Армянская церковь отметит рождество христово и крещение в один день. Рождество в армении Пост и рождественская литургия

Общеизвестно, что армяне с большим трепетом относятся к своим традициям. Будучи древней христианской нацией, чем армяне также очень гордятся, они конечно же соблюдают все церковные праздники, среди которых Рождество занимает свое особое место. Празднование длится не один день и сопровождается многочисленными ритуалами, корнями уходящими в многовековую христианскую историю страны.

Непосредственно праздник Рождества Христова в Армении отмечается 6 января — на день раньше, чем принято в православной традиции, что также имеет историческое обоснование. До 5 века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и тоже время – в ночь с 5 на 6 января. Однако со временем некоторые христианские конфессии изменили этот обычай, основав два разных праздника. Армянская же апостольская церковь (ААЦ) сохранила верность первохристианской традиции. Совместный праздник Рождества Христова и Крещения имеет общее название – Богоявление. В Армении праздник Богоявления также называют «малой Пасхой».

Канун Рождества называется «Чрагалуйц» (возжигание лампад) и отмечается, соответственно, 5 января. Вечером в церквях служат Литургию, а верующие приносят из храма в дом рождественский огонь, символизирующий свет Вифлеемской звезды, который указал волхвам дорогу к младенцу Христу. Свет тысяч зажженых свечей и лампад делает праздник Рождества светлым во всех смыслах слова.

Утром 6-го января в церквях проводится уже Рождественская литургия, после которой проходит обряд Водоосвящения, символизирующий Крещение Христово в реке Иордан. Воду освящают священным миром, молитвой и крестом и раздают прихожанам. Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами.


Обряд Водоосвящения

Самое пышное и многолюдное богослужение проходит в древнейшем монастыре Армении Эчмиадзине (дословно «Место сошествия Единородного»). Храм был построен сразу после принятия Арменией христианства при царе Трдате III в 301-303 гг. Именно здесь до недавних пор располагалась резиденция Католикоса всех армян, которую впоследствии перенесли в Ереван. Тем не менее, Эчмиадзин со своими многочисленными храмами, семинариями, да и просто по старой памяти все еще остается главным духовным центром Армении.

Как и в католическом, и в православном мире Рождество в Армении – праздник семейный. И как все такие праздники не обходится и без специального меню, которое включает в обязательном порядке рыбу (древний символ христианства) и сладкий плов с изюмом и сухофруктами (рис – символ всего человечества, изюм – символ избранных). Также обязательным атрибутом рождественского стола является красное сухое вино. В некоторых семьях принято подавать толму в виноградных листьях и закуски из зелени, в частности — шпината.

В этот светлый для всех верующих день принято собираться в узком кругу самых близких и родных и проводить вместе теплый тихий вечер, часто поминая недавно покинувших бренный мир родственников. Уже завтра, 7 января, в армянской церкви будут служить литургию поминовения усопших и совершать обряд панихиды для успокоения душ почивших. В этот день, согласно традиции, надо навестить могилы близких.

Фоторепортаж: вечерняя Литургия (Чрагалуйц), Кафедральный собор святого Григория Просветителя, Ереван, 5 января 2016

1 of 9

(ААЦ) — единственная среди христианских церквей — отметит в среду праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления.

Новогодний стол в Армении – древний и современный Новогодние торжества длятся в Армении 13 дней – до старого Нового года включительно. Армянский Новый год буквально пропитан различными символами, и традиционная армянская новогодняя кухня является одним из элементов традиций и обычаев.

Глава ААЦ католикос всех армян Гарегин Второй отслужит в Кафедральном соборе Святого Эчмиадзина торжественную рождественскую литургию. На богослужении будут присутствовать руководители страны, члены правительства, депутаты, аккредитованные в Ереване послы, политические деятели и прихожане.

"Только Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение — 6 или 19 января", — сообщили РИА Новости в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина (монастырь в городе Вагаршапате, резиденция католикоса всех армян).

Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.

Все христиане до четвертого века праздновали Рождество 6 января. Однако даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу. Чтобы устранить языческие обычаи, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.

Пост и рождественская литургия

Предшествующая Рождеству неделя — с 30 декабря до вечера 5 января — считается постной. В эти дни используются продукты исключительно растительного происхождения. По старому летоисчислению, армяне отмечали Новый год 1 числа месяца Навасард, то есть 11 августа, когда поста не было. С принятием нового летоисчисления Новый год стали праздновать 31 декабря — в день, совпадающий с постом, предшествующим Рождеству. Завершают пост 5 января, вечером в Сочельник, когда в церквях отслужат рождественскую литургию. Люди приветствуют друг друга словами: "Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!"

Праздник Рождества и Богоявления — это день прихода в мир, то есть явления Иисуса Христа. Он начинается вечером 5 января, так как церковный день сменяется после вечернего богослужения.

Сначала служат святую литургию Чракалуйца, которая совершается два раза в год — в праздники Рождества и Воскресения. "Чракалуйц" означает "возжигание светильников" (лампад), что символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к младенцу Иисусу. Также во время литургии зажигают свечи, символизирующие божественный свет, благословение церкви. Поэтому зажженные в церкви лампады и свечи люди уносят в свои дома.

Освящение воды

Шестого января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим. На следующий день в армянской церкви служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших.

В дни празднования Рождества также освящают дома. Впрочем, люди приглашают священнослужителя домой или на место работы, желая получить Божие благословение, и после Рождества и Воскресения.

Седьмого января, как и во все дни, следующие сразу за главными праздниками, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.

Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.

Рождество в Армении отмечается на день раньше даты, принятой в русской традиции – 6 января .

И это не случайно. На протяжении многих веков в Армении формировались традиции и обычаи, тесно связанные с древней историей христианства. Сегодня они стали визитной карточкой армянского народа. Открытые, добродушные, но в то же время очень вспыльчивые и темпераментные, армяне трепетно относятся к своим традициям, так что даже в условиях современного мира им удается отмечать все священные христианские праздники, в том числе, конечно, и Рождество.То что Рождество в Армении празднуется на один день раньше, чем в России, объясняется опять же древней традицией. Дело в том, что еще до V века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и тоже время – в ночь с 5 на 6 января. Но в дальнейшем некоторые Церкви изменили эту традицию, разделив празднование двух этих великих событий и учредив два отдельных праздника. Армянская же Церковь сохранила старинный обычай.

«Чрагалуйц» - так называется канун Рождества в Армении, отмечаемый 5 января. В это время верующие приносят из храмов в свой дом рождественский огонь.Он символизирует свет Вифлеемской звезды, который указал волхвам дорогу к младенцу Христу.Утром следующего дня все собираются семьями на Рождественскую Литургию и Святое Причастие. Самое торжественное и многолюдное богослужение проходит в Эчмиадзине (буквально «Место сошествия Единородного»). Это древнейший монастырь, который был построен сразу после принятия Арменией христианства при царе Трдате III в 301-303 гг. Здесь располагается центр Армянской Апостольской Церкви: резиденция Патриарха, духовные школы и так далее.

После службы проводят Великое освящение воды в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и священным миром. Затем ее раздают прихожанам. Освященная вода будет служить для исцеления от телесных и душевных недугов.Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом. Подают по традиции рыбу, которая с древности является символом христианства. Также принято угощать плавом (пловом): рис олицетворяет человечество, а изюм - избранных, которых выбрал Господь для продолжения своего дела. В Рождественскую ночь со словами «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!» поднимаются бокалы с красным сухим вином.

Поздравляем всех с Рождеством Христовым!

Будем чтить традиции и стараться следовать им, это наш святой долг.

ЕРЕВАН, 5 января. Новости-Армения. Армянская Апостольская Церковь празднует Святое Рождество и Богоявление. Так как церковный день сменяется в 17.00 , вслед за вечерним богослужением, то Св. Рождество начинают праздновать 5-го января вечером и продолжают 6-го января.

Вечером 5-го января во всех церквях служится Св. Литургия Чракалуйца (возжигание светильников). Зажигают также и свечи. В этот вечер люди уносят с собою в дома зажжённые в церкви лампады и свечи. Они символизируют божественный свет, благословение церкви. Возжигание светильников символизирует свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу.

Во время Крещения Господа явилось свидетельство от Бога Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мат. 3:17, Марк. 1:11, Лук. 3:22) и Дух Святой в виде голубя снизошёл на Христа. Так происходит второе Богоявление. Таким образом, двойное откровение Богоявления через Рождество и Крещение Христа церковь празднует воедино 6-го января и под общим названием "Откровение" или "Богоявление".

Праздник начинается с вечера 5-го января и простирается за полночь. 5-го января празднуется Сочельник Богоявления и служится Св. Литургия. Утром 6-го января также служится Св. Литургия, после чего совершается обряд освящения воды – в память Крещения Иисуса (в народе говорят: "Крест в воду падает").

Своим Крещением Иисус освятил воду. Служитель Литургии добавляет в воду св. Миро и благословляет её молитвой. Согласно традиции, верующие люди несут в свои дома немного этой воды, как целебное средство для больных, так как вода, освященная в этот день, именуется крещенской и обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к великой святыне. Благую весть рождения Христа передают и священники, посещая верующих и освящая их дома, отмечает официальный сайт Араратской Патриаршей Епархии.

Рождество Иисуса происходило так

По приказу императора Августа была проведена перепись населения Римской империи, в состав которой входила и Палестина. Согласно тому, каждый гражданин должен был регистрироваться в городе, откуда он происходит. Иосиф, взяв Марию, отправился в иудейский Вифлеем.

Ни в одной гостинице места им не нашлось. Они приютились в пещере, где был хлев, и там Она родила Иисуса. Сын Божий родился в бедности, в невзрачной пещере, подобны которым и наши души. Свидетелями Рождества Христова были пастухи из ближайших сёл, которым ангелы донесли благую весть о рождении Спасителя: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лук. 2:14).

Затем волхвы, ведомые новой звездой, пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу. Они принесли Ему три дара - золото как царю, ладан как Богу и смирну как смертному человеку, а после вернулись в свои земли.--0--