Какова роль сознания в формировании навыка. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания

Сознание - это состояние психической жизни индивида. Оно выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях. Сознание противопоставляется неосознаному в разных его вариантах.

Сознание - одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце ХІХ ст. английский биолог Т. Гексли выразил даже мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Но философы пытались анализировать ее природу и сформулировали несколько концепций сознания.

Наиболее распространена концепция отождествления сознания со знанием: все, что мы знаем, - это сознание, и все, что мы осознаем, - знание. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, который допускает возможность последующего его изучения. Осознания субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Вместе с тем современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом неосознаваемого знания. Это, например, индивидуальное неявное знание. Таким образом, знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

Есть и другие концепции сознания, например, распространена феноменологическая концепция: главное в сознании не знание, а его направленность, интенциональность: я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его с помощью моей интенции, он становится объектом моего сознания.

Сознание - идеально. Идеальное - это способность сознания, разума воспроизводить реальность в ощущениях, мыслях, языке и деятельности человека.

В логическом плане идеальное - это особый род объектов, которые идеализируются, обладают собственным бытием и особыми правилами операций с ними (это числа, фигуры, абстрактные объекты наук).

Есть и социальный план идеального - это совокупность общезначимых культурных норм, правил религии, морали, искусства, науки. Эти нормы регулируют человеческие взаимоотношения.

В индивидуально личном плане идеальное - это внутренний мир человека, он представлен в виде его потребностей, целей, желаний, эмоций, мыслей, духовных и душевных ориентаций. Эти силы идеального служат побуждениями человеческой активности в мире.

Идеальное всегда связано с определенными материальными структурами языка, мозга, орудиями труда, но не совпадает с ними, поскольку задачи идеального выражать, представлять формы других тел, которые находятся вне его материальной досягаемости. Такое свойство, опосредованность идеального - весьма существенно, хоть и парадоксально: идеальное - это способность выражать, представлять природу других объектов, оставаясь при этом самим собой.

Отражение - основная характеристика сознания и познания с точки зрения философии диалектического материализма. Сознание и познание понимаются в рамках этой концепции как отражение, воссоздания характеристик предметов, которые существуют объективно, - реально, независимо от сознания субъекта.

Понимание познания как отражения было сформулировано Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В советской философии идеи Ленина относительно познания как отражения, а также об отражении как свойстве всей материи догматизировались и получили название «ленинской теории отображения». Последняя толковала отражение как единственное возможное понимание познания и сознания. В действительности высказывания Ленина об отражении не составляют единственной и последовательной концепции и допускают разную интерпретацию.

Ленин подчеркивал непосредственную данность сознанию познаваемого предмета (материя, например, определяется как объективная реальность, «данная нам в ощущении»). Но такой подход несовместим с признанием существования посредников в процессе получения знания - следов, образов, копий. Между тем, по Ленину, субъект получает знание о реальных предметах только с помощью образов как каких-то самостоятельных образований.

У Ленина есть также другая интерпретация понятия отражения - как соответствие идеального предмета реальному оригиналу. Ленин много раз уподобляет образ отпечатку, картине, копии предмета. Такая интерпретация получила широкое распространение. Отражение толковалось как изоморфное или гомоморфное соответствие образа предмету. Такое понимание широко использовалось в идеях теории информации, кибернетики, семиотики, теории моделирования и других когнитивных дисциплин.

Вместе с тем теория отражения сталкивается с трудностями, которые имеют реальное значение при разработке проблем сознания и познания.

Сознание в своих развитых формах является социально-культурным продуктом. Если сравнить уровень интеллекта младенцев, которые воспитываются в семье и в Доме младенца, то разница между ними разительна. Более развитые - дети в семьях. Человек - открытая система потребностей и удовлетворяет их специфически человеческим способом бытия в культуре. Человек сам создает условия своего существования. В этом процессе важную роль играют труд и общение, появление языка. Недаром М. Хайдегер назвал язык домом бытия. Человек выражает себя в языке, его понимают через язык, выслушивание.

Люди начинают выделять себя из природы, когда начали изготовлять орудия труда. Труд - это процесс обмена веществ между человеком и природой, это органическая основа человеческой кооперации и партнерства. Человек своей деятельностью обусловливает и контролирует этот обмен веществ.

Но не только труд, трудовая деятельность лежат в основе формирования сознания. Любая творческая деятельность (научная, поэтическая, художественная, религиозная и т.д.) являются важным фактором развития сознания.

Основной чертой, которая отличает практику человека от деятельности животного есть то, что человек покоряет мир, подчиняет его себе в зависимости от собственных потребностей. Таким образом, человек способен овладеть бесконечным количеством форм деятельности. Животное от природы запрограммировано на один единственный от деятельности и никогда в принципе не может овладеть другим. В этом смысле человек покоряет себе окружающий мир, животное приспосабливается к окружающему миру. Человек может жить в любых обстоятельствах, а животное может жить лишь в условиях, на которые оно запрограммировано биологически. Именно поэтому, в отличие от животных, человек является существом универсальным. Человек осознает свои потребности, а животное действует инстинктивно. Поскольку же общественная практика носит сознательный характер, то сознание выступает идеальным орудием труда, ведь практика человека не может осуществляться вне осознания своей цели.

Существуют индивидуальное и общественное сознание.

Вместе с тем, эти формы сознания не являются абсолютно изолированными одна от другой - не существует индивидуального сознания без общественного, и наоборот. Но неверно толковать общественное сознание как определенную сумму “индивидуальных сознаний”. Равно как и индивидуальное сознание нельзя понимать как обособленный “экстракт” общественного сознания - они являются тождеством противоположностей, взаимообусловливающих и взаимообогащающих друг друга.

Общественный характер сознания как феномена человеческой жизнедеятельности проявляется в разнообразии таких его форм, как философия, религия, наука, искусство, мораль, правосознание, социальная психология и др.


Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Решающими факторами в возникновении человека, становлении и развитии его сознания является труд, членораздельная речь и общение

Разработка трудовой теории формирования человека принадлежит. Ф. Энгельсу, ее основные положения изложены в его сочинении"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"

История становления человека и формирования его сознания насчитывает сотни тысяч лет. Она началась с изготовления и использования первобытным человеком простейших орудий труда и постоянно развивалась в в процессе усложнения труда и общения людей. Человек взаимодействовала с предметами природы, узнавала их свойства, сравнивала, выделяла общее, существенное, необходимое. Это способствовало развитию мозга как органа сознания. Вел начал совершенствоваться вслед за развитием руки как органа труда. Именно рука как"воспринимающей"орган, непосредственно затрагивающих вещей, давала поучительные уроки не только мозга, а и другим органам чувств, например, зрительные. Рука, активно действовала, учила голову думать, прежде чем стала орудием исполнения воли головы, заранее планирует практические диує практичні дії.

В процессе развития трудовой деятельности, прежде всего, совершенствование руки, обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась ся в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем начинать дело, она уже могла представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результатату.

Итак, ключ к разгадке происхождения сознания заключается в труде. Сначала было дело обивая лезвие своей каменного топора, человек одновременно оттачивала"лезвие"своих умственных способностей

Труд всегда был и остается общественной. Первобытные люди были совместно добывать средства существования, защищаться от врагов, бороться со стихийными силами природы. Эти обстоятельства обусловили потребность в спилкув ванне, ее реализация повлекла возникновение членораздельной какви.

Язык - вторая сигнальная система человека, в которой звуки членораздельной речи из средства выражения эмоций постепенно превратились в средство обозначения вещей, их свойств и отношений, и стали выполнять ф функцию преднамеренного сообщения. Наряду с информацией о внешнем мире, которую человек получает с помощью первой сигнальной системы, вместе с языком она приобрела еще одного канала связи с миром, который д ав возможность отображать последний в обобщенной форме языковых знаков. Человек приобрел способность знать то, что непосредственно сама могла не почувствовать. Язык внесла повой принцип в работу центральной нервной с истема и стала мощным средством развития сознания. У человека возник принципиально новый тип психического развитияитку.

Язык, как и сознание, является продуктом общественно-трудовой деятельности людей. Без языка невозможна постановка общей цели, ни выбор средств ее достижения, ни организация общих трудовых усилий, ни нал починки общения людей, ни передачи и усвоения опыта. Она является основным материальным посеешь духовной культуры. М. Хайдеггер называл язык домом бытия, а. ХГ. Гадамер - местом встречи человека с мисвітом.

Язык является основным средством переработки знаний, и поэтому незаменимым и уникальным орудием формирования и развития человеческого сознания. Только после воплощение мыслей в слова человек получает реальную возможность ь выполнять с ними разного рода логические операции. Такие способы развертывания мышления, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция невозможны без использования языка. Последняя является бе зпосередньою материальной базой и своеобразным полем развертывания всех мыслительных процессов, способом существования сознания и общения человекини.

Абстрактно-понятийное мышление как определенный психологический процесс приобрел автономии только в процессе зарождения и использования системы языковых знаков. Язык стал главным детерминирующих фактором перехода от фо. Орм чувственного отражения к способам рационального постижения явлений реального миру.

Итак, язык выполняет четыре основные функции: информационную, коммуникационную, аккумуляционную и преобразовательную. Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и играют одинаково важную роль

Язык - это система знаков. Знаком является любой материальный объект, в своем бытии представляет другие предметы реального мира и в связи с этим может быть использован в процессе познания и общения д для приобретения, сохранения, преобразования и передачи информации. Изучает различного рода знаковые системы семиотикка.

Язык, возникающее в процессе исторического развития того или иного общества и является средством общения людей, - естественная. Она совершенствуется и изменяется в процессе развития всей общественной жизни, а и акож на основе своих внутренних законов. Вместе с тем в различных конкретных сферах практической и познавательной деятельности людей разрабатываются и внедряются специальные системы знаковых обозначений (речь ю тематики и программирование, азбука. Морзе и т др.) - искусственные языки. Согласно практических потребностей, их можно заменять на более удобнымручні.

Язык и сознание существенно отличаются. Если. Перта является системой материальных знаков, то вторая - совокупностью идеальных образов. Слова - материальная оболочка для фиксирования представлений и абстракций, которые творю ют идеальное содержание, т.е. слов отличия между языком и сознанием - это разница между материальным и идеальным. Г. Гегель писал:"Язык является якобы телом мышления мислення".

Вместе с тем, как за своим источником происхождения, так и в процессе своего функционирования речь и сознание неделимые. Мнение без словесного воплощения невозможна. С помощью языка образы сознания актуализируют ься и становятся действительностью как для других людей, так и для самого человека. В свою очередь, слова, утратившие связь с духовным процессом, перестают быть языковыми знаками, потому что теряют статус средств мышления ния и общения людей. В развитии практического и духовной жизни общества и отдельного человека речь и сознание органически взаимосвязаны: обогащение сознания обусловливает развитие языка; появление новых слов закрепляет и расширяет предметное содержание сознания. Уровень развития общественного и индивидуального сознания напрямую зависит от уровня развития речи, и наоборотвпаки.

Итак, появление и развитие сознания органично связаны не только с целесообразной трудовой деятельностью, но и с возникновением и совершенствованием языка. Именно язык был мощной силой, которая способствовала выделению человека и из животного царства, развитию его мышления, организации материального производства.

Сознание - это функция мозга человека, который сформировался в человеческом окружении, в определенном коллективе, человеческом обществе, и постоянно испытывал и испытывает их существенного влияния. Но только общение с людьми мы, овладение языком, привлечения к человеческой практики и культуры делают человека человеком. Другого пути развития сознания не существуетує.

Сознание представлена??двумя уровнями: индивидуальным и общественным. Отдельный человек овладевает как содержанием общественного сознания, так и конкретными формами, в которых проявляется. Это означает, что индивид по своему воюет политическую, правовую, моральную, религиозную и другие формы сознания и их содержательныест.

Общественное сознание существует независимо от сознания индивида. Однако справедливо и другое: общественное сознание существует лишь потому, что существует индивидуальное сознание людей - отдельных ее носителей. При этом обще ильна сознание не является простой арифметической суммой индивидуальных сознаний. Недооценка или, наоборот, переоценка различия общественного и индивидуального сознания приводит к серьезным ошибкам в раз умении этой проблемыеми.

Современная философия, как и общая психология, выделяют в структуре индивидуального сознания четыре основных элемента: знание, самосознание, волю и переживания. Центральное место занимает знание. Оно в является информацией о реальной действительности, которую человек получает благодаря органам чувств и мышлению, и фиксирует ее в языке. Знание - это результат познания в форме чувственных и интеллектуальных образов, представлений, сужу ень, логических категорий. Оно имеет разную степень достоверности и делится на повседневную и научное. Знание может быть выражено не только естественной и искусственной языках, но и языком жестов (пантомима), обр азов и компьютерных систеистем.

Знание, как и язык, является способом существования сознания. Оно служит не только приспособлению и ориентации человека во внешнем мире, a ft прежде всего активному преобразованию ней реальной действительности и утве ердженню свободы и прогресса общества. Знание - мощнейшая сила человекни.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание. Самосознание - это осознание человеком своей сущности те, мыслей, чувств, интересов, потребностей развитых форм самосознания является теоретическая рефлексия (направленность мышления на себя, на свои истоки, предпосылки, формы), благодаря которой через систему понятий ро зкриваеться социальная природа субъекта. Есть и личностная рефлексия - проявление глубоких размышлений человека о смысле собственного бытия, его нравственную насыщенность. Самосознание способствует развитию субъекта, его рац ионально-совершенствованиеенню.

Практическая реализация идеи, задумки, цели предусматривает наличие воли. Воля - важнейший компонент сознания: сознательное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения и деятельности при условии преодоления ния внутренних и внешних препятствий. Поскольку в основе регулирования человеческой деятельности является необходимость достижения соответствия между идеальными по природе стремлениями человека и внешним миром, постольку и в воле реализуется направленность сознания к обеспечению единства субъекта и объекта. В этом плане воля е своеобразной посреднической звеном, существует в самом сознании и является внутренним условием перехода из мира идей в мир сказалчей.

Атрибутами волевого действия е направленность на достижение поставленной цели и преодоления внешних и внутренних препятствий. При этом воля регулирует деятельность не только в плане ее побуждения и активизации, а и в плане сдерживания ее развертывания в условиях необходимости выбора цели и наличии серьезных внешних и внутренних препятд.

Непосредственная реализация воли как акта сознания включает определение цели, борьбу мотивов при выборе направлений деятельности, принятия решения и его исполнения. Последнее сути волевого действия. Только тот, х кто умеет доказывать свои решения в реализации, может считаться волевым человеком. Такой личности присущи целеустремленность, инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка, решительность, упорство ивисть и способность к самоконтролюолю.

Еще одним элементом сознания, находится в органическом единстве с рассмотренными выше, является переживание. У них, в отличие от знания, отражаются не явления внешнего мира сами по себе, а разнообразное е практическое и духовное отношение человека к этим явлениям в форме многочисленных эмоций, аффектов, чувств, страстей, настроений, стрессов, фрустрации, которые внешне проявляются в непроизвольных мышечных движениях, мими эти, пантомиме, жестах, позах, выразительных дыхание, в изменении интонации, выражении глаз и рта тощо.

Отсутствие переживаний вызывает"эмоциональный голод", в связи с чем жизни людей становится невыносимым. При этом для обеспечения нормального эмоционального состояния нужны как положительные, так и отрицательные переживания нпереживання.

Источник эмоций и чувств содержится в материальных и духовных потребностях людей, в осознании степени вероятности их удовлетворения. Так, положительные чувства возникают в ситуациях, когда вероятность удовлетворения я насущных потребностей представляется субъекту вполне достаточной и несомненной. Негативные чувства появляются в условиях, когда возможность удовлетворения потребностей минимальная или ее нетає.

Поскольку эмоции и чувства обусловлены потребностями, они изначально имеют сугубо личностный характер, так как в них выражается значимость предметов и явлений для отдельно взятого индивида в той или иной конкр ретного ситуации его жизни. В переживаниях людей осознается жизненный смысл предметов окружающей природной и социальной среды. С их помощью индивид оценивает вещи и людей, с которыми делву.

Как мощные факторы мотивации и регуляции поведения и деятельности человека эмоции и чувства играют эту роль по-разному. Эмоции (гнев, страх, ужас, ярость, тревога, радость) являются временными и непосредственными переживаниями, которые имеют рефлекторно-ситуативный характер. Чувством присуща большая стабильность, и в процессе становления человеческого сознания они появляются позже эмоций, потому что формируются в пр оцеси усвоения культуры, языка и воспитательного влияния социальной средыща.

Настоящие человеческие чувства исторически и социально обусловлены, и поэтому всегда меняются вместе с развитием общества. Это хорошо проявляется прежде всего в процессе возникновения и функционирования таких высших услышите уттив, как моральные (чувство стыда, долга, милосердия, гуманности, любви, дружбы), интеллектуальные (удивление, любознательности, сомнения) и эстетические (чувство юмора, прекрасного, возвышенного, трагического ого).

переживания могут как полностью осознаваться личностью, так и не осознаваться. В последнем случае человек нередко становится рабом своих страстей и настроений. Как правило, переживания отождествляют с д душевным состоянием личности. В научной литературе понятие души иногда используется для обозначения всей психики человека, в которую включаются не только знания, самосознание, воля, переживания, но и подсознательное и бессознательноеоме.

Бессознательное часто (например, в фрейдизме) принципиально противопоставляется сознательному, ему даже отводится решающая роль в жизни человека. Льет есть и другая трактовка, исходное из приоритета сознательного бессознательную е можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что раньше было в содержании сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существует в глубинах психики человека, способно вновь превратиться я формы сознания. Без учета такого их влияния невозможно понять механизм функционирования как сознания, так и несвидомогомого.

Ядром всех элементов сознания является его мировоззрение. От уровня его развития в значительной мере зависят качество и эффективность выполнения человеком своих обязанностей. Этим обуславливает необходимость постановки и реализации проблемы формирования научного мировоззрения у граждан странни.

Итак, сознание - это функция (или свойство) человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предыдущей уя явной построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. По природе сознание является продуктом жизнедеятельности человеческого общества, результатом его с в совместной-исторического развития. Сознание формируется и развивается через приобщение человека к культуре, ее воспитания и обучения, общественно полезную деятельность. Главными условиями возникновения сознания бул и труд, производственный коллектив, членораздельная какова.

Учение о философских проблемах сознания является мировоззренческим и методологическим фундаментом деятельности современных специалистов любого профиля

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.


Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

(Человек в животном )

Л.С.Выготский отмечал, что ни одно из специфически человеческих качеств, таких как речь, логическое мышление, творческое воображение, волевая саморегуляция и т.п. не могут самостоятельно без специального воспитания возникнуть путём вызревания неких органических задатков. В 16-м веке император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Выяснилось, что дети хорошо физически развивались, но говорить не стали. Воспитывая в ребёнке человека, родители и другие взрослые люди учат его двигаться по человечески и приучают к членораздельной человеческой речи.

Начинает общаться маленький человечек совсем так же, как приматы, при помощи голофраз - отдельных звуков, означающих что-то. К двум годам голофразы становятся более точными и появляются спаренные голофразы. В этом возрасте ребёнок владеет примерно 300 словами, но остаётся бессознательным животным. Опытным психологам удаётся довести до этой стадии шимпанзе.

В дальнейшем ребёнок быстро переходит к построению предложений, овладевает первой тысячей слов, начинает пользоваться символическими ярлыками. Его действия постепенно уступают место слову. К сожалению, в психологии развития ребёнка редко проводятся систематические исследования освоения им способов речевой перемещаемости во времени и пространстве, которые являются непременным условием появления сознания. Обычно лишь фиксируется, когда он приучается различать вчера и сегодня, здесь и там. Л.С.Выготский обращал внимание, что "никто не знал ребёнка до 3-х лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней".

Языковыми отображениями времени почему-то мало интересуются и лингвисты. Их больше занимают понятийные структуры в языках разных народов. Маленький филиппинец вынужден словесно различать 92 вида и состояния риса, эскимосский ребёнок различает десяток разных видов снега с их разными названиями. В индонезийском языке одно и то же слово означает брата и сестру, а в венгерском языке есть четыре слова, обозначающих младшего брата, старшего брата, младшую сестру, старшую сестру. А вот динамику совершенствования словесных представлений детей о времени и пространстве лингвисты и психологи практически не изучают.

В освоении членораздельной речи в значительной степени проявляют себя существенные недостатки оперативной памяти человека, особенно маленького ребёнка. Правильная артикуляция достигается только после много-многократного повторения ребёнком каждого осваиваемого слова, которое постепенно произносится всё более точно. Воспитателям, чтобы избежать закрепления у ребёнка дислалий и картавости, нужно постоянно поправлять его произношение. В этом отношении мы значительно уступаем многим видам птиц, самцы которых способны в совершенстве имитировать очень сложные звуковые последовательности. Годовалый самец чёрной каменки абсолютно точно имитирует голос любой птицы, даже услышав его впервые. Попытка имитировать речь матери у человеческого ребёнка наблюдается лишь в течение первых нескольких месяцев его жизни. Только во втором году у малыша созревают области головного мозга, непосредственно связанные с осмысленным освоением речи.

Даже называя себя на третьем году жизни местоимением "я", ребёнок всё равно не отличает себя от окружающего мира. Л.И.Божович (1979) отмечал, что в этом возрасте ребёнок продолжает оставаться для себя как бы внешним "предметом". Навязывая ему свои представления о пространстве и времени, воспитатели достигают состояния, когда он начинает замечать, что только один объект неизменно остаётся и "здесь", и "там", и "сегодня", и "вчера". Этот объект он сам. Остальные появляются и исчезают, он же неизменно остаётся в наблюдаемом мире.

С этого момента у человека начинает зарождаться самосознание. Поначалу ему речевым общением прививаются бинарные представления о пространственно-временных отношениях: над - под, лево - право, внутри - снаружи, раньше - позже. Постепенно ребёнок привыкает считать пространство и время объективно существующими в природе.

Освоение им человеческих представлений о пространстве и времени закладывает основы формирования у него декларативной памяти. Словесное общение с родителями и соплеменниками понуждает его запоминать, когда он последний раз пользовался лопатой и куда её потом положил. Всё, что запоминал ребёнок до возникновения этого нового вида памяти, поступало в животную натуральную память, из которой произвольное извлечение воспоминаний невозможно. И.М.Сеченов (1873), наглядно сравнивавший декларативную память взрослого человека с хорошо организованной библиотекой, не смог найти объяснение полному отсутствию в ней воспоминаний раннего детства. Его гипотеза детской памяти в виде плохо организованной фрагментированной библиотеки разбилась о невозможность объяснить, "как ребёнок, знавший свою рано умершую мать в течение двух лет, видевший её всё это время каждый день, впоследствии забывает её бесследно, а в зрелом возрасте запоминает на долгие годы черты лица незнакомого человека, с которым провёл какой-нибудь час". Для многих психологов эта загадка осталась неясной до сих пор, т.к. они не знают, что декларативная память появляется у нормально воспитываемого ребёнка не ранее третьего года его жизни, поэтому всё раньше произошедшее не могло в неё попасть.

Ещё Аристотель в трактате "О душе" отмечал двойственность человека, включающего в себя животную и разумную души (памяти), отделённые друг от друга. Неизвестно, знал ли Аристотель, что с разумной памятью и основанным на ней сознанием ребёнок не рождается, что их нужно воспитывать, в том числе словесным воспитанием. В 1703 г. во французской "Истории академии наук" описан случай, произошедший с глухим от рождения молодым человеком. У него внезапно восстановился слух, и через некоторое время, когда он научился говорить, его спросили, как он чувствовал себя ранее. Молодой человек определил своё прежнее существование как растительную жизнь.

Сознание могло возникнуть лишь у стайных животных, постоянно общающихся между собой и вынужденных понимать соплеменников. Одинокие хищники даже при самых высоких умственных способностях не могут ни приобрести сознание, ни передать его потомству. Как в биологии давно сформулирован принцип Ф.Реди (1661) - живое происходит только от живого, так и в психологии все наблюдения и специальные эксперименты неизменно подтверждают, что сознание возникает только под влиянием другого сознания. По этой причине бог любой монорелигии, самый умный и всесильный, в принципе не может обладать самосознанием. Н.А.Бердяев (1931) обращал внимание, что "мысль теологическая никогда не задумывалась о психологии Бога". Может быть поэтому внимание теологов не привлёк вопрос о механизмах возникновения и функционирования самосознания бога.Только у стайных животных, людей и богов имеется врождённый инстинкт подражания "своим", необходимый для появления сознания. Олимпийские боги Древней Греции в мифах интересно жили, общались, любили и ненавидели, поэтому оказались, хоть и выдуманными, но сознательными существами.

Самыми человекообразными считают карликовых шимпанзе бонобо. У них утолщённые красные губы, у самок - отчётливо выраженные молочные железы. Для бонобо характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность. У них имеется некое подобие языка, состоящего из сотни звуковых сигналов различного назначения и нескольких десятков жестов. По объёму это не так уж далеко от языка человеческих первобытных племён, которые до сих пор обходятся несколькими сотнями слов. Однако взрослый представитель самого примитивного племени людей знает, что такое "вчера" и поэтому обладает декларативной памятью и сознанием, а бонобо пользуются лишь натуральной памятью и живут "здесь и сейчас".

Лейбниц писал:"Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей". Он не заметил, что под эту формулировку подпадает и "язык" стрекотания сороки: стая сорок испытывает "ту же идею" (страх), которую испытывал их заст рекотавший дежурный. Человеческий язык отличается от сигналов и команд животных тем, что не требует реакции "здесь и сейчас". Люди способны сообщать другим людям, что их ждёт послезавтра, и где это может произойти.


С появлением у первобытных людей декларативной памяти тесно связаны их религиозные представления. Как только человек научается вспоминать прошлые события, он ст алкивается со странными фактами: вчера он участвовал в захоронении своей явно умершей матери, а сегодня ночью он общался с ней как с живой. Вначале дикарей такие явления пугают, но затем жрецы неизбежно приходят к идее о загробной жизни бессмертной души.

Представление о том, что во сне человека посещают души умерших или что его собственная душа во сне покидает тело и путешествует, длительное время сохранялось у многих народов. Иногда на живого человека возлагалась ответственность за те "его" поступки, которые приснились другому человеку. Неандертальцы были, по-видимому, последними из предлюдей (или тупиковой боковой ветвью эволюции человека), не имевших представлений о времени и не обладавших декларативной памятью. Об этом говорит тот факт, что в их захоронениях не обнаружено ни оружия, ни предметов труда, которые могли бы "пригодиться" душе умершего. Потребовалась коллективная работа ума многих поколений мыслителей, чтобы в 1-м веке до н.э. Тит Лукреций Кар пришёл к разумному выводу:"Дух вне тела и вне человека быть не способен". Современные рецидивы первобытной веры в возможность жизни души вне тела происходят от лени, от нелюбви людей к процессу мышления.