Как человек научился писать. Занятие "как люди научились писать" план-конспект на тему

В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы - в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощенные рисунки называются идеограммами.

Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеин­дийская, шумерская, древнекитайская системы письма, где каждый знак (иероглиф) обозначал целое слово.

Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак обозначал лишь один определенный слог. Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах.

Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от фи­никийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв - это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» - бык (первоначальная форма этой бук­вы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произо­шло от финикийского слова «бет» - дом (первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит», по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет». Буквы в финикийском ал­фавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заим­ствован и греками.

Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее. В нем знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лег в основу латинского ал­фавита, а тот, в свою очередь, - всех западноевропейских.

От греческого алфавита произошел и церковнославянский, состав­ленный братьями Кириллом и Мефодием, - кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощен, появился более легкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

Почему славянская азбука называется кириллицей

В 1992 г. в России впервые праздновали День славянской письменно­сти и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из сла­вянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это былоне очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенно­стей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую аз­буку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность - азбуку, которая на­зывается кириллицей в память о ее создателе.

На чем и как писали

Острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на мед­ных листах писали люди в древности.

Есть такое растение - папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна - ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папи­рус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писали первые книги. Было это свыше 6 тыс. лет назад.

Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укла­дывали друг на друга под пресс, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги - свитки.

Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаме­не. Пергамен делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чисти­ли, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергамене писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаменных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.

Книга

Еще в древности у человека появилась потребность передать свои опыт, знания последующим поколения. Устно можно поведать о своих деяниях только детям и внукам. А как сделать слово вечным?

Несколько тысячелетий назад появилась письменность. Графиче­скими значками изображали звуки, слоги и даже целые слова. На чем их записать и как сохранить? Возникло несколько решений.

В Средние века книги писали от руки на листах пергамена, соеди­ненных в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С XIII в. основным писчим материалом в Европе становится бумага.

Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. Наконец в XV в. было изобретено книгопечатание.

В одной из самых больших библиотек мира - Российской государ­ственной библиотеке в Москве - хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся пер­вые печатные книги - инкунабулы - книги «колыбельного периода» книгопечатания.

Некоторые редкие книги - это громадные тома, высотой более по­лутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки, собачки.

В наше время есть и другие источники информации: кино, теле­видение. Но только книга способна развить воображение. Читаете вы, например, волшебную сказку, далеко не к каждой странице есть иллю­страция. Это и не нужно. Остальные картины вам дорисует ваше соб­ственное воображение. В наш технический век книга остается верным другом и помощником.

В XIII в. на Русь обрушились тяжелые испытания . С юга пришло монгольское войско. Монголы - это кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота - лошадей, верб­людов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы пе­реходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и воен­ной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени про­водили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Жен­щины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Тверь, Влади­мир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Ма­ленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев.

Почему же Русь покорилась? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каж­дый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на Рус­ской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.

Батый в 40-х гг. XIII в. основал огромное и пестрое"по составу го­сударство - Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя исконные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань,подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV в. Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от ханов постепенно слабела, и в 1480 г. русский народ окончательно освободился от чужеземного ига.

(Проследить по карте нашествие Батыя на Русь.)

Но не только монголы нападали на Русскую землю. В то время когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 г., король Швеции отправил большое войско против новгородцев.

Шведский военачальник Биргер привел войско в устье реки Невы и отправил послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ра­нил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру по­сле этой битвы дали прозвание Невского. А было князю Александру Ярославичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом И стал продвигать­ся к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, про­изошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.

Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топора­ми, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредо­точились основные силы - пехота и конница.

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в запад­не. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Александр Невский - великий человек. Он был причислен к лику святых. Во многих городах ему были поставлены памятники. Роль Алек­сандра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло солнце земли Русской».

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

· Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

· Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

· Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

· Какой первый русский город оказался на пути завоевате­лей? (Рязань.)

· Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на ше­стой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

· Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

· Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и раз­рушен.)

· Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

· Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шве­дов и немцев.)

· Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

· Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

· Под каким названием в историю вошла битва на льду Чуд­ского озера? (Ледовое побоище.)

· Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

· Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы ока­зались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)

Конспект занятия "Как люди научились писать", подготовленный для сборника "Детский сад и школа - единое образовательное пространство".

Занятие проводилось на Дне открытых дверей для будущих первоклассников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пиктограммы

Предварительный просмотр:

Горбунова Е.В.

Как человек учился писать

Задачи занятия :

Познакомить с этапами развития письменности;

Развивать умение свободно и ясно выражать свои мысли при ответах на вопросы;

Развивать умение работать в группах: свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других;

Развивать умение обводить рисунки по пунктирным линиям;

Закреплять умение работать с клеем, соблюдать правила безопасной и аккуратной работы.

Оборудование для учителя : медиапроектор и презентация (или набор картинок/фотографий), карточки с буквами

Оборудование для детей : карточки с рисунками, нанесенными пунктирными линиями, CD-диски, заготовки рожиц и сердечек из цветной бумаги, клей

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече. Вижу, что у вас хорошее настроение. Думаю, что занятие будет интересным и дружным. Но давайте сначала подготовимся к хорошей работе (выполняются кинесиологические упражнения).

II. Вводная беседа. Постановка учебной задачи .

– Ребята, скоро вы пойдете в школу, научитесь читать и писать. А зачем? (чтобы передавать свои мысли…)

Как выдумаете, люди всегда умели писать, или были времена, когда человек не мог этого делать?

Сегодня мы заглянем в далекое прошлое и попытаемся проследить, как зародилась и развивалась письменность.

III. Знакомство с новым материалом .

  1. – Когда-то давным-давно, когда читать и писать еще никто не умел, люди передавали друг другу различные предметы, по которым нужно было определить, что хотел сообщить хозяин.

Например, как-то один царь послал другому живую лягушку, птицу, мышь и пять стрел (слайд или фотографии). Что бы это могло означать?

На самом деле царь предостерегал: если твои воины не научаться прыгать по болоту, как лягушки, летать как птицы, рыть норы, как мыши, то они будут засыпаны стрелами.

Такой способ передачи информации получил название предметное письмо .

Как выдумаете, удобно ли было предметное письмо? Почему? (Трудно расшифровать; толкование может иметь двойной смысл).

2. Передавать предметы было неудобно, тогда люди стали их рисовать.

Послушайте историю! Девочка Таффи из индейского племени отправилась вместе с отцом на рыбалку. Но вскоре у отца сломалось копье, которым он гарпунил рыбу. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни писать, ни читать! В это время в сторону стоянки племени шёл Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила передать с ним записку для матери, чтобы кто-нибудь принёс копьё.

На чем она решила написать письмо? (На коре дерева)

А чем? (Острым камешком или обломком копья)

Итак, она нацарапала такие рисунки: папу со сломанным копьём, копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его.

Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. Наконец она нарисовала маму с копьём в руке. (Слайд или рисунок на доске)

Всё понятно? Вот и Таффи так решила…

Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. (Видите, снизу на него направлено копье) Он подумал: «Если не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон»
-Кого он принял за врагов? (Верно, бобров!)
«Я пойду и приведу ему на помощь всё его племя!» - решил Незнакомец

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме! Мама поняла его так:

Незнакомец проткнул её мужа копьём, Таффи попала в плен, целая шайка злодеев их охраняет!

- Кого же мама приняла за злодеев? (Точно, опять тех же бобров).

Ох, и попало же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени! А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка…

Ну, и чем же кончилось это дело? Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать (теперь все так стали звать Таффи), ты сделала великое открытие! Придёт время, когда люди назовут его УМЕНИЕМ ПИСАТЬ!»

Это была сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»

IV. Физминутка

V.Групповая работа

А сейчас мы поработаем в группах. У каждого из вас есть листок с рисунком. Сначала вы обводите картинки. Затем складываете из них одну записку.(Листочки пронумерованы). А потом один представитель группы расшифровывает ее.

(Из предложенных картинок собирается текст, например: «Пятачок! Приходи ко мне в гости, мы попьем чаю, поиграем в мяч, посмотрим телевизор, построим из кубиков башню, я подарю тебе воздушный шарик. Винни Пух»).

VI. -Слов в языке много, значит рисунков тоже должно быть много, придумать каждому слову знак очень трудно. Поэтому человек сделал новое открытие – буквенное письмо. (Показать карточки с буквами)

Что такое буква? (Знак, обозначающий звуки). Интересна история самого слова. Оно произошло от названия дерева бук, на дощечках из которого наши предки делали резы – вырезали знаки.

Теперь все люди пишут буквами. Скоро придете в школу и выучите все буквы.

VII . Практическая работа

А напоследок мы с вами сделаем сувенир. Если вы хотите показать свою любовь кому-нибудь, какой символ обычно используете? (Сердце) Вот мы и сделаем небольшой подарок для любимых мам, бабушек, пап, соседей… (Изготавливается сувенир: на середину CD-диска наклеивается веселая рожица, вокруг нее – маленькие сердечки)

Что у нас получилось? (Предметное письмо)

VIII . Итоги занятия

– Что мы сегодня узнали? Какое письмо было раньше? А какое сейчас? Сохранились ли в нашей жизни другие способы письма?


Все обо всем. Том 5 Ликум Аркадий

Как человек научился писать?

Как человек научился писать?

Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами. Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. Сначала это была полностью идеографическая система. Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.

С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знаки, передающие звуки, называются фонемами. Слова при этом могут делиться на слоги. Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.

автора Зинсер Уильям

11. Как писать о людях ИнтервьюЧеловека надо уметь разговорить. Научитесь задавать вопросы, которые побуждали бы людей рассказывать о самом интересном и важном в их жизни. Если ваш собеседник своими словами говорит о том, что он думает и чем занимается, это всегда бывает

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

12. Как писать о местах Туристическая статьяНаучившись писать о людях, вы должны научиться описывать разные уголки нашей планеты. Люди и места - это два столпа, на которых зиждется вся литература нон-фикшн. Каждое событие происходит в каком-то месте, и читателю хочется

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

17. Как писать об искусстве Критики и обозревателиИскусство окружает нас со всех сторон, ежедневно обогащает нашу жизнь и тогда, когда мы занимаемся им сами - участвуем в любительских спектаклях, танцуем, рисуем, пишем стихи, играем на музыкальных инструментах, - и тогда,

автора Вольф Юрген

Глава 13 Время писать Истинная отвага в том, чтобы двигаться не спеша. В мире книгоиздательства и развлечений я видела много работ, провалившихся из-за ложной спешки, и видела обманутых ими зрителей. Лучшие книги – те, которые выходят в свое время… Настоящий вызов – не

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Что писать и что не писать в письме редактору Следите за тем, чтобы упомянутый вами в письме прежний опыт имел отношение к предлагаемому проекту. Я видел немало писем, в которых авторы ссылались на свои вовсе не относящиеся к теме академические достижения и навыки, а

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как человек научился добывать огонь? Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать Автор выражения Л. Н. Толстой (1828-1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

автора Никитин Юрий

Где и как писать Большинство авторов, как известно, предпочитают работать в кабинетах. По старинке. И чтобы никто нигде не шумел, мимо двери чтобы все на цыпочках, разговаривали во время творческого процесса только шепотом. Знаю таких и сейчас, указывать пальцем не буду, не

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Еще раз: как и сколько писать Об этом уже говорилось выше, но уж очень хороший пример вспомнил, нельзя не вставить лыко в строку. Могу, скромно опуская глазки, сказать, что со дня выхода первого издания «Как стать писателем» (это было еще в прошлом веке!) произошли

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Писать умно или писать интересно? К сожалению, одно если не полностью исключает другое, то во всяком случае, сильно теснит. Понятно, если умный человек берется писать заведомую, но весьма динамичную и потому читаемую широкой публикой глупость, то у него все равно иногда

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

ИСКУССТВО ПИСАТЬ ПИСЬМА Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о себе и о впечатлении, которое вы

автора

Писать медленно Чтобы писать хорошо, нужна прирожденная легкость и приобретенная затрудненность писания. Жозеф Жубер (1754–1824), французский писатель Мне понадобилось 22 года, чтобы научиться писать медленнее; и теперь я достиг идеальной нормы – не более 25 слов в

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Писать для потомства У меня работа спешная – для потомства. Жюль Ренар (1864–1910), французский писатель Будущее – любимчик всех авторов. Сэмюэл Джонсон (1709–1784), английский писатель и лексикограф Настоящий писатель был бы рад променять сто современных читателей на десять

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Говорить и писать Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев (1804–1869), французский писатель и критик Пиши так, как говоришь, – если,

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.