Презентация русские художники иллюстраторы русской народной сказки. Презентация "Художники-иллюстраторы детских книг" презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) на тему






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литература и искусство: интеграция школьного урока как способ развития эстетического вкуса учащихся

Как привлечь внимание ученика к урокам литературы? Как научить видеть и чувствовать прекрасное, ценить красоту слова и легкость мысли? Для меня, как для молодого педагога, эти вопросы являются первостепенными.

Умение рассуждать, мыслить, делать выводы – вот главные результаты изучения литературы. Но не стоит забывать, что уроки литературы несут на себе большую нравственную, эстетическую нагрузку. Поэтому важно не только научить ребенка мыслить, анализировать и обобщать, но и ценить красоту мира, через знакомство с искусством слова узнавать себя и самосовершенствоваться.

С целью привлечения внимания учеников к своему предмету учителя часто прибегают к интегрированным урокам. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла помогает видеть разнообразие мира, его богатство и красоту. Ученики знакомятся с искусством на уроках рисования, музыки, литературы. Но каждый из этих предметов в отдельности не дает целостного представления о мире искусства. Хорошим подспорьем для эстетического воспитания могут стать секции дополнительного образования, а также уроки мировой художественной культуры. Но во многих школах с этой дисциплиной ученики знакомятся лишь в старших профильных классах. А дополнительное образование может быть доступно не всем школьникам. Поэтому я считаю целесообразным интегрировать уроки литературы именно с искусством.

Стаж моей педагогической деятельности небольшой. Но некоторое количество идей, касающихся интеграции литературы и искусства, у меня накопилось. Предлагаю их в виде небольших заметок.

Урок в 8 классе.

По плану – скучная для учеников тема “Исторические песни и предания”. В учебнике В.Я. Коровиной – черно-белая репродукция картины В.А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”. Заинтересованный вопрос одного из учеников: “А в реальности эта картина большая?” Этот незначительный вопрос привел к идее организации круглого стола “Историзм в живописи и литературе”, что дало возможность ученикам познакомиться не только с работами художников (большая роль в исторической живописи принадлежит именно В.А. Сурикову), но и с особенностями национального характера.

В том же 8 классе.

Завершаем изучение литературы 19 века темой “Поэзия родной природы”. Отличная возможность представить ученикам удивительно тонкие, прекрасные, совершенные пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Архипа Куинджи. Замечательное сочетание лиричности каждой картины и живописности строк Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Федора Тютчева и других поэтов.

Урок в 10 классе.

“Луч света в темном царстве” - тема, знакомая каждому. Разнообразим изучение темы “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”: история создания, знакомство с героями” представлением эскизов к театральным постановкам пьесы. Работы Сергея Герасимова, Бориса Кустодиева, декорации и эскизы костюмов Александра Головина – отличный способ показать ученикам особенности костюма представителей купечества второй половины 19 века. А работы Головина напомнят ученикам о том, что драма предназначена, прежде всего, для постановки на сцене.

В том же 10 классе – знакомство с замечательными романсами из кинофильма “Жестокий романс”. Дополнительный материал при изучении “Бесприданницы”.

Я кратко описала некоторые идеи интегрированных уроков. Главным иллюстративным материалом к ним является электронная презентация. Это связано с необходимость видеть, слышать произведение искусства. Иначе пропадает познавательная цель урока. Все эти идеи были применены мной на практике. Это позволило лично убедиться в том, что разнообразные формы уроков способны заинтересовать ученика, развить его умственную деятельность и творческие способности.

Подробно хотела бы представить конспект интегрированного урока в 5 классе “Художники – иллюстраторы русских сказок”. Этот урок я провела уже не в одном пятом классе. Ученики в возрасте 10 – 12 лет наиболее активны, легко принимают все новое и необычное. И тот факт, что этот урок проводится в сентябре (изучение темы “Устное народное творчество”), позволяет нацелить учеников на активную творческую работу в течение всего учебного года.

Этот урок дает возможность:

  • обобщить изученный ранее материал по темам “Фольклор”, “Сказка как жанр народного творчества”;
  • узнать, насколько хорошо дети знают содержание сказок различного типа (волшебные, бытовые, сказки о животных);
  • подробно рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам;
  • познакомить учеников с новыми именами;
  • оценить творческие способности учеников.

План интегрированного урока

Тема: "Художники – иллюстраторы русских сказок"

Цели урока:

1) обобщить полученные ранее знания о русских народных сказках; познакомить учеников с творчеством русских художников – иллюстраторов;

2) развить творческие возможности учеников;

3) воспитать интерес к русской живописи.

Тип урока: урок обобщения знаний и получения новой информации.

Оборудование : выставка рисунков учеников, презентации “Художники – иллюстраторы русских сказок”, учебник.

Ход урока

1. Повтор теоретического материала, формулировка темы.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На предыдущих уроках вы узнали много нового, познакомились с устным народным творчеством, в частности, со сказками. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

(примерный ответ – сказка – это произведение о вымышленных событиях, чаще всего со счастливым концом).

А какие типы сказок вы знаете?

(примерный ответ – сказки волшебные, бытовые, о животных).

Наверное, вы знаете, как строится сказка?

(примерный ответ – присказка, зачин, основная часть, концовка).

Я вижу, что вы знаете про сказки многое. А знаете ли вы, что есть художники, которые различные сказки переводят в картины и рисунки?

(примерный ответ – да).

Такие рисунки к произведениям называются иллюстрациями. Некоторые иллюстрации вы видели в своих учебниках, в сборниках сказок. Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

(титульный слайд ; запись в тетрадь ).

2. Знакомство с творчеством И.Я. Билибина; В.М. Васнецова.

Ребята, откройте учебники и просмотрите все иллюстрации к сказкам. Какие изображения вам больше всего нравятся?

(ответы учеников).

В ваших учебниках есть работы художников, о которых я вам хочу рассказать. Это Иван Яковлевич Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд с эпиграфом “Сказки! Кто не любил их на Руси!” ).

Ребята, а вы любите сказки? Сказки любят, наверное, все. Именно любовь к сказкам вдохновляла художников на создание иллюстраций – изображений, поясняющих или дополняющих произведение. Те художники, о которых сегодня пойдет речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали самостоятельными произведениями искусства.

Познакомимся с творчеством Ивана Билибина.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1876 – 1942; запись в тетрадь).

Иван Яковлевич Билибин рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажей – огромные лапы старых елей, мухоморы, деревянная резьба на избах – привели художника к мысли иллюстрировать русские народные сказки. Постепенно художник сумел выработать свой собственный, “билибинский” стиль. Наиболее известными являются иллюстрации к сказкам “Василиса Прекрасная”, “Царевна – лягушка”, “Марья Моревна”.

(слайды с иллюстрациями данных сказок).

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Какие особенности “билибинского” стиля вы можете подчеркнуть?

(примерный ответ – особенности стиля – это яркие краски, затейливые русские орнаменты, красочность, декоративность).

Запишем в тетрадь черты “билибинского стиля”, а также названия сказок, к которым Иван Яковлевич создал иллюстрации.

Нравятся ли вам иллюстрации Билибина? И почему?

(мнения учеников).

Теперь мы познакомимся с творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1848 – 1926; запись в тетрадь).

Ребята, знакомы ли вы с какими-нибудь картинами этого художника?

(ответы учеников).

Многие его картины пронизаны русским духом. Это связано с тем, что еще в детстве Виктор Михайлович полюбил сказки, истории отца о жизни крестьян. Художника влекли народные сказания, былины, история русской земли. Все это отразилось в его работах.

Рассмотрим наиболее интересные иллюстрации Васнецова.

(слайды с иллюстрациями – “Царевна – лягушка”, “Снегурочка”, “Аленушка”).

Можете ли вы отметить особенности этих работ?

(примерный ответ – на этих картинах мало персонажей, точно и живописно изображена природа).

Действительно, для того, чтобы передать русский народный дух, Васнецову не обязательно изображать огромное количество героев, загромождать картину лишними деталями. Художнику достаточно тонко подчеркнуть природу, гармонию человека с окружающим миром.

Особенности живописи Васнецова также запишем в тетрадь.

Как было уже сказано, Васнецов писал картины и на сюжеты былин. Ребята, знаете ли вы, что такое былина?

(примерный ответ – былины – это русские народные песни о подвигах богатырей).

А каких богатырей вы знаете?

(ученики должны вспомнить – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Так вот, пожалуй, самая известная картина Васнецова – это “Богатыри”

(слайд с изображением)

Наверное, многим знакома эта картина. Обратите внимание, как художник изобразил могучие фигуры защитников русской земли на фоне национального пейзажа. Богатыри гармонично смотрятся на фоне степи, темного леса, живописного неба. Кстати, полностью картина называется так – “Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный”.

3. Викторина “Угадай-ка”.

– Для того, чтобы закрепить полученные знания о сказках, а также о художниках – иллюстраторах, мы проведем “Угадай-ку”. Вашей задачей будет: 1) угадать тип сказки – волшебная, бытовая, о животных; 2) угадать название сказки; 3) по возможности, угадать имя художника.

(слайды с иллюстрациями к сказкам:

1 “Василиса Прекрасная”;

2 “Лиса и Волк”;

3 “Каша из топора”;

4 “По щучьему веленью”;

5 “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”;

6 “Царевна – лягушка”;

7 “Иван-царевич и Серый Волк”;

8 “Маша и Медведь”;

9 “Журавль и Цапля”).

4. Словесное рисование.

Ребята, сейчас у вас будет еще одно задание. У каждого из вас наверняка есть любимая сказка. Так вот, я предлагаю вам побыть немного художниками и нарисовать словесную иллюстрацию к любимой сказке. Выберете один эпизод, представьте, что бы вы хотели нарисовать и расскажите об этом нам.

(ответы учеников).

5. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к завершению, и я прошу вас ответить на некоторые вопросы.

  • С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности в изображениях сказок можно отметить у Ивана Яковлевича Билибина? У Виктора Михайловича Васнецова?
  • Какие иллюстрации понравились вам больше всего и почему?
  • Возникло ли у вас желание быть художником – иллюстратором?

А теперь посмотрите на нашу выставку рисунков, возьмите эти небольшие жетончики (раздать квадратики из цветной бумаги) и прикрепите их к той иллюстрации, которая нравится вам больше всего. Только будем честными, за свою работу голосовать нельзя.

(выставляю оценки ученикам, которые активно отвечали в течение урока).

6. Домашнее задние.

Сегодня мы познакомились с двумя художниками – иллюстраторами, но были и другие. Дома вам нужно будет подготовить небольшие доклады о других иллюстраторах русских сказок (например, Михаил Врубель, Евгений Рачев).

Некоторые итоги

Демонстрация живописных работ на уроках литературы способствует развитию не только эстетического вкуса, но и творческого потенциала учеников. Развивается кругозор, появляется стремление к изучению нового материала, зарождаются навыки оценки произведений искусства. Все это необходимо для формирования мировоззрения каждого ученика.

  • Представленный конспект урока подтверждает эти мысли:
  • Визуальное знакомство с картинами – эстетический вкус;
  • Выставка рисунков, голосование – творческий потенциал;
  • Краткая справка о жизни художников – стремление к дальнейшему самостоятельному изучению материала;
  • Выделение характерных черт стиля художников – оценка произведения искусства.
  • Интегрированные уроки – это хорошая помощь учителю и устойчивый интерес ученика.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литература и искусство: интеграция школьного урока как способ развития эстетического вкуса учащихся

Как привлечь внимание ученика к урокам литературы? Как научить видеть и чувствовать прекрасное, ценить красоту слова и легкость мысли? Для меня, как для молодого педагога, эти вопросы являются первостепенными.

Умение рассуждать, мыслить, делать выводы – вот главные результаты изучения литературы. Но не стоит забывать, что уроки литературы несут на себе большую нравственную, эстетическую нагрузку. Поэтому важно не только научить ребенка мыслить, анализировать и обобщать, но и ценить красоту мира, через знакомство с искусством слова узнавать себя и самосовершенствоваться.

С целью привлечения внимания учеников к своему предмету учителя часто прибегают к интегрированным урокам. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла помогает видеть разнообразие мира, его богатство и красоту. Ученики знакомятся с искусством на уроках рисования, музыки, литературы. Но каждый из этих предметов в отдельности не дает целостного представления о мире искусства. Хорошим подспорьем для эстетического воспитания могут стать секции дополнительного образования, а также уроки мировой художественной культуры. Но во многих школах с этой дисциплиной ученики знакомятся лишь в старших профильных классах. А дополнительное образование может быть доступно не всем школьникам. Поэтому я считаю целесообразным интегрировать уроки литературы именно с искусством.

Стаж моей педагогической деятельности небольшой. Но некоторое количество идей, касающихся интеграции литературы и искусства, у меня накопилось. Предлагаю их в виде небольших заметок.

Урок в 8 классе.

По плану – скучная для учеников тема “Исторические песни и предания”. В учебнике В.Я. Коровиной – черно-белая репродукция картины В.А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”. Заинтересованный вопрос одного из учеников: “А в реальности эта картина большая?” Этот незначительный вопрос привел к идее организации круглого стола “Историзм в живописи и литературе”, что дало возможность ученикам познакомиться не только с работами художников (большая роль в исторической живописи принадлежит именно В.А. Сурикову), но и с особенностями национального характера.

В том же 8 классе.

Завершаем изучение литературы 19 века темой “Поэзия родной природы”. Отличная возможность представить ученикам удивительно тонкие, прекрасные, совершенные пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Архипа Куинджи. Замечательное сочетание лиричности каждой картины и живописности строк Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Федора Тютчева и других поэтов.

Урок в 10 классе.

“Луч света в темном царстве” - тема, знакомая каждому. Разнообразим изучение темы “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”: история создания, знакомство с героями” представлением эскизов к театральным постановкам пьесы. Работы Сергея Герасимова, Бориса Кустодиева, декорации и эскизы костюмов Александра Головина – отличный способ показать ученикам особенности костюма представителей купечества второй половины 19 века. А работы Головина напомнят ученикам о том, что драма предназначена, прежде всего, для постановки на сцене.

В том же 10 классе – знакомство с замечательными романсами из кинофильма “Жестокий романс”. Дополнительный материал при изучении “Бесприданницы”.

Я кратко описала некоторые идеи интегрированных уроков. Главным иллюстративным материалом к ним является электронная презентация. Это связано с необходимость видеть, слышать произведение искусства. Иначе пропадает познавательная цель урока. Все эти идеи были применены мной на практике. Это позволило лично убедиться в том, что разнообразные формы уроков способны заинтересовать ученика, развить его умственную деятельность и творческие способности.

Подробно хотела бы представить конспект интегрированного урока в 5 классе “Художники – иллюстраторы русских сказок”. Этот урок я провела уже не в одном пятом классе. Ученики в возрасте 10 – 12 лет наиболее активны, легко принимают все новое и необычное. И тот факт, что этот урок проводится в сентябре (изучение темы “Устное народное творчество”), позволяет нацелить учеников на активную творческую работу в течение всего учебного года.

Этот урок дает возможность:

  • обобщить изученный ранее материал по темам “Фольклор”, “Сказка как жанр народного творчества”;
  • узнать, насколько хорошо дети знают содержание сказок различного типа (волшебные, бытовые, сказки о животных);
  • подробно рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам;
  • познакомить учеников с новыми именами;
  • оценить творческие способности учеников.

План интегрированного урока

Тема: "Художники – иллюстраторы русских сказок"

Цели урока:

1) обобщить полученные ранее знания о русских народных сказках; познакомить учеников с творчеством русских художников – иллюстраторов;

2) развить творческие возможности учеников;

3) воспитать интерес к русской живописи.

Тип урока: урок обобщения знаний и получения новой информации.

Оборудование : выставка рисунков учеников, презентации “Художники – иллюстраторы русских сказок”, учебник.

Ход урока

1. Повтор теоретического материала, формулировка темы.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На предыдущих уроках вы узнали много нового, познакомились с устным народным творчеством, в частности, со сказками. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

(примерный ответ – сказка – это произведение о вымышленных событиях, чаще всего со счастливым концом).

А какие типы сказок вы знаете?

(примерный ответ – сказки волшебные, бытовые, о животных).

Наверное, вы знаете, как строится сказка?

(примерный ответ – присказка, зачин, основная часть, концовка).

Я вижу, что вы знаете про сказки многое. А знаете ли вы, что есть художники, которые различные сказки переводят в картины и рисунки?

(примерный ответ – да).

Такие рисунки к произведениям называются иллюстрациями. Некоторые иллюстрации вы видели в своих учебниках, в сборниках сказок. Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

(титульный слайд ; запись в тетрадь ).

2. Знакомство с творчеством И.Я. Билибина; В.М. Васнецова.

Ребята, откройте учебники и просмотрите все иллюстрации к сказкам. Какие изображения вам больше всего нравятся?

(ответы учеников).

В ваших учебниках есть работы художников, о которых я вам хочу рассказать. Это Иван Яковлевич Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд с эпиграфом “Сказки! Кто не любил их на Руси!” ).

Ребята, а вы любите сказки? Сказки любят, наверное, все. Именно любовь к сказкам вдохновляла художников на создание иллюстраций – изображений, поясняющих или дополняющих произведение. Те художники, о которых сегодня пойдет речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали самостоятельными произведениями искусства.

Познакомимся с творчеством Ивана Билибина.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1876 – 1942; запись в тетрадь).

Иван Яковлевич Билибин рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажей – огромные лапы старых елей, мухоморы, деревянная резьба на избах – привели художника к мысли иллюстрировать русские народные сказки. Постепенно художник сумел выработать свой собственный, “билибинский” стиль. Наиболее известными являются иллюстрации к сказкам “Василиса Прекрасная”, “Царевна – лягушка”, “Марья Моревна”.

(слайды с иллюстрациями данных сказок).

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Какие особенности “билибинского” стиля вы можете подчеркнуть?

(примерный ответ – особенности стиля – это яркие краски, затейливые русские орнаменты, красочность, декоративность).

Запишем в тетрадь черты “билибинского стиля”, а также названия сказок, к которым Иван Яковлевич создал иллюстрации.

Нравятся ли вам иллюстрации Билибина? И почему?

(мнения учеников).

Теперь мы познакомимся с творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1848 – 1926; запись в тетрадь).

Ребята, знакомы ли вы с какими-нибудь картинами этого художника?

(ответы учеников).

Многие его картины пронизаны русским духом. Это связано с тем, что еще в детстве Виктор Михайлович полюбил сказки, истории отца о жизни крестьян. Художника влекли народные сказания, былины, история русской земли. Все это отразилось в его работах.

Рассмотрим наиболее интересные иллюстрации Васнецова.

(слайды с иллюстрациями – “Царевна – лягушка”, “Снегурочка”, “Аленушка”).

Можете ли вы отметить особенности этих работ?

(примерный ответ – на этих картинах мало персонажей, точно и живописно изображена природа).

Действительно, для того, чтобы передать русский народный дух, Васнецову не обязательно изображать огромное количество героев, загромождать картину лишними деталями. Художнику достаточно тонко подчеркнуть природу, гармонию человека с окружающим миром.

Особенности живописи Васнецова также запишем в тетрадь.

Как было уже сказано, Васнецов писал картины и на сюжеты былин. Ребята, знаете ли вы, что такое былина?

(примерный ответ – былины – это русские народные песни о подвигах богатырей).

А каких богатырей вы знаете?

(ученики должны вспомнить – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Так вот, пожалуй, самая известная картина Васнецова – это “Богатыри”

(слайд с изображением)

Наверное, многим знакома эта картина. Обратите внимание, как художник изобразил могучие фигуры защитников русской земли на фоне национального пейзажа. Богатыри гармонично смотрятся на фоне степи, темного леса, живописного неба. Кстати, полностью картина называется так – “Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный”.

3. Викторина “Угадай-ка”.

– Для того, чтобы закрепить полученные знания о сказках, а также о художниках – иллюстраторах, мы проведем “Угадай-ку”. Вашей задачей будет: 1) угадать тип сказки – волшебная, бытовая, о животных; 2) угадать название сказки; 3) по возможности, угадать имя художника.

(слайды с иллюстрациями к сказкам:

1 “Василиса Прекрасная”;

2 “Лиса и Волк”;

3 “Каша из топора”;

4 “По щучьему веленью”;

5 “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”;

6 “Царевна – лягушка”;

7 “Иван-царевич и Серый Волк”;

8 “Маша и Медведь”;

9 “Журавль и Цапля”).

4. Словесное рисование.

Ребята, сейчас у вас будет еще одно задание. У каждого из вас наверняка есть любимая сказка. Так вот, я предлагаю вам побыть немного художниками и нарисовать словесную иллюстрацию к любимой сказке. Выберете один эпизод, представьте, что бы вы хотели нарисовать и расскажите об этом нам.

(ответы учеников).

5. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к завершению, и я прошу вас ответить на некоторые вопросы.

  • С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности в изображениях сказок можно отметить у Ивана Яковлевича Билибина? У Виктора Михайловича Васнецова?
  • Какие иллюстрации понравились вам больше всего и почему?
  • Возникло ли у вас желание быть художником – иллюстратором?

А теперь посмотрите на нашу выставку рисунков, возьмите эти небольшие жетончики (раздать квадратики из цветной бумаги) и прикрепите их к той иллюстрации, которая нравится вам больше всего. Только будем честными, за свою работу голосовать нельзя.

(выставляю оценки ученикам, которые активно отвечали в течение урока).

6. Домашнее задние.

Сегодня мы познакомились с двумя художниками – иллюстраторами, но были и другие. Дома вам нужно будет подготовить небольшие доклады о других иллюстраторах русских сказок (например, Михаил Врубель, Евгений Рачев).

Некоторые итоги

Демонстрация живописных работ на уроках литературы способствует развитию не только эстетического вкуса, но и творческого потенциала учеников. Развивается кругозор, появляется стремление к изучению нового материала, зарождаются навыки оценки произведений искусства. Все это необходимо для формирования мировоззрения каждого ученика.

  • Представленный конспект урока подтверждает эти мысли:
  • Визуальное знакомство с картинами – эстетический вкус;
  • Выставка рисунков, голосование – творческий потенциал;
  • Краткая справка о жизни художников – стремление к дальнейшему самостоятельному изучению материала;
  • Выделение характерных черт стиля художников – оценка произведения искусства.
  • Интегрированные уроки – это хорошая помощь учителю и устойчивый интерес ученика.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993) Д етский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) График, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», « Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993) Народный художник, советский график, иллюстратор. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, В. Жуковского, Шарля Перро, Г. Х. Андерсена, М. Лермонтова, И. Тургенева, У. Шекспира.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) Н ародный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам. Он иллюстрировал народные сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) Русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, А. Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они, авторы самых любимых картинок?

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе сказки Пушкина. Разработал свой стиль – « билибинский » - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997) Художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы, в которых главные герои – животные.

Леонид Викторович Владимирский (1920 - 2015) Русский график и самый популярный иллюстратор книг про «Буратино» А. Н. Толстого и про «Изумрудный город» А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность.

Виктор Александрович Чижиков (1935) Народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», « Мурзилка », много лет рисовал для журнала «Вокруг света ». В. Чижиков проиллюстрировал произведения С. Михалкова, Н. Носова (Витя Малеев в школе и дома), И. Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), А. Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи А. Усачева, К. Чуковского и А. Барто и другие книги.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) Художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок » очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) Р усский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. Основные работы В. Конашевича: иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз; сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Ш. Перро; «Старик-годовик» В. И. Даля; произведения К. Чуковского и С. Маршака. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.


Слайд 1

Текст слайда:

Электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок»

Слайд 2


Текст слайда:

Очаровательное сказочное время…

Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает».
(Ф. Буслаев)

Многие художники черпали вдохновение в устном народном творчестве, самые известные среди них – Васнецов, Билибин, Маврина.

Слайд 3


Текст слайда:

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 4


Текст слайда:

«Я – сказочник, былинник, гусляр русской живописи»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял, Вятская губерния, в семье православного священника. Учился в Петербурге в академии художеств. По окончании академии ездил за границу, где продолжал учиться живописи. Много работал над народными сказочными сюжетами. Мало кто из русских художников сумел так понять и передать русский дух в своих картинах.

Слайд 5


Текст слайда:

Картина «Иван-царевич на сером волке»

Картина была написана быстро – так увлекла она художника. Это картина – сказка, картина – фантазия. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из русских народных сказок. Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Слайд 6


Текст слайда:

Картина «Ковер-самолет»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец смотрит на просторы русской земли. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар – птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

Слайд 7


Текст слайда:

Картина «Снегурочка»

На полотнах Васнецова мало персонажей. На картине «Снегурочка» героиня одна в сказочном лесу. Снегурочка отражает на этом полотне народный идеал красоты, «чистой заснеженной России».

Слайд 8


Текст слайда:

Картина «Аленушка»

Одиноко сидит Аленушка в дремучем лесу и смотрит в печали в темную воду омута. Художник написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Слайд 9


Текст слайда:

Иван Яковлевич Билибин

Слайд 10


Текст слайда:

«Добрый сказочник Иван Билибин»

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) потомок древнего рода, родился в селе Тарховка близ Петербурга, в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Талант Билибина проявился наиболее ярко в его иллюстрациях к русским сказкам. Художник много работал и сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский стиль». Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций, передача тонкого юмора русских сказок.

Слайд 11


Текст слайда:

Слайд 12


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Слайд 13


Текст слайда:

Иллюстрация к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 14


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 15


Чтобы представить героя, воссоздать его образ в воображении, требуются иллюстрации, помогающие нам увидеть героя и его действия.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин.

Иван Яковлевич Билибин, как и многие
художники, рисовать начал рано. И первые же
зарисовки пейзажа, огромные лапы старых
елей, красные мухоморы, деревянная резьба
на крестьянских избах привели художника к
мысли иллюстрировать русские сказки.
Ранние работы художника были
подражательными, но Иван Яковлевич много
работал, постепенно совершенствовался в
мастерстве. Освобождаясь от сторонних
влияний. Художник сумел выработать свой
собственный, отличающий его от всех других
«билибинский» стиль.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Мар

Наиболее известными и самыми удачными являются его
иллюстрации к русским народным сказкам «Царевналягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Хочется подчеркнуть особенности «билибинского» стиля.

Художник создавал не
отдельные иллюстрации, он
стремился к ансамблю: рисовал
обложку, иллюстрации,
орнаментальные украшения,
шрифт – все стилизовал под
старинную рукопись.
И еще одна особенность, которую
надо подчеркнуть – это передача
тонкого юмора, острой иронии
русских сказок.

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным худо

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана
Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его
выдающимся национальным художником.

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и миро

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали
прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими
русское и мировое искусство.
Михаи́ л Алекса́ндрович
Вру́бель - русский
художник рубежа XIX-XХ
веков, прославивший своё
имя практически во всех
видах и жанрах
изобразительного искусства:
живописи, графике,
декоративной скульптуре и
театральном искусстве. Он
был известен как автор
живописных полотен,
декоративных панно, фресок
и книжных иллюстраций.

Картину «Царевна-лебедь» к
«Сказке о царе Салтане»
Пушкина, Михаил Врубель
писал, вдохновленный
музыкой Римского-Корсакова.
Он пытался средствами
живописи передать
услышанный им сказочный
образ.

«Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух.»- говорил Виктор Михайлович Васнецов.

Действительно, мало кто из
русских художников сумел так
понять и передать этот русский
дух, как Васнецов. Виктор
Михайлович хотел, чтобы все,
как и он сам, прониклись дивной
красотой древней Руси, узнали,
приняли сердцем ее историю,
поверия, предания, сказки. И это
не было прихотью художника.
Васнецов свято верил, что в
«сказке, песне, былине
сказывается весь цельный облик
народа».

Картину «Иван-царевич на сером
волке» Виктор Михайлович
Васнецов написал быстро, легко,
на одном дыхании – так она
увлекла его.
Сюжетом картины является
сказочная тема позаимствованная
из народных русских сказок, Иван
царевич и Прекрасная Елена
спасаются от настигающей их
погони на сером волке. Что бы
раскрыть в картине сказочное
олицетворение, Васнецов
постарался как бы уйти от
настоящих реалий, стараясь
передать таинственный дух сказки,
окрасить в красках мир народной
фантазии.

Картина Васнецова
«Аленушка», навеяна
лирически сказочным
образом, по всем известной
русской сказке «Сестрица
Алёнушка и братец
Иванушка», хотя прототипом к
написанию этой картины была
действительно реальная
девушка.

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрите

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного
творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая
зрителю о мировом волшебстве.

Тема русской сказки занимала важное
место в творчестве русских художников. По
мотивам русских сказок созданы многие
известные картины. В качестве материала
для создания своих произведений русские
художники использовали не только русские
народные сказки, сказания и былины, но и
произведения великих авторов. В
творчестве известных русских
художников Билибина, Васнецова и
Врубеля сказка являлась одной из
центральных тем.

В заключение хочется рассказать ещё об одном иллюстраторе детских книг.

С самого раннего детства,
рассматривая книжки с
русскими песнями,
потешками, прибаутками,
мы знакомились с
иллюстрациями Юрия
Алексеевича Васнецова.
Юрий Васнецов состоял в
отдалённом родстве с
Виктором Михайловичем
Васнецовым.

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем б

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила
Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы
представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи, народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на творчес

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи,
народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на
творчество иллюстратора.

Рассказать в одной презентации обо всех достойных иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания для детей – это настоящий цветни

Рассказать в одной презентации обо всех достойных
иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания
для детей – это настоящий цветник, пестрящий чудесными
картинами. Они будят наше воображение и запоминаются на
всю жизнь. Каждому знакомо это трепетное чувство, когда,
увидев вдруг иллюстрации из своего детства, чувствуешь, как
сердце радостно сжимается от новой встречи.