Возвращаясь домой мне стало стыдно за содеянное. А4 – построение предложений с деепричастным оборотом (подготовка к егэ) - Документ

«Синтаксические нормы». «Построения предложений с обособленным обстоятельством»

Тренировочные упражнения

Возвращаясь домой,

1) мне стало грустно.

2) уже совсем стемнело.

3) я вспомнил о своем обещании позвонить домой.

4) из моей сумки выпала книга.

Наклеивая обои,

1) требуется прежде всего аккуратность.

2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.

3) лицевая сторона должна быть сухой.

4) многое зависит от качества клея.

Первое и четвертое предложение - два разных деятеля. В третьем предложении обратите внимание на сказуемое: составное именное. Перевод такого сказуемого в деепричастный оборот невозможен. (Правильный вариант-2)

Как происходят действия? Друг за другом или одновременно.(все действия происходят одновременно.)Это тоже одно из условий.

Зафиксируем наши выводы:

Д 1 Д 1

(сост. имен.)

============= } Деятель } одновременность

Д 2 Д 2

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-..-.-.

Если перед вами б/л предложение, посмотрите, есть ли в нём инфинитив, к которому мог бы относиться д/о.

Например: В войну приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение длительного времени ни одного дня для отдыха.

(Приходилось работать как?)

Если же в б/л предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться д/о, то употребление последнего стилистически неоправданно.

Например: Прощаясь с родной школой, мне стало очень грустно.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Знакомясь с оглавлением книги,

1) она может показаться слишком сложной.

2) видишь, что это основательный труд.

3) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.

4) возникает желание непременно прочитать её.

Первое и четвертое предложение- два разных деятеля. Третье предложение - СПП, два разных деятеля, сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени. Второе предложение - о/личное, действия происходят одновременно. (этот вариант и будет правильным).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2)нужно пересесть на автобус.

3) остается километра два.

В первое и четвертое предложение - два разных деятеля. Третье предложение-б/личное. Второе предложение составное глагольное, имеющее обоб. лич.значение (этот вариант и будет правильным).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) в школе было скучно изучать азбуку.

2)письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.

4)учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Третье и четвертое предложение- два разных деятеля. Первое - б/личное. Второе - правильный вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Спустившись по крутому склону,

1) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

2) лыжников ожидал последний этап соревнований.

3) получался значительный выигрыш во времени.

4) можно было добраться до поселка за час-полтора.

Четвертое предложение - правильное. Оно безличное.

Подведем итог.

Условия, при которых перевод возможен:

1)два действия относятся к одному деятелю.

2) определенно-личные предложения.

3)если действия происходят одновременно.

Помни!!! составное именное сказуемое невозможно перевести в деепричастный оборот, т.к. оно обозначает добавочное действие глагола-сказуемого.

При подлежащем, выраженном сочетанием сущ. (мест.) в им.п. + сущ. (мест). в тв.п. (Адвокат со своим подопечным проводили за обсуждением дела по несколько часов в день).

Распространенными грамматическими ошибками являются случаи нарушения структуры глагольных и именных словосочетаний со связью

управления.

Причиной таких ошибок является механический перенос синтаксических свойств по сочетаемости на близкие по значению слова.

Говорить о том – указывать на то (ошибочно: указывать о том).

Анализировать это – рассуждать об этом (ошибочно:

анализировать об этом).

Часто даже однокоренные слова имеют разное управление:

плата за проезд (В.п.), но оплата проезда (Р.п.);

вера в победу (В.п.), но уверенность в победе (П.п.);

заслужить награду (В.п.), но заслуживать награды (Р.п.);

обрадоваться известию (Д.п.), но обрадован известием (Тв.п.).

Различия в управлении могут быть вызваны использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях:

Гарантия («ручательство») чего? гарантия, что, гарантия в том,

что… (гарантия успеха), гарантия («документ, прилагаемый к изделию»)

на… (гарантия на два года).

При построении высказываний следует избегать скопления одинаковых падежных форм, так как, помимо неблагозвучия, оно создает дополнительные трудности в восприятии текста. Для официально-деловой письменности характерны цепочки форм родительного падежа: Исходя из необходимости разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон подряда... Превышая по

количеству компонентов оптимальную длину (4-5 слов), такие цепочки затрудняют восприятие текста.

Для письменной речи характерно широкое употребление причастных и деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов в

деловых письменных текстах часто нарушается основное требование:

деепричастие и глагол, к которому оно относится, обозначают действия одного лица. Нарушение этого правила приводит к алогизму и абсурдности высказывания. Поэтому ошибочно употреблять деепричастный оборот:

- в безличных предложениях, кроме инфинитивных конструкций

(Соглашаясь с Вами, у меня нет возражений. Решая этот вопрос, нами было

установлено...);

В неопределенно-личных предложениях (Выходя из такси,

потерпевшему не дали сдачи) и др.

- в предложениях с пассивными конструкциями (Убежав из дома,

мальчик был найден полицейскими).

Деепричастный оборот обычно стоит перед сказуемым, если обозначает предшествующее действие, причину или условие другого действия (Подъехав к дому, он достал ключи ). Если деепричастный оборот обозначает последующее действие или образ действия, то он обычно ставится после сказуемого (Он вел допрос, внимательно вглядываясь в лицо задержанного ). Деепричастный оборот может заменять в предложении синонимичное придаточное предложение с обстоятельственным значением.

Его преимущество в большей сжатости конструкции. Однако придаточное предложение более выразительно, так как используемые союзы могут передавать различные оттенки значений.

При употреблении причастных оборотов важно не забывать о том,

что причастный оборот может находиться до или после определяемого слова,

но не должен включать в себя определяемое слово (неправильно: собранные улики в ходе следствия ; правильно: улики, собранные в ходе следствия или

собранные в ходе следствия улики).

Нарушением синтаксической нормы является отрыв причастного оборота от определяемого слова и пропуск зависимых от причастия слов.

Следствием такого отрыва является рассогласование причастия с определяемым словом в форме падежа, реже - числа (Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу ).

В зависимости от значения возможно разное согласование причастий

(часть вещественных доказательств, направленная на экспертизу и часть вещественных доказательств, направленных на экспертизу). В первом случае подчеркивается количество описываемого предмета, во втором – характеризуется предмет, о части которого идет речь.

Чтобы избежать ошибок, связанных с логической несочетаемостью

однородных членов предложения, следует помнить:

в качестве однородных членов предложения не должны выступать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, например: Магазину требуются продавцы бытовой техники и телевизоров . В данном случае нарушение нормы вызвано тем, что в качестве однородных членов использованы родовое понятие ""бытовая техника" и видовое "телевизоры";

однородными членами предложения не могут быть слова,

выражающие так называемые скрещивающиеся понятия, т.е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Недопустимы конструкции: Руководство отметило и премировало лучших сотрудников ценными подарками. Значение слов отметить и премировать во многом совпадает;

недопустимо употреблять в качестве однородных членов слова,

обозначающие разноплановые понятия, например: Выдача готовой продукции производится по счету и по предъявлении квитанции .

В структуре сложного предложения очень часто встречаются ошибки,

связанные со смешением двух форм передачи чужой речи – прямой и косвенной. При этом высказывание приобретает разговорный характер

(Президент сказал, что я сделаю все возможное).

При использовании сложных предложений точно определить те или иные смысловые отношения между их частями помогают союзы и союзные слова.

Именно поэтому использование их должно быть корректным.

Особенно это относится к составным союзам и к союзам, использующимся с указательными словами: не только...., но и; как.... так и...; если..., то;

такой же.... как; несмотря на то, что; в силу того, что; о том, что;

благодаря тому, что; ввиду того, что; перед тем, как; так же, как и др.

Контрольные вопросы

1. Что такое синтаксическая норма?

2. Какие трудности возникают при согласовании слов в предложении?

3. Чем вызваны трудности в управлении? Приведите примеры.

4. Что такое порядок слов? Каковы особенности порядка слов в русском языке?

5. В чем особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

6. Что является причиной ошибок в построении сложных предложений?

Упражнения

1. Составьте словосочетания со словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства).

Беспокоиться – тревожиться, коснуться – затронуть, объяснить – описать, одеть – надеть, преисполненный – проникнутый, указывать – доказывать, отчитаться – отвечать – подвести итог, уделять внимание – обращать внимание, неосведомленность – незнакомство, цена стоимость – оплатить – платить, осудить – приговорить, оправдываться – отвечать,

ручаться -гарантировать, начать - приступить, примириться - смириться,

преимущество - превосходство, обосновать – основать, сходный – идентичный, опираться – базироваться, предупреждать - предостерегать.

2. Составьте словосочетания, используя вспомогательные вопросы.

Абстрагироваться от чего…, акцентировать что на чём…,

альтернатива чему…, анонс о чём…, апеллировать к кому – чему…,

аргументировать что чем…, гарантия чего…, выучиться на кого, доверять что и в чём, жертвовать что и чем, заплатить за что и что, оплата чего и за что, оплатить что, отзыв о чём и на что, преемник кого и кому, претендовать на что…, притязать на что…,указание на что и о чём, указать что и на что,

уполномочить на что и к чему…

3. Вставьте пропущенные буквы.

Согласно кредитн… договор…, в соответстви… со ст. 865 ГКРФ,

заведующий кафедр…, апеллировать факт…, вопреки решени… суда,

оплатить пользование Интернет…, жду ваш… вопрос…, управляющий компани… , не мог вспомнить эт… случ… , контрольн… работ… студент ещё не выполнил.

4. Раскройте скобки, поставьте слова в нужном падеже.

Согласно (наша договоренность) товары должны прибыть в магазин не позднее следующего месяца. Прошу оплатить командировочные расходы согласно (договор). Соответственно (принятые обстоятельства) отправляем в Ваш адрес образцы нашей продукции. Согласно (прилагаемый список)

наградить работников завода денежной премией в размере 0,5 оклада.

Просим сообщить дополнительные сведения относительно (изменение в финансировании) нашего предприятия. Поступать (вопреки правило),

отложить принятие решения вплоть до (выяснение обстоятельств дела), (по ознакомление с приговором) расписаться, написать отчет (по окончание работы),мероприятия в целях усиления (безопасность жителей),

корректировать план в сторону (уменьшение работ), приступить к

выполнению обязанностей (по истечение срок производственной практики),

невыполнение соглашения со стороны (фирма-заказчик), навести справки по

(прибытие на место).

5. Перепишите предложения, вставляя вместо точек предлоги

благодаря, ввиду, вследствие с учетом их лексического значения.

- … ожидаемых заморозков принять меры предосторожности и провести профилактику оборудования.

- … ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришел с опозданием.

- … мужеству и самообладанию водителя авария была предотвращена.

- … затопления части набережной ремонтные работы приостановить.

- … большого наплыва посетителей время работы выставки увеличено с 10 до 19 часов.

- … повышения цен на товары и услуги будут согласовываться с членами комиссии.

- … активной деятельности экологических служб города выброс экологически вредных веществ в атмосферу предприятиями города сократился на 0,3%.

6 . Найдите ошибки, связанные с управлением. Исправьте их.

В случае утраты переданных на хранения ценностей у банка возникает обязанность перед клиентом по возмещению соответствующих убытков. На пресс-конференции ЦДЖ перед общественностью о проделанной работе отчитался министр юстиции. К ним применяются меры воздействия судебным порядком. Подобные вопросы требуют согласований суда. Мы собираем ваши вопросы и просим ответить на них официальные лица. Я

стараюсь оставаться таков, каков я есть. Тактика была несвойственной для него. Она приехала с Новосибирска.

7. Найдите случаи нанизывания падежей, стечения падежных форм.

Проведите правку.

Производство по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Покровские ворота» к Заломнову А. Н. о

взыскании арендной платы, пени и судебных расходов, прекратить.

Обвиняемому пришлось предоставить ряд доказательств его непричастности к компрометирующему видеоматериалу. Среди многих направлений по оказанию правовой помощи предпринимателям и гражданам в работе нашей юридической консультации большой объём занимают имущественные споры. Преступник смог прийти с явкой с повинной. В удовлетворении исковых требований Денисовой Е. Ю. к Коммерческому банку

«Судостроительный банк» (общество с ограниченной ответственностью) (г.

Москва) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

8. Допишите недостающие буквы в окончаниях сказуемых.

1. Много народу учил…сь мастерству красноречия, изучая выступления Ф. Плевако и А. Кони. 2. Несколько виновных был… наказаны,

остальным сделано предупреждение. 3. Большинство был… признанными экспертами. 4. Ряд новых законопроектов отклонен… Думой на этой неделе. 5. Большинство был… признанными экспертами. 6. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко показыва… позицию правительства. 7. На это предложение РАО ЕЭС ответил… отказом. 8. ЦИК отклонил… несколько тысяч подписей. 9. Microsoft выпустил… новую программу. 10. ЦСКА разгромил… «Черноморец» со счётом 5:2. 11.

Инкогнито явил…сь неожиданно. 12. За месяц израсходован… тысяча рублей. 13.Последние двое студентов успешно сдал… экзамен. 14. 45 минут прошл… не замеченными. 15. 45 минут, о которых мы просили, прошл… . 16. До окончания срока заключения остал…сь полтора года. 17. Всеобщим

9. У кажите нарушения грамматических форм в предложениях с

однородными членами.

1. После осмотра места происшествия выяснилось, что в подвале находилось два трупа, орудия убийства, вещи некой гражданки Н., а также устойчивый запах газа. 2.За три дня преступники совершили три налета на собирателей сокровищ, в том числе на дом священнослужителя отца Вениамина. 3. Это была мощная, хоть и моральная поддержка. 4. Одно ранение было смертельным, два – огнестрельные. 5. Муж часто выпивал и гонял её с ребенком. 6. Однако это никак не отразилось на всенародной любви к ней и прессе. 7. Таким образом, пособие может быть эффективно использовано при подготовке не только к устному, но и ко всем формам проведения экзаменов. 8. Полиция обрушила на молодёжь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 9. На дороге образовалась пробка. Стояли автобусы, троллейбусы, наземный транспорт. 10. Семья, по всем меркам, благополучная. Кроме неработающей мамы, для мальчика наняли няню, с которой он гулял в течение 4-5 часов в день. 11. Они

встретились по прошествии одного или двух лет.

10. Найдите примеры неправильного употребления в речи

деепричастных и причастных оборотов. Проведите правку предложений.

1. Совершив кражу вещей, Лозов привлекается к уголовной

ответственности. 2. Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их. 3 Якубов неоднократно задерживался работниками полиции, появляясь в общественных местах в нетрезвом состоянии.4.

Пытаясь выгородить сообщников, его показания были противоречивы. 5.

Свидетель Москвин З.И. показал, что, находясь на работе ему позвонили неизвестные люди. 6. Возвращаясь домой, мне стало стыдно за содеянное. 7.

Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась. 8. Это ощущаем и мы, депутаты городской Думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы. 9. Взыскать с коммерческого банка сумму,

уплаченной при обращении в суд госпошлины. 10. Достигнутые договоренности на состоявшейся встрече руководителей двух стран стали главной новостью дня. 11. В результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения пострадавшим.

11. Исправьте, если необходимо, ошибки в следующих предложениях.

1. Согласно п. 1.1 кредитному договору Сбербанк России в лице Саратовского отделения №8622 Сбербанка России ОАО предоставил заемщику кредит сроком 24 месяца. 2. В соответствие со ст. 865 ГКРФ банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя. 3. Прошу уволить вас по собственному желанию. 4. Искаров ударил по лицу соседа. 5. Выплатит премию в размере 0,5 оклада за качественный ремонт следующих товарищей. 6. Осмотр места происшествия был произведен 15 мая т.г., где было совершено убийство с участием понятых. 7. Шум шагов заглушал вой ветра.

8. Предъявленное обвинение нашло в суде подтверждение. 9. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 10. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую республику.

12. Исправьте, если необходимо, ошибки в следующих предложениях .

1. Статья 108, часть 1 УК РФ требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких. 2. Изучая материалы дела, мне даже в голову не приходило лично поговорить с братом подозреваемого. 3.

Лицо, которое совершившее преступление, должно быть привлечено к

уголовной ответственности. 4. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым. 5. Затем Петрикин назначается начальником отдела продаж, работая в этой должности полтора года. 6.

Подъезжая к дому, он быстро достал ключи и открыл дверь. 7. Лица,

привлекающиеся в качестве свидетелей, обязаны давать правдивые показания. 8. Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова,

придавив ему собой ногу. 9. На допросе Аскин показал, что он с оставшимися членами компании направились пешком на Васильевский остров. 10. Часть депутатов городской думы перешла на работу в областное правительство. 11. Потерпевшему было нанесено семь огнестрельных ранений, повлекшие потерю крови, приводящую к смерти. 12. Карпов с Васильевым трижды нарушил правила дорожного движения за последний месяц. 13. Он систематически избивал жену, нанося удары кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода. 14. Гребнев организовал и постоянно следил за сетью сбыта контрабанды. 15. При осмотре трупа следов ранения, кроме свидетельства о смерти жены, обнаружено не было.

13. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений.

Отметьте цифрами (1) перегруженность придаточными предложениями,

(2) смешение прямой и косвенной речи, (3) структура составного союза, (4)

объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов предложения. Проведите стилистическую правку.

1. Даже его противники отдают отчет тому, что он талантлив.(__) 2. В

чём ошибки, чтобы бюллетени не были действительны?(__) 3.Ударил тарелкой по голове, да так, что та разлетелась.(__) 4. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина так и не была объявлена в розыск.

Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял.(__) 5. Он не только не расстроился, сколько обрадовался. (__) 6. Но в то же время мы понимаем, что религиозные институты могут помочь нашему обществу выйти из духовного кризиса, который остается

употребляться в безличных предложениях, где нет лица, общего для действий, выраженных глаголом-сказуемым и деепричастием. Вместо субъекта действия(он) здесь назван объект состояния(ему).

Правка: Когда он купался в море, ему было очень приятно.

2) Подводя итоги, Базаров умирает, потому что не чувствует себя нужным России. (Деепричастный оборот относится к пропущенной грамматической основе)

Правка: Подводя итоги, можно сказать, что Базаров умирает, потому что не чувствует себя нужным России.

3) Совершив преступление, можно сказать, что Раскольников «отделяет» себя от людей. (Неверный выбор места деепричастного оборота в предложении).

Правка: Можно сказать, что Раскольников, совершая преступление, «отделяет» себя от людей.

4) Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и каждый раз, прибыв на новое место, люди воспринимали его как странного человека . (Деепричастный оборот соотнесен со вторым простым предложением, действующее лицо которого(люди) не совершает названного деепричастием действия).

Правка: Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и в каждом новом месте люди воспринимали его как странного человека.

Вторая часть. Разбор наиболее сложных вариантов . (Слайд 8. Мозговой штурм. Появление материала на слайде по ходу верного объяснения.)

Анализ предложений, одна из частей которых является односоставным предложением. Задача учащихся – ответить на вопрос: «Почему такие варианты правомерны?»

Читая статьи, обращайте внимание на подчеркнутые слова.

Узнав мальчика поближе, можно было убедиться в редкой живости и веселости его нрава.

(Ответ следующий: Оба действия относятся к одному и тому же лицу (обобщенному или конкретному), и это явно вытекает из смысла предложения).

Предлагаем ученикам выработать алгоритм работы с подобными примерами:

(Вы обращайте внимание на подчеркнутые слова, когда (вы) читаете статьи. Когда я узнал мальчика поближе, то (я) убедился в редкой живости и веселости его нрава).

Третья часть. Самостоятельная работа в группах. Задание: найти предложения с ошибками и исправить их (желательно оставить деепричастный оборот в предложении). После выполнения фронтальная проверка, предлагаем свой вариант исправления. (Слайды 9 -12 )

Раздаточный материал.

1 группа .

2. Отправляясь в поход, берите только самое необходимое.

3. Начав заниматься музыкой, у вас остается мало времени для развлечений.

4. Окончив школу, многие выпускники нашей школы продолжили учебу в вузах.

5. Читая эти строки, невольно на меня находят воспоминания.

6. Тихо раздвинув траву, можно увидеть сухую ветку.

7. Прочитав этот роман, моим любимым героем стал Андрей Болконский.

8. Играя в шахматы, мне не было равных.

2 группа.

1. Неизъяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью, сидя на корме баржи, у руля.

2. Мучаясь от головной боли, мое сочинение заканчивается.

3. Не доехав километр до своих, его схватили немцы.

4. Приехав в город, посетите знаменитый музей игрушки.

5. Проходя мимо прудов, все остановились, чтобы полюбоваться.

6. Немного позагорав, нам разрешили купаться.

7. Слушая Шаляпина, слезы накатывались непроизвольно.

8. Посетив выставку картин, поразило разнообразие жанров.

3 группа.

1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

2. Приложив ухо к рельсу, можно издалека услышать шум идущего поезда.

3. Обманув младшую сестренку, мне стало стыдно.

4. Вернувшись в родной город, ее ждало разочарование.

5. Прочитав пьесу, напишите небольшой отзыв.

6. Выражая мнение лучших людей своей Родины, Некрасов призывал каждого быть гражданином.

7. Возвращаясь домой, мне стало грустно.

8. Делая вывод, в ваши рассуждения вкралась ошибка.

4 группа(задания для самых сильных учеников.)

1.Протянув хоботы, слонам удалось вытащить товарища из ямы.

2. Боясь сказать что-нибудь лишнее, она тревожно поглядывала на меня.

3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб.

4. Хорошо подготовившись к соревнованиям, победа будет за нами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

А4 – построение предложений с деепричастным оборотом (подготовка к ЕГЭ)

Работая с предложенным материалом, учащиеся вспоминают, что такое деепричастие, деепричастный оборот, значение, место и роль его в предложении, а также повторяют пунктуацию в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. Иными словами, отрабатывается умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка (правильное употребление деепричастных оборотов в речи).

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

1. Возвращаясь домой, А) мне стало грустно. В) я вспомнил о своём обещании позвонить родителям. Б) уже совсем стемнело. Г) из моей сумки выпала книга.

2. Играя в шахматы, А) развиваются мыслительные способности. В) вы учитесь логическому мышлению. Б) мне не было равных. Г) необходимо внимание.

3.Пользуясь калькулятором, А) мне удалось получить точный результат. Б) вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память. В) расчёт производится быстро и легко. Г) помощь родителей мне не понадобилась.

4.Тренируя память, А) облегчается подготовка к экзаменам. Б) мне помогло специальное упражнение. В) я заучивал наизусть стихотворения и телефонные номера. Г) изменяется скорость усвоения информации.

5. Получив письмо, А) оно оставлено без ответа В) изменились наши планы. Б) меня охватила радость. Г) я не торопился с ответом.

6. Получив прекрасное образование в Московском университете , А) ему удалось поступить на кафедру физиологии. Б) у него появилась большая практика. В) этого достаточно было для поступления в академию. Г) будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.

7. Находясь в лесу, А) не разводите костры. В) нами была найдена лисья нора. Б) у меня закружилась голова. Г) было много грибов.

8. Приезжая в чужой город, А) мне нравятся его достопримечательности. В) у меня бывает мало времени на музеи. Б) сувениры продаются всюду. Г) я сразу иду в краеведческий музей.

9. Работая над сочинением, А) сначала составляется план. В) нас ничто не должно отвлекать. Б) я сначала составляю план. Г) вам нужны будут дополнительные материалы.

10. Приехав в столицу, А) всех поражает шум и суета. В) идите сразу на Красную площадь Б) у вас не будет времени сходить в музей. Г) у меня было прекрасное настроение.

11. Только тренируясь систематически и целеустремлённо, А) будут достигнуты определённые результаты. Б) достигается успех в спорте. В) повышается уровень спортивных результатов. Г) можно достичь высоких результатов.

12. Ребёнок, листая страницы книги, А) его внимание привлекают красивые картинки. В) у него улучшилось настроение. Б) с интересом рассматривал красивые иллюстрации. Г) и бабушка прочитала ему сказку.

13. Почувствовав недомогание, А) я сразу же обратился за помощью к врачу. Б) требуется своевременное обращение к врачу. В) сестра поставила мне укол. . Г) самолечение может привести к печальным последствиям.

14. переходя улицу в неположенном месте, А) правила дорожного движения квалифицируют это как нарушение. Б) инспектор дорожного движения может оштрафовать пешехода. В) вы нарушаете правила дорожного движения. Г) автомобиль может сбить вас на проезжей части.

15.Подъезжая к лесу, А) сразу чувствуется его запах Б) мне не терпится скорее пойти собирать грибы. В) у меня появляется радостное чувство. Г) я начинаю испытывать огромную радость.

16. Употребив именно это слово, А) это позволило создать яркий образ. Б) писатель сумел точнее выразить основную мысль. В) моё сочинение по литературе стало лучше. Г) у меня получилось убедительное доказательство.

17.Опаздывая в театр, А) вам нужно ехать на такси. В) мне неудобно перед подругой. Б) я очень волнуюсь. Г) вам не стоит волноваться.

18.Опровергая общее утверждение, А) приведите хотя бы один довод против В) у меня не хватило аргументов. Б) у нас завязался спор. Г) это называется контрпримером.

19. Прокладывая дорогу по окраине леса, А) открывается чудесный вид. Б) строителям была выделена дополнительная техника. В) открывается возможность сообщения между городами. Г) строители работали в две смены.

20. Выбрав безопасное место на склоне горы, А) альпинистам оно понравилось. В) было принято решение сделать стоянку. Б) палатки альпинистами были поставлены по кругу. Г) альпинисты разбили свой лагерь.

21. Обнаружив утечку газа, А) при его скоплении может произойти взрыв. Б) немедленно сообщите об этом в газовую службу. В) сообщается в газовую службу. Г) необходим приезд специалистов из газовой службы.

22. Встречая в доме гостей, А) должно быть чисто и уютно. Б) от хозяина должно исходить радушие и приветливость. В) хозяин должен быть радушен и приветлив. Г) каждому гостю должно быть уделено внимание.

23. Собираясь ехать на дачу, А) мне стало радостно. В) машина долго не заводилась. Б) уже было поздно. Г) я не узнала расписание электричек.

24. Нарушая правила безопасности, А) мне было сделано замечание. В) возникает угроза жизни для окружающих. Б) вы рискуете своим здоровьем. Г) поведение человека заслуживает порицания.

25. Найдя дерево в удобном месте, А) скворцы начинают вить гнездо. Б) гнездо вьётся скворцами высоко над землёй. В) для выведения птенцов свивается прочное и удобное гнездо. Г) в гнезде выводятся птенцы.

26. Накладывая цветные изображения точно друг на друга,

А) получается так называемая глубокая печать иллюстраций.

Б) снимется вопрос об использовании специальных программ.

В) можно воспроизвести оригинал картинки.

Г) возникает ощущение насыщенности красок.

27. Пытаясь понять объяснения егеря,

А) у меня разболелась голова.

Б) возникали всё новые вопросы.

В) карта расплывалась перед глазами.

Г) внимательно осмотрел я крыльцо.

28. Проводя химические эксперименты,

А) соблюдаются правила техники безопасности.

Б) вещества тщательно перемешиваются.

В) фиксируйте результаты в лабораторном журнале.

Г) проверяются новые выводы теоретической науки.

29. Планируя своё рабочее время,

А) необходимо выделить перерыв для отдыха.

Б) снижаются перегрузки организма.

В) появляется потребность и в организации отдыха.

Г) улучшается самочувствие.

30. Гулко пришлёпывая сандалиями,

А) взвилась на дороге пыль. В) подвернулся под ноги камень.

Б) малышу уже не хотелось плакать. Г) к калитке двинулся мальчонка.

31. Возражая собеседнику, А) я привёл свои аргументы В) у нас возникло взаимопонимание. Б) часто не учитываются законы психологии. Г) ему позвонили.

32. Используя эту пьесу, А) было чувство радости. В) должен учитываться авторский замысел. Б) я старался передать своё настроение. Г) зал хорошо слушал пианиста.

33. Возвратившись из поездки, А) произошёл интересный случай. Б) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями. В) мне не спалось. Г) надолго запомнились интересные случаи в пути.

34. Прочитав новую книгу, А) меня увлёк её сюжет. Б) началась подготовка к читательской конференции. В) я увлёкся историей. Г) это помогает лучше понять окружающий мир.

35. Не рассчитывая на помощь, А) меня начали покидать силы. Б) самостоятельность очень важна. В) учебник помогает лучше справиться с трудным заданием. Г) ученики самостоятельно справились с заданием.

Источники:

    Мальцева Л. И. Тематические тесты - подготовка к ЕГЭ Ростов-на-Дону НИИ школьных технологий Москва 2009

    Егораева Г. Е., Сергеева Е. М. ЕГЭ Тематические тренировочные задания Москва Издательство «Экзамен» 2009

    Мамона Т.Н., Сергеева Е. С.и др. ЕГЭ Практикум Реальные тесты 2010 Москва Издательство «Экзамен» 2010

    Бисеров А. Ю. ЕГЭ -2010 Тематические тренировочные задания Москва Эксмо 2009 5. Цыбулько И. П., Львова С. И., Коханова В. А. ЕГЭ Русский язык - тренировочные задания Москва Эксмо 2008

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная)общеобразовательная школа

Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы