Значение и рациональное использование болот Составитель Большаков С. В

«Тест по гидросфере» - Самое глубокое озеро на земле? Скопление пресного льда на суше. Ниагарский. Сарезское озеро. Анхель. Ледниковое отложение. Байкал. Что такое залив? Закономерная смена природных зон в горах. Гидросфера. Что такое ледник? Озеро Виктория. Скопление воды в природном углублении, на суше. Виктория. Черное.

«Гидросфера 6 класс» - Состав гидросферы. Гидросфера. Существуют малый и большой круговороты воды. Мировой круговорот воды. Что такое гидросфера? Наличие воды – космическая особенность нашей планеты. Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека. Вода в гидросфере в трех состояниях. География, 6 класс.

«Лёд в океане» - Вода в Бенгальском заливе теплее, чем в Бискайском. Воды Мирового океане имеют исключительно космическое происхождение. Тропические. Торосы. Однолетний Многолетний ЛЕД Неподвижный Дрейфующий (паковый) (айсберги). Верны ли следующие утверждения? Дрейфующий лед. В местах впадения крупных рек в океан соленость уменьшается.

«Гидросфера Земли» - Среди рек есть очень полноводные. Назовите самый мелкий океан? Второе место по объему воды занимают ледники. Объем гидросферы громаден. Какое озеро считается самым соленым? Как называется самое глубокое озеро мира? Бывают озера глубже многих морей. Гидросфера. Часто под гидросферой подразумевают только океаны и моря.

«География 6 класс гидросфера» - Линии, которые соединяют места с одинаковыми глубинами. М. Ю. Лермонтов. Во сколько раз меньше, чем из 1т. воды Красного моря? Расположите в правильной последовательности слои: водопроницаемый, водоупорный, почва, водопроницаемый, водоупорный. В) Определите по карте какое море глубже Балтийское или Чёрное?

«Мировые водные ресурсы» - Пути решения проблемы водообеспеченности. Методы борьбы с загрязнением водных ресурсов. Нехватки пресной воды. Обеспеченность Земли водными ресурсами. Карта обеспеченности водой стран мира. Мировые водные ресурсы. Основные источники загрязнения. Страны. Мировой океан. Понятие. Воды атмосферы. Опреснение морских вод.

Болото – это вид местности с избыточным увлажнением, низкой плодородностью почвы, повышенной кислотностью и выходом на поверхность стоячих или проточных вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.

Болота возникают двумя основными путями: Заболачивание почвы: Может происходить по вине человека (возведение дамб и плотин для водохранилищ). Может вызывать деятельность бобров. Зарастание водоемов.

Условия образования болот: Избыточная влажность Особенности рельефа (наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды)

Животные болот: Жабы, лягушки. Клещи, комары и прочие насекомые. Лоси, еноты, выдры, ондатры. Птицы (журавли, цапли, утки и др.)

Роль болот: Болота как и леса можно назвать «легкими планеты» . Болота – естественные фильтры воды. На болотах растут ценные растения (голубика, морошка, клюква). В болотах образуются залежи торфа. Торф используется в медицине, как топливо и удобрение. Торфяные болота служат источником находок в археологии – в них находят хорошо сохранившиеся предметы.


Презентацию выполнила:

Ученица 3 «В» класса

Средней школы № 8

Рыбакова Валерия


  • Что такое болото?
  • Причины образования болот

Что такое болото?

Болото (также топь, трясина) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности

Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. Этот корень встречается во всех древних и современных балто-славянских языках. Неслучайно прародиной славян считается болотистая местность между белорусским Полесьем и Балтийским морем


Причины образования болот

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа - наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока - все эти условия приводят к образованию торфа.



Низинные

Тип болот с богатым водно-минеральным питанием, в основном за счёт грунтовых вод. Расположены в поймах рек, по берегам озёр, в местах выхода ключей, в низких местах. Характерная растительность - ольха, берёза, осока, тростник, рогоз, зелёные мхи.


переходные

По характеру растительности и умеренному минеральному питанию находятся между низинными и верховыми болотами. Из деревьев обычны берёза, сосна, лиственница. Травы те же, что и на низинных болотах, но не так обильны; характерны кустарнички.


Верховые

Расположены обычно на плоских водоразделах, питаются только за счёт атмосферных осадков, где очень мало минеральных веществ, вода в них резко кислая, растительность - господствуют сфагновые мхи, много кустарничков.



Брусника


Клюква

произрастает на верховых и переходных болотах


Морошка

произрастает на торфяных болотах


Росянка

Из-за недостатка минеральных веществ в почве занимается пассивной ловлей насекомых.


Осока

растет на болотистых местах и вдоль водоемов


  • Болота играют важную роль в образовании рек.
  • Болота препятствуют развитию парникового эффекта.
  • Болота являются естественными фильтрами воды и санитарами.
  • На болотах произрастают ценные растения.
  • Торф используют в медицине, как топливо, удобрение, корм для животных.
  • Для древних людей болотная руда была источником для изготовления железных изделий.

Урок-игра «Тайны Блудова Болота» По сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Учитель:Васева О.Ю. Цели:

  • Обучающая:
  • -формирование у школьников различных приемов мыслительной деятельности при чтении художественной литературы;
  • Воспитательные:
  • -привитие интереса к предмету;
  • -формирование уверенности в своих силах;
  • -сформировать потребность в чтении через привитие любви к природе, к животным;
  • Развивающие:
  • -развивать умение вычленять главное;
  • -развивать способность анализировать и обобщать полученные данные; развивать познавательный интерес к предмету;
  • -расширять кругозор.
Сборы в дорогу
  • Составьте список вещей, которые взяли с собой Митраша и Настя.
Звонкая Борина
  • . Найдите в описании утра известные вам тропы, которые помогают автору создать этот прекрасный пейзаж (за каждый троп команда получает один балл). Тексты на карточках.
Ссора у лежачего камня
  • Выполнить задание-
  • разыграть спор между Настей и Митрашей
Елочки-старушки
  • «На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие маленькие корявые и заплесневелые елочки…. Чем старше старушка на болоте, тем кажется она чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть; третья присела зачем-то; четвертая стоя вяжет чулок. И так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа».
Лесные ягоды
  • 1. «Стебелечек тоненький тянется вверх. по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком…. черные ягодки с пушком.»
  • 2. « Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные,не желтеют даже под снегом,и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито».
  • 3. « Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе.»
  • 4. « Ягода… прячется в болотной коке и почти невидима сверху…. Наклонишься взять одну, попробовать -и тянешь вместе с одной ягодкой зеленую ниточку со многими…Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод».
Слепая елань
  • Мы с вами приблизились к очень опасному месту. Перед нами Слепая елань. Вопрос для ответа вы выберете «вслепую»- сами вытягиваете себе карточку с вопросом.
Палестинка
  • 1. Что делал ось среди палестинки? Зачитать фрагмент.
  • 2. Почему вокруг черного пня собралось столько живых существ: ящерицы, бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной? Зачитать.
  • 3. На поляне появилась собака, но Настя не могла вспомнить ее точную кличку. Как она ее позвала?
Травка
  • 1. От какого слова образовалась первоначальная кличка собаки?
  • 2. Как выглядела Травка? Зачитать фрагмент.
  • 3. « И вдруг… Ни гром, ни молния…-ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте…» Что произошло?
Путь домой
  • 1. В какое время года происходили эти события?
  • 2.Сколько лет было Митраше в 1945 году?
  • 3.Кто рассказывает нам эту историю?
  • 4. А какие богатства болота привлекли сюда геологов?
Итог урока
  • -А какие еще богатства таит в себе Блудово Болото?
  • -Какой ценный урок преподнесло Блудово Болото Насте и Митраше? А вам?
  • -Каким людям Блудово Болото открывает свои тайны?
Домашнее задание
  • Выбери для письменной работы одну из тем:
  • -В чем был прав и в чем ошибался Митраша?
  • -Не зная броду не суйся в воду?
  • -Чем похожи и чем отличаются друг от друга по характеру и отношению к жизни Настя и Митраша?
Спасибо за внимание!