Традиции и обычаи адыгов материал на тему. Здравствуйте! О, Адыгея, родная моя! Благословенная предков земля

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.



Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа . На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним "черкесы". Сами адыги называют себя "адыгэ". Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался "Хабза"). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: "Разве ты не адыгеец?".

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, - дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное - желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи - шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. "Переговоры" заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Мария Андреева

АДЫГИ. ФОРМИРОВАНИ Е НАРОДНОСТИ Работу выполнил учитель истории МБОУ СОШ №10 ст. Новосвободной Мартынов Алексей Георгиевич

Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра- меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию.

БОЛЕЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД В АНАТОЛИИ ХАТТЫ, ГОВОРИВШИЕ НА ЯЗЫКЕ, РОДСТВЕННОМ АДЫГО- АБХАЗСКИМ, СОЗДАЛИ САМУЮ ПЕРЕДОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МАЛОЙ АЗИИ. БУДУЧИ ПОДЧИНЕНЫ ПРИШЕЛЬЦАМИ-ХЕТТАМИ, ОНИ СЫГРАЛИ, ВИДИМО, РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХЕТТСКОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ РАЗРОСЛОСЬ ДО ГРАНИЦ ЕГИПТА.

 Xъатитэуи тятэжъхэр Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу Тхыдэжъмэ къаIуатэ. Хетты - наши деды Из древнейших племен (являющимися) Былины рассказывают. Хьатитмэ япщыгъошхо, Хышхо кIыбым щынаIоу, ЦIэрыIоу зеубгъу. Царство хеттов огромное, За большим морем известное, Славясь, расширяется. Ягъупапкъи Мысырым Хьэтит нагъэсы. Рамсэсэуи япачъыхьам Ар ымыдэу зао къешIы.  Свою границу до Египта Хетты доводят. Рамзес - король Египта, Недовольный этим войну начинает. Хьэтитмэ яшIэныгъэ Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ. Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри, Хьэтитмэ яр къакIуи, ЗэлIу тхыльи зэдаш Благъэ тIури зэрэщIыгъ. Хеты свои знания Во все стороны продвигают Король Египта, Фараон Рамзес, К хеттам прибывает. Соглашение (договор) заключают вместе, Обе стороны породнились. ПОРАЖАЕТ УПОМИНАНИЕ В ЭТОЙ АДЫГСКОЙ ПЕСНЕ ФАРАОНА РАМСЕСА (РАМЗЕСА) II, ЖИВШЕГО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В 1317-1251 ГГ. ДО Н.Э. СКОЛЬ ЖИВУЧА СИЛА ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!.

 Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике "Сокровенное сказание" в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает "отрезающий путь". Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что "слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез". Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним "керкет", на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ- Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное "черкес", "сиркэсс", "шэрджэс". ХЕТТСКИЙ САРКИСАТИ ("ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ") ТУТХАЛИЯС IV (КАРАБЕЛ БЛИЗ ИЗМИРА, ТУРЦИЯ). ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА ЧЕРКЕС.

 Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров: - на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III; ТУТХАЛИЯС IV СЫН ХАТТУСИЛИСА III. ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1244-1220, ИЛИ 1250-1220, ИЛИ 1260-1230.

 - на западе Анатолии  - на севере каски (кас-кас, именно по завоевана Ассува (Азия) и, имени этого народа, по одной из версий, на протяжении всего его назван Кавказ), остававшиеся царствования, федератами Хатти, со времен царствования Муваталлиса - великого продолжается война с соперника великого египетского царством Арцава, а также с фараона Рамзеса II в великой битве при царством Аххиява - Кадеше (1290-75 гг до нэ - точнее последняя известна как сказать сложно) и его брата и Троянская война за вассала соправителя - могущественного вице- короля севера империи вышупомянутого Хатти - Вилуссу/Тарупсу Хаттусилиса - в будущем, совершившего (Илион/Трою), в "Одиссее" переворот и занявшего трон, свергнув Гомера упоминается герой царственного брата; каски особенно кетейцев (хеттов) Эврипил интересны нам тем, что это хатто-абхазо- сын Телефа ("Телепинус" по- адыгский народ - последние хатты (протохетты) Анатолии хеттски) и сестры Приама неассимилированные индоевропейскими Астиохи, убитый хеттами (неситами); Неоптолемом; - НА ВОСТОКЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА С АССИРИЕЙ.

 В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины). Его эпоха это время расцвета хеттского искусства. ТУТХАЛИЯС ПРИНЯЛ ТИТУЛ САР КИСАТИ, Т.Е. "ЦАРЬ ВСЕГО", "ЦАРЬ ОБИТАЕМОГО МИРА", "ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ". ЭТОТ ТИТУЛ - КАЛЬКА С АССИРИЙСКОГО ТИТУЛА, КОТОРЫМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЦАРЬ АССИРИИ АДАД-НИРАРИ I (1290-1265 ГГ).

 Значение флага, в частности 12 звезд и 3 перекрещенных стрел, желто-зеленое сочетание его цветов трактуется по-разному. 12 звезд - это 12 основных черкесских субэтносов или 12 административных округов Черкессии, 3 перекрещенные стрелы - это 3 главных княжеских рода или символ единства и миролюбивых намерений, поскольку 3 стрелы в колчане черкесского воина свидетельствовали именно о них. Впрочем, важнее не то значение, которое вкладывалось создателями флага изначально, а его дальнейшая судьба, роль в истории черкесского народа. Мы знаем не так много об истории создания черкесского флага. По одной из версии его сшила своими руками турецкая султанша-черкешенка по эскизу шотландского дипломата и писателя Дэвида Уркварта в 30-е годы XIX века, когда черкесский народ боролся за свое выживание, за свою землю, за свою свободу. ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ - ОТКУДА ОН?

 Изначально был хеттский штандарт. Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне. АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. НО ДАВАЙТЕ ОКУНЕМСЯ В ПУЧУ ИСТОРИЧЕСКИХ И

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.