелала она увлечений и осталась верна своей чистоте.
Позже она встретила Финиста и полюбила его, за силу его и светлость. Она вышла за него замуж и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку. Свою первую любовь богиня сохранила, как тёплое воспоминание, которое случается со всеми, кто влюбляется впервые и не в тех, кто предначертан им судьбой. Поговаривали, что сама Леля благословила брак Ярило и жены его прекрасной Ярилици.
Леля за матерью своей Ладой, приходила по весне на землю и пробуждала ту, от зимнего сна. От силы её травы зеленели, деревья в небо тянулись, а люди влюблялись. Леля украдкой ходила между молодыми юношами и девушками, нашёптывая им где половинка их есть. Её почитали как, покровительницу браков и семей, потому как, она олицетворяла ту чистоту, которой дева в первый раз мужу своему отдаётся, ту любовь, которой уже мать молодая на семью свою смотрит.
Лелю причисляли к числу великих Рожениц, то есть тех кому сопутствовал и кого благословлял сам Род вездесущий. Он был началом всего, а Роженицы продолжением дел его.

Леля вопреки тому, что она покровительствует браку и семье, она не является помощницей в быте. Наоборот, она всегда находится в лоне природы, окруженная зверьми. Она безмятежна и весела, но это не указывает на её легкомысленность и глупость. Просто Леля, олицетворяет ту чистоту и наивность, которая присуща детям, но также она прекрасна и пылкая, как дева, которая уже достигла уже, того возраста, когда её можно выдавать замуж.

Богиня Леля символ и руна.



У богини Лели есть своя собственная руна, которая так и называется — Леля. Она обозначает воду, которая бурлит и шумит. Это вода, которая пробуждает от долгого сна и дарит новую жизнь. Так и руна Леля, толкуется как, пробуждение от плена сомнений и пороков. Она очищает ум и душу и привносит озарение и лёгкость.

Символом Лели служит берёза. Отсюда и поверье пошло, что в деревьях этих, на вид хрупких и простеньких, сама богиня живёт. Когда девушки впервые влюблялись и страдали от неразделённой любви, то бежали в лес и берёзку обнимали, чтобы выплакаться и душу отвести. Вот и пошёл обычай, каждый раз, когда худо да скверно на душе берёзу обнимать. Она словно мать ласковая, приголубит и все горести заберёт.

(маленькая) символизирует пробуждающуюся природу, порождение природой нового. К Ляле обращались в весенних песнях-заклинаниях с просьбами по поводу будущего урожая жита и пшеницы, овощей на грядках и трав на лугах. Специально Ляле посвящался 22 апреля весенний праздник, получивший название по ее имени — .

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — . В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.


Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.


Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).


Миф о Лелии

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо — и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно — любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была юная дочь. Звали ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще.