Жирондисты. Политические идеи эпохи Великой французской революции (конституционалисты, жирондисты, якобинцы, бабувисты) Якобинцы и жирондисты кратко

6. Сравнительная характеристика трёх революций. Двоевластие (Жиронда). "Якобинцы и жирондисты"
(из письма автора блога - политзаключённому Илье Романову)

Предыдущие серии:




Владимир Табурин (1870-1954). Открытка из серии "Дети-политики". 1917

Как уже было сказано, суть исторического элемента "Двоевластие" (или "Жиронда", или "Керенщина") заключается в борьбе двух центров власти - революционного и антиреволюционного. Иначе говоря, "якобинцев" и "жирондистов". Поставим вначале вопрос: а можно ли применять понятия "якобинцы" и "жирондисты" в широком смысле - не только к Французской революции, но и к любой революции вообще?
Прежде всего, надо заметить, что довольно часто "якобинцы" и "жирондисты" возникают гораздо раньше начала революции. В России, например, РСДРП пережила раскол на меньшевиков и большевиков ещё в 1903 году. При этом меньшевики с самого начала адресовали большевикам упрёк в "якобинстве". На это В. И. Ульянов-Ленин отвечал так: "Они (меньшинство) обвиняют нас в якобинстве, бланкизме и прочих страшных вещах. Идиоты, жирондисты, они не могут даже понять, что таким обвинением делают нам комплименты". Будущий меньшевик Николай Вольский (Валентинов) позднее вспоминал свой разговор с Лениным:
"- Мне кажется, - заметил я, - нужно всё-таки установить, что понимать под якобинством.
- Не давайте себе этот труд! Лишне. Это давным-давно, с конца XVIII столетия, уже установлено самой историей. Что такое якобинизм, всем революционным социал-демократам давно известно. Возьмите историю французской революции, увидите, что такое якобинизм. Это борьба за цель, не боящаяся никаких решительных плебейских мер, борьба не в белых перчатках, борьба без нежностей, не боящаяся прибегать к гильотине. [...] Без якобинской чистки нельзя произвести хорошую буржуазную революцию, а тем более социалистическую. Она требует диктатуры, а диктатура пролетариата у лиц, её осуществляющих, требует присутствия психологии якобинства. Тут всё связано".
Ленин утверждал: "Отношение именно к якобинству разделяет мировое социалистическое движение на два лагеря - революционный и реформистский... Революционный социал-демократ - нужно это раз навсегда усвоить - должен быть и не может не быть якобинцем". "Якобинец, связанный с широкими массами рабочего класса - это и есть современный (революционный) социал-демократ".
Таким образом, понятия "якобинцы" и "жирондисты" использовали сами участники революции 1917 года, применяя их к себе и оппонентам. Что разделяет якобинцев и жирондистов в процессе революции, можно понять: жирондизм - это попытка найти примирение между двумя борющимися классами - отжившим, уходящим, и идущим ему на смену. В эпоху революции это нечто вроде сидения на двух стульях, или, скорее, стояния на двух лошадях, которые мчатся во весь опор - причём в противоположных направлениях. Якобинство - напротив, последовательная, "без нежностей", борьба с отжившим классом, борьба до полной победы.

Но что нередко заставляет людей делиться на якобинцев и жирондистов ещё задолго ДО начала революции?
Владимир Ильич заметил довольно точно: "психология якобинства" . Он разъяснял: "Разницу эту можно понять на таком простом примере: меньшевик, желая получить яблоко, стоя под яблоней, будет ждать, пока яблоко само к нему свалится. Большевик же подойдёт и сорвет яблоко". "Быть марксистом не значит выучить наизусть формулы марксизма. Выучить их может и попугай. Марксизм без соответствующих ему дел - нуль. Это только слова, слова и слова. А чтобы были дела, действия, нужна соответствующая психология. У меньшинства слова внешне марксистские, а психология хлюпких интеллигентов, индивидуалистов, восстающих... против всего, в чем они могут увидеть обуздание их психики". Поэтому, скажем, своего учителя Георгия Плеханова, хотя тот почти сразу ушёл из рядов большевиков на сторону меньшевиков, а после начала мировой войны и вовсе подался в оборонцы, Ленин упрямо считал якобинцем, хоть и заблуждающимся: "Бедный Плеханов, - говорил он. - В этой жирондистской компании он в качестве военнопленного". Лев Каменев писал: "В Плеханове живет подлинный якобинец", - не раз говаривал Владимир Ильич, а это было в его устах высшей похвалой".
Большевик Николай Семашко развивал эти мысли о психологии меньшевизма-жирондизма и большевизма-якобинства так: "Некоторые меньшевики говорили как-то мне, что меньшевики и большевики различаются, между прочим, по темпераменту. По-моему, это - глубокое психологическое наблюдение. Рефлексия (в худшем случае - трусость) лежит в основе меньшевика, как психологического типа. Боевой темперамент - основа психологии большевика. Я не могу себе представить большевика с меньшевистским темпераментом". "При достаточной опытности, - замечал Троцкий, - глаз даже по внешности различал большевика от меньшевика, с небольшим процентом ошибок".
Для примера всмотримся в портреты вождей жирондистов. Это Керенский (глава Временного правительства, конечно, был эсером, а не меньшевиком, но упомянутая разграничительная черта - якобинцы/жирондисты проходила не только между социал-демократов, но и среди других революционных партий):

(Кстати, второй портрет Керенского, фотографический, имелся в советском школьном учебнике истории начала 80-х годов, хотя изображения практически всех остальных буржуазных деятелей там давались в форме карикатур. Но уж больно красноречиво эта фотография показывала внутренний мир главы Временного правительства и раздирающие его противоречия).
А это вождь французских жирондистов Жак-Пьер Бриссо (напомню, что его партию часто называли "бриссотинцами", а название "жирондисты" закрепилось за ней в основном уже в исторических трудах):

Не правда ли, эти портреты как будто наглядно иллюстрируют положение, высказанное Семашко: "Рефлексия лежит в основе меньшевика, как психологического типа"?
Мне уже приходилось Вам об этом писать, несколько лет назад, и Вы тогда мне заметили в ответ: "Темперамент личности во многом формируется идеями, которые эта личность восприняла. К примеру, первые христиане. Основная их масса была из забитых и смиренных рабов. Но их преображали воспринятые идеи. А учение Иисуса из Назарета (в отличие от так называемого "христианства") было, несомненно, революционной идеологией. И те же рабы, будучи поставленными перед выбором: отречься (оппортунизм) или быть растерзанными львом на арене - выбирали второе. Интересно, что с коммунизмом произошло совершенно то же самое, что и с "христианством" - только в более короткие исторические сроки."
Каждая великая революция - в том числе английская, французская, русская... - формировала свой образ идеального революционера, "якобинца", человека цельного, полностью подчинившего себя поставленным задачам. В Английской революции это был образ "круглоголового", "пуританина":

Джон Петти (1839-1893). "Пуританин, или Портрет круглоголового"

Во Французской, разумеется, - образ санкюлота:


Изображения санкюлотов времён Французской революции

В русской революции это был образ "нового" и "особенного человека", "Рахметова", первоначально созданный литературным воображением Чернышевского в романе "Что делать?", затем нашедший политическое выражение в одноимённой брошюре В. И. Ульянова и в его практике.
Разумеется, здесь не упомянуты многие из характерных и необходимых черт "якобинцев", но к этой теме ещё придётся не раз вернуться. По крайней мере, из сказанного должно быть понятно, хотя бы в самых общих чертах, кто такие "жирондисты" и "якобинцы", чем они отличаются и почему занимают строго определённые, отведённые им историей места в эпоху исторического элемента "Жиронда" ("Двоевластие").
Продолжу в следующем письме.

P. S. Напомню, как на данный момент выглядит таблица исторических элементов (вернее, её левая часть, полностью см

Стр. 257. Постановка проблемы урока

В источнике найди фразы, в которых один из лидеров якобинцев заявляет о своей приверженности основным идеям революции. Сравни призывы Марата, содержащиеся в конце этой статьи, с «Декларацией прав человека и гражданина» (с. 253). Какое наблюдается противоречие? Сформулируй проблемный вопрос об отношении якобинцев к основным идеям революции (авторский вариант - с. 304).

Якобинцы – сторонники идеи революции.

Призывы Марата не соответствуют «Декларации прав человека и гражданина», так как статьи Декларации провозглашали священными и неприкосновенными правами человека свободу личности, свободу слова, свободу совести и право на частную собственность.

Якобинцы – сторонники или противники идей революции?

Стр. 257 Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения, капиталистические и феодальные порядки.

Аграрное общество – первый вид созданной людьми цивилизации его признаки:

Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее число людей живёт в сёлах, ведёт натуральное хозяйство.

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения.

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать.

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков. В обществе мало грамотных людей.

Признаки разрушения аграрного общества –

1. Появление и рост машинной промышленности. Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным.

2. Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

3. Снижения влияния землевладельческой знати, появление в результате революций или реформ демократических выборов и парламентов.

4. Снижение влияния на культуру религии и церкви. Распространение грамотности и образования.

Капиталистические отношения – общественно – хозяйственные связи между людьми, предполагающие конкуренцию на рынке между частными собственниками капиталов (основных богатств) и отношения вольного найма между капиталистами и рабочими.

Феодальные отношения – общественно – хозяйственные связи между людьми, предполагающие вассальные (служебные) отношения между условными собственниками земли (феодов) и право феодалов на оброки и барщину с зависимых крестьян.

Объясни значение понятий: государство, революция, политическая партия.

Государство - организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определённой территории (в границах государства). В каждом государстве существует аппарат управления, то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); служба защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ, независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.

Революция – коренной насильственный переворот во всех сферах жизни общества (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

Политическая партия - объединенная группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти.

Стр. 257 Решение проблемы

Сравни (укажи общее и различное) конституционалистов, жирондистов и якобинцев. Какими личными качествами, на твой взгляд, отличался Максимилиан Робеспьер, судя по его поступкам? Сделай вывод по проблеме.

Конституционалисты считали, что революция уже всего добилась и теперь нужно защищать Конституцию 1791 года.

Жирондисты считали, что революция еще должна уничтожить монархию и установить во Франции республику, дать избирательные права большему числу граждан.

Якобинцы считали, что революция еще не сделала самого главного. Средние и мелкие буржуа не могли стать депутатами или мэрами. Крестьяне так и не получили прав на землю.

Максимилиан Робеспьер. В отличие от своих предков он не искал выгодные денежные дела, а бросался защищать крестьян в земельном споре с епископом, бедного ремесленника - против городских властей, ученого-физика, которому запрещали ставить у дома громоотвод. Защищал идею народовластия.

Качества: прямой, непреклонный, верит в то, что говорит.

Стр. 259

Какие действия короля, депутатов, граждан на втором этапе революции нарушали «Декларацию прав человека и гражданина»? Чем вы можете это объяснить с позиции каждого нарушителя Декларации? Сделайте вывод по проблеме.

Стр. 263

Какие действия депутатов Конвента, граждан республики, роялистов на третьем этапе революции нарушали «Декларацию прав человека и гражданина»? Чем вы можете это объяснить с позиции каждого нарушителя Декларации? Сделайте вывод по проблеме.

Стр. 266

Какие действия депутатов Конвента, граждан республики, роялистов на четвёртом этапе революции нарушали «Декларацию прав человека и гражданина»? Чем вы можете это объяснить с позиции каждого нарушителя Декларации? Сделайте вывод по проблеме.

Стр. 267

Сравни со схемой на с. 255: данное государственное устройство более демократично или нет?

Для осуществления диктатуры якобинцы создали революционное правительство. Летом 1793 г. верховным органом республики был Конвент, который осуществлял в полном объеме законодательную, исполнительную и судебную власть. Комиссары Конвента в департаментах и армии имели неограниченные полномочия. Им поручалось проведение «чисток» местных органов, «восстановление революционного порядка, смещение и назначение армейских командиров». Фактически якобинцы установили политическую диктатуру.

Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 21 года, независимо от имущественного положения.

Функции революционного правительства исполнял Комитет общественного спасения. В его ведении были военные, дипломатические дела, продовольственное снабжение, ему были подчинены другие местные органы власти, а сам Комитет отчитывался перед Конвентом.

Стр. 269 Применение знаний

Представь, что ты русский дворянин-путешественник, оказавшийся во Франции во время революции. Кого и как ты поддержал бы в 1792-1793 годах? Постарайся узнать, кто реально оказался в этой ситуации и насколько их выбор совпал с твоим.

Я поддержал бы якобинцев, так как они пытались удовлетворить требования основных классовых групп.

Первая республика во Франции. Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны" буржуазию и Людовика XVI c дворянством.

Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем преобладали так называемые фейяны - представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты (лидеры - Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы (лидеры - Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в Законодательном собрании, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа - в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание, где жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный К онвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что “личность и собственность находятся под охраной французского народа”.

Состав Конвента отражал новую сложную расстановку политических сил, определившую развитие французской государственности на втором этапе революции. Руководящие позиции в нем заняли жирондисты (Бриссо и др.). Они не имели большинства мест в Конвенте, но их поддерживало “болото” - значительная часть депутатов, которые составляли своеобразный политический центр. Благодаря поддержке “болота” вожди жирондистов смогли взять в свои руки правительственную власть, которая осуществлялась ими через Исполнительный комитет Конвента. Жирондисты стремились сдержать нарастающее бунтарство народных масс. Не случайно к зиме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба. Здесь укрепилось влияние монтаньяров, “истинных” якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся широкой поддержкой низов Парижа.

Под напором якобинцев, за которыми шли революционно настроенные низы Парижа, жирондисты провели ряд радикальных мер. В конце сентября был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, берущего свое начало с установления Французской республики. В связи с опасностью иностранной интервенции и монархических мятежей, угрожавших самому существованию республики, жирондистский Конвент декретировал учреждение комитета общественной безопасности (2 октября 1792 г.), чрезвычайного уголовного трибунала в Париже (10 марта 1793 г.), комитета общественного спасения (6 апреля 1793 г.).

Еще до созыва Конвента 25 августа 1792 г. жирондистское правительство провело через Законодательное собрание новый аграрный закон “Об уничтожении остатков феодального режима”, отменивший выкуп крестьянами феодальных повинностей. Был принят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передаче их путем бессрочной аренды или продажи крестьянам. Однако большая часть этих земель оказалась не у крестьян, а у представителей состоятельных кругов.

В декабре 1792 г. Конвент под влиянием политических эмоций, накопившейся ненависти к монархическому режиму вынес смертный приговор королю Людовику XVI. В мае 1793 г. по требованию якобинцев он декретировал установление максимума (твердые цены) на зерно. 18 марта 1793 г. Конвент под давлением жирондистов, напуганных волнениями среди бедноты, принял закон, установивший смертную казнь для лиц, предлагающих аграрный закон, т. е. требующих уравнительного передела земли, а также для лиц, пропагандирующих какой-либо другой закон, “ниспровергающий земельную, торговую или промышленную собственность”.

Остановить рост революционных настроений в Париже, взять их под контроль жирондистскому правительству не удалось. Его авторитет и влияние на народные массы к весне 1793 г. быстро падали. Положение жирондистов значительно ухудшилось в связи с нарастающими экономическими трудностями. Политические позиции жирондистов значительно пошатнулись после неудавшегося суда над Маратом и последующим его убийством, а также в связи с усилившимся конфликтом между их лидерами и Парижской коммуной, ставшей оплотом якобинцев.

Еще II октября 1792 г. была создана конституционная комиссия Конвента, которая в своей работе проявила нерешительность и медлительность. Составленный одним из вождей жирондистов, известным математиком Кондорсе, конституционный проект был слишком громоздким (насчитывал 400 статей), доктринерским и догматичным, далеким от реальной жизни.

Конституционный проект жирондистов дебатировался в Конвенте вплоть до 2 июня 1793 г., т. е. до падения их власти, но он так и не был утвержден.

В результате непоследовательной и центристской политики жирондистского Конвента, тогдашние вожди которого к весне 1793 г. все более теряли революционную инициативу, республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, извне грозило новое наступление армий феодально-монархической коалиции.

Якобинская диктатура. Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.

За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.

На якобинском этапе революции участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Благодаря этому во Франции в это время были выкорчеваны остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и реставрации монархии. Революционно-демократический режим, сложившийся при якобинцах, обеспечил окончательную победу во Франции нового общественного и государственного строя.

Историческая особенность данного периода в истории французской революции и государства состояла также и в том, что якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками и не останавливались перед использованием насильственных методов расправы со сторонниками “старого режима”, а заодно и со своими “врагами”.

Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793 г. “Об окончательном упразднении феодальных прав”, где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, “отменяются без всякого вознаграждения”. Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент Декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, что “ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства”.

В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.

Принятые в конце февраля - начале марта 1794 г. декреты Конвента предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции. Однако вантозские декреты, с энтузиазмом встреченные плебейскими низами города и деревни, не были проведены в жизнь из-за противодействия со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства не должна осуществляться столь радикальными мерами. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях и т. д.

Декларация и Конституция 1793 г. Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция 1 года республики). Эти документы, составленные с использованием конституционных проектов жирондистов, испытали на себе сильное влияние взглядов Ж. Ж. Руссо. Так, целью общества объявлялось “общее счастье”. Основной задачей правительства (государства) являлось обеспечение пользования человеком “его естественными и неотъемлемыми правами”. К числу этих прав были отнесены равенство, свобода, безопасность, собственность.

Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла право собственности в традиционно широком и индивидуалистическом плане как возможность “пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла”. Но в подходах к решению других вопросов, в частности относящихся к сфере личных и имущественных прав граждан, якобинцы сделали значительный шаг вперед по сравнению с предшествующими конституционными документами.

Каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека.

В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей.

Таким образом, в отличие от Декларации 1789 г., где говорилось о национальном суверенитете, якобинцы в своих конституционных документах проводили идею народного суверенитета, восходящую к Ж. Ж. Руссо.

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое и, казалось бы, демократическое по тем временам устройство государства.

Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы.

Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. На Исполнительный совет было возложено “руководство общим управлением и наблюдением за ним” (ст. 65). Совет нес ответственность перед Национальным собранием “в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях” (ст. 72).

Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу. Будучи убежденными, фанатичными и бескомпромиссными революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путем установления режима революционной диктатуры.

В день победы при Вальме в столице Франции начали проходить мероприятия Национального Конвента, который был избран на принципах всеобщего избирательного права. Данный государственный орган состоял из 750 избранников, 165 из которых были жирондистами, примерно 100 из них - якобинцами. Французская столица выбрала своих "слуг народа" из якобинцев, включая Дантона, Робеспьера и Марата. Другая часть народных избранников не имели членства в какой-либо партии, за что их нарекли «равниной» или «болотом».

Начальными документами, утвержденными Конвентом, стали декреты об упразднении монархии и установлении во Франции республики, которые несказанно обрадовали французов.

С самого начала деятельности Конвента, происходили острые баталии между якобинцами и жирондистами. Несмотря на то, что вторые проигнорировали августовские восстания, в которых победил народ, они получили статус главенствующей партии. Жирондисты контролировали деятельность Временного исполнительного совет, они также занимали основные посты и в Конвенте.

Жирондисты представляли интересы крупной буржуазии, которая в то время могла диктовать свои экономические и политические идеи государству. Жирондисты опасались народных волнений, желали свернуть революционное движение любыми способами.

Якобинцы видели будущее в поддержке мелкой буржуазии, которая в симбиозе с городскими и сельскими "выходцами из народа" смогла бы развивать революционное движение. Мощь якобинцев была в том, что они не "игнорировали" народ, а всячески старались найти в нем поддержку и выступали в качестве координатора революционного движения.

Как подчеркивал Ленин, во время Французской революции конца 18-го столетия "из представителей мелкой буржуазии могли родиться отличные революционеры".

Жиронда стремилась не допустить развития революции, в то время как Гора всячески ее поддерживала. В этом и заключался их идейный конфликт.

Близится лето, а с ним пора отпусков и заграничных поездок. Об авиабилетах на чартерные и обычные рейсы стоит задуматься уже сейчас, ведь их стоимость в этом случае будет ниже. Авиабилеты в Турцию , Анталию, Египет, другие популярные для отдыха страны удобно подбирать и бронировать на сайте Клик Авиа. С выбором удобного времени для поездки вам также может помочь ваш туроператор.