Строение тела рыбы. Чем покрыто тело рыбы

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • познакомить учащихся с группой рыб как представителями животных.
  • показать особенности рыб, приспособленность их к жизни в водной среде.
  • развивать логическое мышление и воображение

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. Часть 2. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010,
  2. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (программа "Гармония") / сост. И.В. Мукашева. Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
  3. Рыбы наших водоемов/ Е.Т. Бровкина. В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004

Оборудование:

  • аудиокассета с записью, магнитофон
  • видеокассета "Тайны подводного мира", видеомагнитофон,
  • иллюстрации рыб,
  • черно-белые картинки рыб, по количеству учеников
  • аквариум с рыбками, взятый временно из живого уголка

Ход урока

На уроке я сижу не шумлю и не кричу

Тихо руку поднимаю, если спросят, отвечаю.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Как можно назвать всех, кто умеет бегать, прыгать, ползать, летать, плавать? (животные)

О какой группе животных идет речь?

1. Тело этих животных имеет две или три части. У них шесть ног, есть чувствительные усики антенны. Дышат через специальные трубочки - трахеи.

2. Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат легкими развиваются из яйца.

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Дышат легкими. Своих детенышей выкармливают молоком.

4. Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат легкими и кожей. Развиваются из икринок.

5. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья. Дышат легкими.

1. Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но куда? Слушаем звуковое письмо, оно нам поможет это определить.

(Прослушивание аудиозаписи "Рассказ про выдру")

На берегу реки нашего города. Как, кстати, она называется? (Великая) нас поджидал маленький выдренок. Как вы думаете, почему выдра у реки живет?

О какой группе животных, мы сегодня будем говорить?

Проверим наше предположение, разгадав загадку на стр. 33

В этот весенний день выдренок вылез из воды и увидел много разных животных.

Он задумался, неужели, все те, кого он видит - рыбы? Давайте поможем выдренку в этом разобраться. Итак, тема урока КАК ВЫГЛЯДИТ РЫБА и ПОЧЕМУ ОНА ЖИВЕТ В ВОДЕ.

2. Обобщение знаний полученных ранее

ШУКА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ РАК
УТКА ПЛОТВА СТРЕКОЗА ОКУНЬ

Посмотрите, какое животное, из тех, кого увидел выдренок, мы знаем и его точно нельзя назвать рыбой. (Утка - птица. Имеет клюв, крылья, перья, 2 лапы. Медведь - зверь, 4 лапы, имеет густую шерсть, кормит детенышей молоком. Стрекоза - насекомое, тело имеет 3 части, 6 ног, есть чувствительные усики)

Почему эти разные животные оказались около реки?

Выдренок обрадовался, что ему так интересно объясняют. И придумал ряд новых вопросов. На которые нам с вами надо найти ответы.

3. Изучение нового материала

Как выглядит рыба?

Подчеркните в загадке особенности рыбы. Какие части тела имеет рыба? Покажите. (голова, туловище, плавники, хвост) Отметьте стрелочками и подпишите части тела рыб с.33. Зачем ей плавники и хвост? Давайте посмотрим на рыбку в движении

(Показ отрывка видеофильма "Тайны подводного мира")

Лягушка - это рыба? (нет определенных частей тела)

Как рыбы передвигаются в воде?

Двигаются вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники - хвостовой и боковые.

Чем покрыто тело рыбы?

Очень интересную рыбку я принесла сегодня на урок.

(Рисунок, на котором рыба выглядит так: голова, как у коровы, туловище покрыто шерстью, рыбий хвост)

Что про нее можете сказать? Видно художник что-то напутал. Чем покрыто тело зверя, птицы?

Чем покрыто тело рыбы? ответ на этот вопрос вы узнаете, если разгадаете вот такую загадку: У родителей и деток, вся одежда из монеток. (чешуей) Кстати, если рассмотреть чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

А кто держал рыбку в руках? (скользкая)

Что внутри рыбы?

Рыба - позвоночное животное. Вдоль спины тянется хребет, который состоит из позвонков. Позвоночник - это прочная опора для любой косточки. - Рак - это рыба? (рак - дышит жабрами, но у него нет хребта, - членистоногие)

Чем же дышит рыба?

Где живет рыба? (в воде) Скажите, можем ли мы долго продержаться под водой? Почему? А рыба? (может дышать под водой)

У рыбы есть жабры. Вы наверно видели, как плавающая рыба постоянно открывает рот, как будто разговаривает. Оказывается, она глотает воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы около шеи. В воде есть воздух - маленькие пузырьки. Из них жабры выбирают кислород. Так рыба дышит.

Случается, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда речка замерзает. Как должны поступать люди, чтобы помочь рыбам?

Какие звуки издает рыба?

Давайте послушаем, рыб?

(Наблюдение за живыми рыбками, взятыми в живом уголке)

Попробуем сами поговорить как рыбки. Какой делаем вывод? (Рыба не издает никаких звуков.) На этот счет есть замечательная поговорка - Молчит как рыба - про, какого человека так говорят?

В наши дни учеными изучено-то, что оказывается рыба может издавать звуки. То скрипит, то пощелкивает. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята и приглашение к обеду. Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, если вы сейчас, будете согласны, с высказываниями хлопаете в ладоши. Нет - качайте головой. Рыбы имеют жабры, тело покрыто чешуей, имеют лапы, плавники и хвост, рыбы умеют говорить.

Кто рыба? (щука, окунь, плотва) Как определили?

Рыба имеет хвост, плавники, чешую, позвоночник, хребет, дышит под водой жабрами, может издавать звуки.

Как различать рыб?

Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами.

(Соседям по парте дается 2 черно - белые картинки рыб)

Покажите, какие рыбки получились?

Сравните рыб (демонстрируются картинки рыб)

Окунь - рыбка 20 см в длину, серо-зеленого цвета с темными поперечными полосками, мелкой чешуей, ярко красными плавниками.

Плотва - рыба длиной не более 30 см, небольшая голова. Сжатое с боков тело покрыто крупной чешуей. Спинка сине - серая или зеленоватая, бока и брюхо серебристые, а остальные - оранжевые. Глаза красные.

Зеленоватая окраска спины, желтые поперечные пятна на теле и плавниках делают щуку незаметной среди зарослей растений. У нее очень острые зубы. Каждое лето у щуки выпадают старые зубы и растут новые.

Как можно отличить одну рыбу от другой? (по окраске) Зачем им разная окраска? (спрятаться)

Чем еще могут отличаться рыбы друг от друга? (формой)

Кто знает, какая речная рыба самая крупная? (сом 4м)

А одна из самых мелких? (уклейка)

Самая колючая? (ерш)

Самая линяющая? (линь)

Одна из самых длинных рыб? (угорь)

Чем питается рыба?

Смотрите- кА, окунь спрятался в зарослях водорослей, плотно позавтракав, мальком плотвы? Кто такой малек?

Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка - яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки - мальки. Как вы думаете, заботятся ли о своем потомстве рыбы? Нет, отложив икру на водорослях, камнях, корягах, не заботятся о ней. Многие ее же и съедают. Хотя есть исключения - рыба корюшка, строит гнездо из травы и рыба бычок, выкапывают под камнем норку. В какое время нежелательно ловить рыбу? Почему?

Чем окунь питается? (мальками и другими мелкими животными) От кого спрятался? (от щуки) Почему? Как называют группу животных, которые, питаются другими животными? (хищники)

Нехищные рыбы едят насекомых, маленьких рачкв, питаются листьями и стеблями подводных трав. Интересно, что во рту у рыбы есть вкусовые почки. помогающие различать кислый, сладкий, горький и соленый вкус.

  • ПЛОТВА
  • ВОДОРОСЛИ
  • ОКУНЬ

Помогите маленькому карасику попасть к маме и папе.

Подумайте, и составьте цепь, кто, чем питается.

Что будет, если станет больше плотвы?

Что будет, если станет больше щук?

Круг замкнулся.

Сколько лет живут рыбы?

От 5 до 100 лет.

Где живет рыба?

Живет ли рыба еще где-то помимо реки?

Откройте с.35. Почему художник назвал рисунок "Что посеешь, то и пожнешь?

Какие правила мы должны соблюдать, находясь у реки? А меры предосторожности?

Какой рыбкой может полакомиться выдренок?

4. Подведение итогов урока

  • Чем рыбы отличаются от других животных?
  • Как рыбы приспособились к жизни в воде?
  • Каких рыб называют хищниками?

Выдренку очень понравилось на уроке и он просит подарить ему на память рыбку тех ребят, которые считают что им на уроке было интересно и они много чего узнали нового.

Д/З с.35 № 6 Напиши, какие рыбки обитают в реке Великой?

Учитель : Хохлова И.В.

Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р

Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала

Методы: Технологии

План урока.

I . Организационный момент.

а) Упражнение по коррекции памяти

II .Сообщение темы и целей урока.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

IV .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

б) Упражнения в словообразовании

V .Физминутка.

VI . Обобщение.

VII . Закрепление.

а) Программированное задание.

б) Упражнения в составлении предложений.

в) Работа в тетрадях.

VIII . Итог урока. Оценка знаний.

IX . Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала

Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Организационный момент.

а)Коррекционное упражнение

б)Упражнение в словообразовании

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения.

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти.

Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

Дети запоминают сюжетную картинку, как можно больше

II . Сообщение темы и целей урока

Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.

Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды?

Вильнёт хвостом Туда-сюда - И нет её, И нет следа.

Кто такие рыбы?

Отгадывают загадку

Рыбы — это водные животные.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

б) Упражнение в классификации

Где живут рыбы?

Продолжите предложение : речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах) Реках, озерах, ручьях

Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах

Речные рыбы Морские рыбы

Подбери слова-«родственники» к слову рыба.
Рыба - рыбка - рыбонька - рыбешка - рыбища - рыбина - рыбак - рыбачка - рыбачий - рыбачить - рыбий- рыбалка - рыболов.

Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах.

Распределяют рыб (морские, речные)

К слову рыба подбирают однокоренные слова

IV .Физминутка.

Физкультминутка для тела «Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.

V .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы.

Физминутка.

Упражнения для глаз.

Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция — это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате — батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф — маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы .

А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите?

Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый.

Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки».

Давайте рассмотрим их. — Посмотрите, какие разные рыбы получились. — Скажите, из каких частей они состоят?

В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка — рыбище.
Плавник- плавничок — плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

— Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
— не в грязной воде, а … (в чистой),
— не медленно, а …(быстро), стремительно.
— Сама она была не простая, а … (золотая).

— Питаются ли рыбы? Чем питается?

Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

— Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

— Детеныши рыб появляются из …? (икры)

— Они называются …? (мальки)

— Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб — (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение «Посчитай .

1малек, 10 …, 15 …, 25 …
1 рыба, 5 …, 15 …, …,25 …

Отгадывают загадку.

река

Описывают погоду.

Подбирают слова признаки

Собирают рыбу из «осколков».

плавники, голова, овальное туловище, хвост, плавники покрыто чешуей, живет в воде)

Ответы детей.

(червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).

(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

VI . Обобщение.

Обобщающая беседа.

Каковы же основные признаки рыб?

-Где обитают рыбы?

— А без воды они могут жить? Почему?

Как дышат рыбы? При помощи чего?

— Чем покрыто тело рыб?

-Чем рыбы отличаются друг от друга?

Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.

В водоёмах. Нет. Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают.

Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской.

VII . Закрепление.

Программированное задание.

Упражнения в составлении предложений.

1)Описать по плану щуку, акулу, карася

2)Работа в тетрадях.

3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?

— Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?

Описывают рыб по плану.

Выполняют тест. (1гр.)

(плавать, плавать на лодках, кораблях)

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Ответы учащихся

(Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

VIII . Итог урока.

Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, а если как сом на дне, грустное. На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, на которую вы поработали.

IX . Домашнее задание.

Рыбы являются первичноводными организмами. Они обитают в пресных и соленых водоемах. В связи с тем, что водная среда обитания очень плотная и вязкая (плотность воды в 800 раз выше, чем плотность воздуха, а вязкость в 50 раз больше, чем вязкость воздуха) рыбы имеют обтекаемую форму тела , чаще уплощенную с боков.

Общую схему строения рыб удобно рассматривать на примере Окуня речного - Perca fluviatilis (тип Хордовые, подтип Позвоночные, надкласс Рыбы, класс Костные рыбы, отряд Окунеобразные). Окунь речной – промысловая рыба, широко распространенная в пресных водоемах Европы и Азии. Окунь - хищная рыба, питается различными беспозвоночными животными и рыбой, причем часто поедает большое количество мальков, поэтому может быть вреден в местах рыборазведения. Окунь достигает половой зрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения. Самки выметывают икру, склеенную в виде лент, на водные растения. Самцы в это время извергают сперму. Подвижные спер­матозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом. Оплодотворенная икринка начинает делиться. Обра­зуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок - остаток запаса питательных веществ икринки. У окуня через 9-14 дней после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться сначала микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослого окуня - это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца длина его достигает 2 см, а через год молодой окунь имеет длину около 10 см. Икра окуня часто погибает от обсыхания, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния.

Общая схема строения рыб на примере Окуня речного представлена на рисунке 1. Различная форма тела рыб показана на рисунке 2.

Тело любой рыбы состоит из головы , туловища и хвоста . Границей между головой и ту­ловищем служит жаберная щель, а между туловищем и хвостом - аналь­ное отверстие.

На голове у рыб располагается рот , глаза , ноздри . Рот у костных рыб расположен на переднем конце головы, отчего та­ких рыб называют конечноротыми,

Общая характеристика рыб

у хрящевых рыб рот общирный, поперечно расположенный. По бокам головы находятся крупные плоские глаза. Впереди лежат парные ноздри - органы обоняния. Ноздри открываются в обонятельную ямку и не сообщаются между собой.

У костных рыб есть костная жаберная крышка . В связи с этим вместо пяти жаберных от­верстий (как у хрящевых рыб) образуется одна жаберная щель. У хрящевых рыб жаберной крышки нет.

Рис. 1. Схема строения костных рыб.

1 - мозг; 2- глаза; 3 - обонятельные ямки; 4 - жаб­ры; 5 - сердце; 6 - грудной плавник; 7- кишечник; 8 - брюшной плавник; 9 - половая железа; 10 - анальное отверстие; 11 - анальный плавник; 12 - хвостовой плавник; 13 - спинной плавник; 14 - позвоночник; 15 - почка; 16 - плавательный пузырь.

Рис. 2. Различная форма тела рыб.

1 - торпедовидная форма (скумбрия)

2 - стреловидная форма (сарган)

3 – сплющенная с боков (лещ)

4 – тип луны-рыбы (луна-рыба)

5 – тип камбалы (камбала)

6 – змеевидная форма (угорь)

7 - лентовидная форма (сельдяной король)

8 - шаровидная форма (кузовок)

9 - плоская форма (скат).

Общая характеристика рыб

Конечности у рыб водного типа – плавники . Парные плавники (грудные, брюшные) расположены в вертикальной плоскости. Спинные плавники снабжены мягкими ветвистыми и тверды­ми колючими лучами. Лучи связаны между собой тонкой кожистой пере­понкой. На нижней стороне тела ближе к заднему концу находится подхвостовой, или анальный плавник. Перед ним в об­щем углублении лежат три отверстия: анальное, половое и выделительное – у костных рыб, а у хрящевых рыб имеется одно клоакальное отверстие.

Плавники делятся на две группы: парные (грудные, брюшные) обеспечивают повороты, поддержание равновесия, медленные движения; непарные (спинной, анальный) обеспечивают устойчивость при дви­жении, хвостовой выполняет функции руля.

Вдоль тела тянется хорошо заметная боковая линия - орган ориента­ции рыб.

Тело костных рыб покрыто костной (ганоидной) чешуей , состоящей из про­зрачных костных пластинок. Каждая чешуйка лежит в особом карма­не. Чешуи налегают друг на друга в виде черепицы, защищающей тело рыбы. У хрящевых рыб чешуя плакоидная, состоящая из дентина. Строение чешуи рыб представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Чешуя рыб.

I. плакоидная чешуя у хрящевых рыб.

II. ганоидная чешуя у костных рыб:

1 - циклоидная чешуя,

2 - ктеноидная чешуя,

3 - вершина чешуи,

4 - годичные кольца,

5 - центр чешуи.

Общая характеристика рыб

Тело рыбы покрыто слизью , способствующей лучшему передвижению в плотной водной среде, уменьшающей трение при плавании и обла­дающей бактерицидными свойствами, препятствующими проникновению в кожу бактерий.

Скелет костных рыб – костный, а у хрящевых рыб – хрящевой. Разделен на отделы: осевой скелет (позвоночник), скелет головы (череп) и скелет конечностей (плавники).

Позвоночник делится на два отдела: туловищный и хвостовой. Состоит из двояковогнутых позвонков, между которыми сохранились остатки хор­ды. Туловищный позвонок состоит из тела позвонка, верхней и нижней дуги. Концы верхних дуг срастаются, образуя спинномозговой канал, и заканчиваются длинным непарным остистым отростком. Нижние дуги разрастаются в стороны в виде двух поперечных отростков, к которым причленяются длинные и тонкие ребра. У хвостовых позвонков хорошо выражены нижние дуги, которые образуют гемальный канал и заканчива­ются нижним остистым отростком. По гемальному каналу проходят кро­веносные сосуды. Ребра отсутствуют. Позвонки соединяются друг с другом при помощи суставных отрост­ков, расположенных у основания верхних дуг. Такое соединение обеспе­чивает прочность скелета при сохранении его подвижности. У активно плавающих рыб всегда имеется развитый позвоночник. Позвоночный столб у рыб неподвижно соединен с черепом.

Череп рыб состоит из большого количества костей: мозговой (черепной) ко­робки, челюстных костей, жаберных дуг и жаберных крышек.

Скелет конечностей включает пояс и скелет свободных конечностей. Первичный плечевой пояс представлен лопаткой и коракоидом (врановой костью). Сверху к нему прикрепляется большая серповидная кость с вы­тянутым, заостренным отростком - клейтрумом. С помощью двух малень­ких косточек вторичного пояса (надклейтрум и заднетеменная кость) плече­вой пояс неподвижно сочленяется с черепом. Тазовый пояс прост и имеет форму треугольной кости. Соединен с парными брюшными плавниками. Лежит в толще брюшной мускулатуры и не соединен с позвоночником.

Скелет свободных конечностей (плавников) состоит из хрящевых или костных лучей, покрытых кожей.

М ышечная система состоит из отдельных сегментов, разделенных со­единительнотканными перегородками. Появляются группы мышц (жа­берные, мышцы парных плавников). Сокращения мышц обеспечивают из­гибание позвоночника и приводят в движение хвостовую лопасть.

Нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг представлен пятью отделами: передним, промежуточным, средним, продолговатым и мозжечком. Хорошо развиты обонятельные доли переднего мозга. Передний мозг мал по размерам, крыша эпителиальная и не содержит мозгового вещества.

Общая характеристика рыб

К промежуточному мозгу подходят зри­тельные нервы. В среднем мозге хорошо развиты зрительные центры. Мозжечок отвечает за координацию движений и в связи со сложными дви­жениями в воде достигает крупных размеров. В продолговатом мозге на­ходятся центры регуляции дыхательной, кровеносной, пищеварительной систем, а также центры органов чувств (слуха, боковой линии). От голо­вного мозга отходят десять пар черепно-мозговых нервов.

Органы чувств у рыб разнообразны. Вкусовые рецепторы (органы химического чувства) располагаются по всей поверхности тела - на голове, плавниках, в глот­ке, пищеводе, ротовой полости. Эти рецепторы важны для поиска и рас­познавания пищи. Экспериментально установлено, что рыбы могут разли­чать горькое, соленое, кислое, сладкое. Органы обоняния представлены парными слепыми обонятельными мешками, на спинной стороне головы, выстланными обонятельным эпите­лием. Парные наружные ноздри соединяют полости этих мешков с внеш­ней средой. Внутренних ноздрей (хоан) нет. Орган обоняния позволяет ры­бам находить партнера в период размножения, чувствовать приближение добычи или опасность. Органы зрения (глаза) располагаются по бокам головы. Зрение моноку­лярное. Роговица плоская, хрусталик имеет шаровидную (сферическую) форму. Рыбы могут видеть только на близком расстоянии. Круговые мыш­цы зрачка и хрусталика отсутствуют. Аккомодация (изменение фокусно­го расстояния) происходит за счет перемещений хрусталика к передней камере или от нее с помощью отростка сосудистой оболочки (серповидно­го отростка), который прикрепляется к задней стенке хрусталика. В сет­чатке содержатся палочки и колбочки (цветовое зрение). Орган слуха и равновесия представлен внутренним ухом с тремя полу­кружными каналами (орган равновесия), содержащими жидкость с взве­шенными твердыми кристаллами. Рыбы способны издавать и восприни­мать различные звуки в широком диапазоне. Звуковая проводимость тка­ней тела рыбы близка к звукопроводимости воды, поэтому звуковые волны передаются непосредственно через ткани. Боковая линия (орган осязания) - орган, воспринимающий направле­ние, перемещение воды, ее давление и силу потока. Это группа чувстви­тельных клеток, погруженных в каналы, проходящие под кожей и откры­вающиеся на поверхность тела отверстиями.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, огра­ниченным челюстями с коническими зубами (для захвата и удержания пищи). Настоящего языка нет. Крышей ротовой полости является осно­вание черепа (первичное твердое нёбо). Глотка, пронизанная жаберны­ми щелями, переходит в короткий пищевод, а затем в растяжимый же­лудок. От него отходит тонкая кишка, образуя характерный изгиб, по­сле чего кишка тянется прямо назад (толстая кишка) и открывается наружу у костных рыб самостоятельным анальным отверстием, а у хрящевых рыб в клоакальную полость. В начальной части тонкой кишки у костных рыб расположены слепые выросты - пилорические придат­ки, выполняющие функцию увеличения пищеварительной поверхности кишечника. У хрящевых рыб пилорических придатков нет, а есть так называемый спиральный клапан. У рыб развита печень, желчный пузырь, в петле кишечни­ка располагается поджелудочная

Общая характеристика рыб

железа в виде долек. От переднего от­дела кишечника обособляется плавательный пузырь (вырост спинной стенки пищевода), наполненный смесью газов. Его функции: гидроста­тическая, газообменная (частично), резонансная (увеличение диапазо­на воспринимаемых звуковых волн). У хрящевых рыб плавательного пузыря нет.

Дыхательная система представлена жабрами, которые состоят из четырех пар жаберных дуг. На жаберных дугах расположены жаберные тычинки, выполняющие функцию цедильного аппарата, а также жа­берные лепестки, снабженные густой сетью капилляров. Вода, попада­ющая в глотку через рот, омывает жаберные лепестки, в которых проис­ходит газообмен (поступление кислорода в кровь и выведение из нее уг­лекислого газа). Строение жабр представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Строение органов дыхания рыб.

1 - жаберная дуга,

2 - жаберные лепестки,

3 - жаберные тычинки.

Акт дыхания у костных рыб производится движением жаберных крышек: ры­ба приподнимает жаберную крышку, жаберная перепонка прижимает­ся к жаберной щели. В результате образуется пространство с понижен­ным давлением, и вода из ротоглоточной полости всасывается в боко­вую жаберную полость. При опускании жаберной крышки создается избыточное давление, и вода через наружные жаберные отверстия вы­талкивается наружу.

У рыб могут возникать приспособления для использования атмосфер­ного кислорода: стенки кишечника с кровеносными сосудами, выросты дорсальной и

Общая характеристика рыб

вентральной стенки глотки, плавательный пузырь. Органы воздушного дыхания обеспечивают выживание особей в сильно загрязнен­ных водоемах, где количество кислорода в воде снижается.

Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. На брюшной стороне располагается двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка, содержащее венозную кровь. Венозная кровь из желудочка сердца поступает в брюшную аорту и далее по четырем прино­сящим жаберным артериям в жабры. В жаберных лепестках кровь насы­щается кислородом и становится артериальной. Затем выносящие жабер­ные артерии впадают в корни аорты и далее в спинную аорту, несущую кровь к голове, мускулатуре и по всем внутренним органам. Венозная кровь возвращается в сердце по непарной хвостовой вене и по парным задним и передним кардиальным венам. Правая задняя кардиальная ве­на проходит через почки, не разветвляясь, а левая дает сеть капилляров. Воротная система почек развита только в левой почке. Задние кардиальные вены сливаются с передними и образуют кювьеровы протоки. Подкишечная вена проходит через печень и, распадаясь там на капилляры, об­разует воротную систему печени. Из печени выходит печеночная вена, впадающая, как и кювьеровы протоки, в венозный синус. У рыб в крови имеются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты имеют овальную форму и содержат ядра.

Выделительная система представлена парными лентовидными туло­вищными почками (мезонефрос, первичные почки), расположенными по бокам позвоночника почти вдоль всей полости тела. От каждой почки от­ходят мочеточники, сливающиеся в общий проток и впадающие в моче­вой пузырь, который самостоятельным отверстием мочеиспускательного канала открывается позади анального отверстия во внешнюю среду у костных рыб, а у хрящевых отверстие мочеиспускательного канала открывается в клоакальную полость. Че­рез почки выводятся продукты азотистого обмена - мочевина, раство­ренная в воде. Основным конечным продуктом азотистого обмена являет­ся аммиак. Он обладает высокой токсичностью, и накопление его в крови в больших концентрациях нежелательно, вредно для организма. Благо­даря растворимости аммиака в воде выделение продуктов обмена возмож­но через жабры и кожу.

Половая система. Раздельнополые. Половые железы парные. Оплодо­творение у костных рыб наружное. Развитие прямое. Икра богата желтком, и последую­щее развитие осуществляется во внешней среде. Рыбы являются анамниями, т.е. позвоночными животными, чьи зародыши не имеют специальных зародышевых оболочек, и развитие их протекает в водной среде.

Особенности размножения костных рыб:

1. У большинства рыб осуществляется выметывание (нерест) большого количества икры в воду, где происходит ее оплодотворение и разви­тие зародышей (речной окунь). При этом большое количество икри­нок погибает на ранних стадиях развития от хищников или попадая в неблагоприятные условия. Существуют нерестовые

Общая характеристика рыб

миграции. Проходные рыбы осуществляют миграцию из морей в реки. Лососе­вые - кета, горбуша - проделывают длинный путь из моря в реки, где существует благоприятный кислородный режим для развития икры. Некоторые (речной угорь) плывут на нерест из рек в моря.

2. Выметывание небольшого количества икры, которая благодаря за­боте о потомстве имеет больше шансов на выживание (например, са­мец трехиглой колюшки строит гнезда, самец морского конька вы­нашивает развивающуюся икру в специальной сумке и др.).

3. Яйцеживорождение (гуппи, меченосцы) - из половых путей самки появляются личинки, превращающиеся при переходе к самостоя­тельному питанию в мальков.

У хрящевых рыб оплодотворение внутреннее, яйца развиваются в яйцеводах, количество эмбрионов не велико.

Рыбы, являясь элементом биологического разнообразия, имеют огромное значение в природе как потребители создающегося в воде растительного вещества. Рыбы являются переносчиками вещества и энергии по пищевым цепям. Кроме того, рыбы продуцируют хозяйственно ценные продукты (мясо, жир) и могут быть активно использованы человеком.

Рыбы как биологическая группа возникли в ходе эволюции на Земле в силуре палеозойской эры (435 - 400 млн. л.н.). Уже в девоне они представляли господствующую группу организмов во всех типах водных бассейнов. До настоящего времени сохранились лишь две ветви эволюции рыб: хрящевые и костные рыбы.

Обработка рыбы связана с разделением ее тела на части, имеющие разное производственное назначение, поэтому необходимо знать ее внешнее и внутреннее анатомическое строение.

Большинство видов рыб имеет торпедообразное симметричное тело, основными частями которого являются голова, туловище и хвост.

Голова - часть тела от вершины рыла до конца жаберных крышек. Между жаберными крышками и анальным плавником находится туловище, за анальным плавником - хвостовая часть, включающая хвостовой стебель и хвостовой плавник.

На теле рыбы имеются парные грудные, брюшные) и непарные (спинной, анальный, хвостовой) плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой находится чешуя или костные пластинки. Под кожей расположены мышцы. В брюшной полости находятся внутренние органы - сердце, пищеварительные органы (пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа), почки, у большинства рыб гонады (икра или молоки) и плавательный пузырь. Эти органы свободно подвешены в брюшной полости тела при помощи окружающей их рыхлой соединительной ткани. Внутренние стенки брюшной полости выстланы гладкой покровной тканью, поверх нее у некоторых видов рыб (тресковых и др.) имеется дополнительный слой тонкой черной пленки, которую при разделке рыбы удаляют.

В промысловой практике рыбу принято характеризовать следующими размерными величинами: общей, или абсолютной, длиной (от вершины рыла до конца лучей хвостового плавника) и промысловой длиной (от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника), а также наибольшей высотой и наибольшей толщиной тела.

Форма тела и внешние признаки рыб чрезвычайно разнообразны, что вызвано приспособляемостью их к различным, иногда очень своеобразным, условиям водной среды. Среди рыб есть как хищники, так и «вегетарианцы», предпочитающие мясной пище растительную. Все это влияет на «облик» рыбы. По внешним признакам рыбы можно определить, где и в каких условиях она живет. Одним из таких признаков является форма тела.

По форме тела рыб можно разделить на несколько типов: торпедовидный - голова заострена, тело обтекаемое (акулы, треска, лососи, скумбрия, кефаль и др.); стреловидный - голова сжата с боков, тело вытянуто, непарные плавники отодвинуты назад (сарган, речная щука, панцирная щука); лентовидный - тело сплющено с боков, длинное, в виде ленты (сабля-рыба, сельдяной король); угревидный - тело сильно вытянуто, круглое в поперечнике (угорь, миноги, миксины); уплощенный - тело сжато, уплощено с боков, высокое, глаза несимметричны, чаще на одной стороне (камбала, палтус). Тело некоторых рыб сжато сверху вниз, высота тела незначительна (скаты). Шаровидный или кузовкообразный тип - тело почти шарообразное, хвостовой плавник обычно развит слабо (кузовки, некоторые

пинагоры). Часто рыбу по форме тела невозможно отнести полностью к.какому-либо определенному типу, так как оно представляет собой некую комбинацию различных форм.

На голове и туловище рыб в большинстве случаев имеется боковая линия - канал, который обычно тянется вдоль туловища от головы до хвоста. Здесь находятся чувствующие сосочки, соединенные с головным мозгом, нервами, а с внешней средой - отверстиями, пронизывающими чешую. Боковой линией рыба воспринимает даже самые незначительные колебания, определяет силу и направление течения. Благодаря ей рыбы могут плавать ночью.

С внешней, стороны тело рыб защищено кожей, состоящей из наружного слоя, или эпидермиса (эктодермы), и лежащего под ним кориума, или собственно кожи (кутиса). Под кожей находится подкожная соединительная ткань. На границе между кутисом и подкожной соединительной тканью, а также и в других слоях кожи залегают пигментные клетки, или хроматофоры.

В эпидермисе разбросаны клетки, выделяющие слизь, которая уменьшает трение при движении рыбы. Слизь некоторых рыб, особенно у угрей, ядовита.

Собственно кожа построена из взаимоперекрывающихся пучков соединительной ткани, поэтому обладает большой упругостью и плохой растяжимостью.

Между пучками соединительной ткани располагаются кровеносные сосуды, нервные волокна, слизеотделительные и пигментные. клетки.

Тело большинства промысловых рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные образования, которые служат для его защиты. Костная чешуя бывает циклоидная, ганоидная или ктеноидная; последняя отличается от циклоидной зубчиками на заднем, крае (окунь, судак, ерш). У акул чешуя плакоидная: пластинки из дентина с небольшим шипиком посередине. У осетровых рыб вместо чешуи образуются 1 острые костные выросты - жучки.

Окраска тела рыб непостоянна и зависит от количества пигментных клеток (хроматофоров), их видов и сочетания, от места обитания рыбы и ее физиологического состояния. Биологически хроматофоры выполняют защитную функцию. Под воздействием нервных восприятий пигмент или растекается по всей клетке, или собирается в центре, в результате чего изменяется окраска тела.

В коже и в чешуе рыбы находятся пигменты: меланин, гуанин, эритрин и ксантин.

Меланин - черный, весьма стойкий пигмент - является белковым, труднорастворимым веществом. Гуанин, окрашивающий рыбу в серебристый цвет, относится к пуриновым основаниям. У большинства пелагических рыб он кристаллический, а у глубоководных - аморфный. Другие хроматофоры: красный - эритрин и желтый - ксантин - являются веществами нестойкими, отчего рыба после смерти довольно быстро теряет прижизненную окраску и становится серой.

Форма и размер головы различных рыб не менее разнообразны, чем форма их тела. В технологической и товароведной практике обращают внимание на размер головы, поскольку от этого зависит выход съедобной части. При определении вида рыбы учитывают форму, размер и положение рта, наличие, положение и характер зубов, размер глаз и др.

Рот у рыб различают конечный (обе челюсти имеют одинаковую длину), верхний (верхняя челюсть короче нижней), нижний (находится на нижней стороне головы), полуверхний и полунижний.

Зубы в зависимости от способа питания рыб могут быть расположены на костях челюстей, на сошнике, нёбных костях, языке, губах и глоточных костях. Они бывают мелкими, или волосовидными, увеличенными, или клыковидными, резцовидными и стреловидными.