Интервью с чарльзом мэнсоном. Чарли Мэнсон: «Теперь я чересчур прекрасен, чтобы оказаться на свободе

Основатель печально известной секты «Семья» Чарльз Мэнсон на 84-м году жизни. Маньяк, которого часто звали просто Чарли, был настоящим символом заката легкомысленных и полных надежд 60-х. Самым известным преступлением «Семьи» стало жестокое убийство актрисы Шэрон Тейт и ее друзей. Расправа над голливудской элитой шокировала американское общество и обнажила изнанку психоделической и сексуальной революции. Казавшиеся невинными эксперименты с расширением сознания и проповеди свободной любви в одночасье оказались почвой для жестокого и бессмысленного культа насилия. Одновременно с этим у Мэнсона появилась армия поклонников, неожиданно восхитившихся демоническим образом убийцы. Чарли до сих пор посвящают песни, фильмы, книги и даже оперы. А продавцы футболок буквально озолотились на принтах с портретом Мэнсона. «МИР 24» – о том, как серийный убийца стал настоящей иконой массовой культуры.

Прежде чем стать основателем культа, Чарли мечтал о карьере музыканта. Собственно, в поисках славы Мэнсон и перебрался в Калифорнию из родного Огайо. Будущий серийный убийца пытался играть более чем актуальный тогда психоделический фолк, но без особого успеха. Правда, в какой-то момент ему удалось завести полезные знакомства и едва не стать участником группы Beach Boys. К счастью для последних, им удалось вовремя унести ноги из коммуны Мэнсона, прихватив с собой несколько демо-записей и букет венерических заболеваний.

Чарли не понимал, почему продюсерам не нравятся его песни, но не отчаивался и продолжал сочинять в свободное от проповедей время. Музыку он обожествлял в буквальном смысле слова и всячески поощрял творческие опыты своих последователей. Но известность среди любителей музыки пришла к «Семье» пришла, конечно, лишь после серии жестоких убийств. Архивы тех лет вместе с песнями Мэнсона, сочиненными уже в тюрьме, то сих пор издаются независимыми лейблами и пользуются спросом у коллекционеров кассет и винила.

Как для европейских леваков 60-х Мао был не просто диктатором, но диктатором, который пишет стихи, так и для контркультурщиков Мэнсон стал убийцей-радикалом с гитарой наперевес. В «Психической Библии» Дженезис Пи-Орридж, один из отцов индастриала и по совместительству создатель собственного квазирелигиозного культа, открыто говорит о том, что молодые интеллектуалы того времени интересовались «Семьей». Основанная Пи-Орриджем группа Throbbing Gristle активно использовала в своих выступлениях узнаваемые образы милитаристской Германии, своим логотипом выбрала эмблему Британского союза фашистов, обращалась к оккультизму откровениям Мэнсона. На молодых музыкантов, объявивших о создании нового направления, которое они назвали industrial, мгновенно повесили ярлык нацистов. Разумеется, все было гораздо сложнее: культ личности, промывка мозгов, насилие и вождизм стали для TG и их продолжателей метафорой тотального контроля над коллективным сознанием. Ярким примером ловкой манипуляции, явно отсылающей к опыту сект, стала песня United – первый получивший широкую известность сингл Industrial Records. На ее монотонный размеренный ритм наложен невинный текст, призывающий людей объединится. Наивный слушатель и не подозревает, что этот хиппарский гимн составлен из цитат Чарли Мэнсона.

Фигура Мэнсона незримо присутствует и в даркфолке – направлении, отколовшемся от индастриала. Чарли этот жанр обязан едва ли не самой известной своей песен, едва ли не квинтэссенцией всего направления. Это All Pigs Must Die («Все свиньи должны умереть») группы Death In June. Слово «свинья» было написано на стенах особняка, в котором семейка Мэнсона расправилась над беременной Шэрон Тейт и ее знакомыми, а лирический герой песни не скрывает, что собирается наказать богачей, как это сделали в августе 69-го. All Pigs Must Die в наши дни стала своего рода интернет-мемом. И в самом деле – если не помнить о контексте, меланхоличная и брутальная ода ненависти к парнокопытным может показаться более чем забавной.

Мэнсон сотоварищи невольно подпортили репутацию и не только музыкальным радикалам, но и мейнстримовым артистам, даже не думавших заигрывать с шокирующими темами. Начало славной традиции копаться в музыкальных пристрастиях маньяков было положено все в том же доме Шэрон Тейт. После себя ученики Мэнсона оставили не только послание про свиней, но и «украсили» стены словами Healter Skelter – написанным с ошибкой названием песни The Beatles (наиболее близкий по смыслу и грамотности русский перевод – «Ковордак»). Журналисты с удовольствием зацепились за эту деталь, обвинив «битлов» в том, что именно они вдохновили целую банду маньяков. Ливерпульской четверке так и не удалось избавить песню от зловещего флера, так что за одной из самых известных песен The Beatles навсегда закрепилась слава «той, из-за которой убили жену Романа Полански». Сам Чарли с радостью подтвердил на суде, что без Helter Skelter не было бы и той кровавой ночи, положившей конец «лету любви». Более того, в честь этой песни Мэнсон назвал собственную идеологию, претендовавшую на звание религиозно-политической доктрины. Заключалась она в том, что в будущем грядет война между белыми и чернокожими, в которых победу одержат последние, а переживет этот межрасовый Армагеддон лишь горстка избранных. Под «избранными», конечно, подразумевались те, кто примут учение Helter Skelter и приблизят начало великой войны. По крайней мере именно так Мэнсон считал послание четырех «всадников Апокалипсиса» из Англии.

Признание Чарли вызвало массовую истерию, распространившуюся далеко за пределы США. Обеспокоенные родители бросились изучать фонотеки своих детей в поисках зашифрованных посланий. Досталось в первую очередь все тем же The Beatles. До сих пор популярен миф о том, что если проиграть задом наперед Revolution 9 с «Белого альбома», то можно услышать мужской голос, говорящий: «Позволь мне заняться с тобой любовью, мертвый человек». Что это значит – можно только догадываться, но звучит достаточно зловеще, чтобы запретить ребенку слушать рок.

И весьма показательно, что первый серьезный репортаж о Мэнсоне и его семейке вышел не на страницах криминальной хроники, а в журнале Rolling Stone. Тогда же у Чарли стали появляться первые фанаты за пределами секты. В Чарли видели нечто большее, чем убийцу с замашками мессии, для многих он стал едва ли не символом революции, бунта против прогнившей системы, навязывающей культ потребления и служащей на благо горстки богачей. Сам Чарли, кажется, не ожидал такого поворота. Интервью он давал крайне редко и особо не комментировал свою популярность. По всей видимости, ему нравилось, что каждый вкладывает в его образ то, что хочет в нем увидеть. Яркое тому подтверждение – лаконичный ответ, который он дал на вопрос: «Кто же такой Чарли Мэнсон?». «Я никто».

Медийный успех закрепила книга «Хелтер Скелтер», написанная прокурором Виктором Бульози и ставшая бестселлером. Хроника следствия и судебного процесса над «Семьей» Мэнсона разошлась тиражом в семь миллионов экземпляров – беспрецедентный по тем временам результат для нон-фикшна. Книга дважды экранизировалась для телевидения, в последний раз – в 2004 году. Ее автор, выступивший главным обвинителем на суде, сумел распутать клубок из серии убийств, совершенных без видимого мотива, но так и не понял, чем же Чарли завоевал любовь своих адептов. Не наделенный особыми талантами, малопривлекательный мелкий уголовник заставил молодых людей разрушать собственные жизни и забирать жизни других. Но как? На страницах «Хелтер Скелтер» прокурор Бульози признает – единственной причиной была необъяснимая демоническая харизма Мэнсона:

«У него было качество, которое бывает у одного из тысячи. Аура. Куда бы он ни пошел, к нему все стекались. Я не мог бы никого упросить сходить в магазин и купить мне молочный коктейль. Но этот парень… Я не знаю, что он такое».

Фигура Мэнсона до сих пор привлекает не только маргиналов или просто любителей специфического черного юмора, но и вполне успешных и серьезных художников. Так, уже около полугода ходят слухи, что история «Семьи» станет основой для нового фильма Квентина Тарантино. Подробности проекта держатся в строжайшей тайне, но кое-что все-таки просачивается в прессу. Пока известно, что в ленте Тарантино будет кровавая сцена в доме Шэрон Тейт, а на одну из главных ролей режиссер пригласил Сэмюэля Л. Джексона. Помогать в работе над картиной должен был Харви Вайнштейн. Однако остается только догадываться, скажется ли на выходе фильма недавний , в самом центре которого оказался известный продюсер.

Привлекательность Мэнсона для кино понятна – секта Чарли дает простор для фантазий на любой вкус: в ней есть сюжет и для наспех снятого слэшера, и до профессионального коммерчески успешного успеха продукта вроде «Американской истории ужасов». Но тем большее удивление вызывает то, что культовом маньяку нашлось место не только в масскульте и китче, но и в академической среде. Довольно неожиданно образ Чарли раскрыл композитор Джон Моран, посвятивший маньяку целую оперу The Manson Family. Это могло бы показаться курьезом, случайным экспериментом или жестом отчаяния в попытке хоть как-то удивить пресыщенную публику, если бы не одно «но». Руку к созданию оперы приложил не кто-нибудь, а сам Филип Гласс, непререкаемый авторитет в мире академической музыки, а роль прокурора Бульози в оригинальной постановке исполнил Игги Поп.

Но одну из самых удачных попыток проникнуть в темное сознание серийного убийцы предпринял Трумэн Капоте. Автор «Завтрака у Тиффани» навестил в тюрьме Роберта Босолея – самого известного после Мэнсона члена «Семьи». Капоте взял у него небольшое, но предельное емкое интервью, в котором Чарли практически не упоминается, но при этом словно не покидает камеру своего ученика. Писателя интересовал всего один вопрос: как Бобби, талантливый музыкант и подававший надежды молодой актер с ангельским лицом мог купиться на фантазии Чарли, граничащие с наркотическим бредом? Похоже, что ответа толком не знал ни Бобби, ни его духовный лидер.

«Т. К. Ты относился к Мэнсону как к лидеру? Сразу ощутил его влияние?

Р. Б. Да что ты. У него были свои люди, меня – свои. Если кто на кого влиял, так это я на него.

Т. К. Да, он увлекся тобой. Так он утверждает.

Р. Б. Что случается, то случается. И все это – хорошо.

Т. К. Ты считаешь, что убить невинных людей – тоже хорошо?

Р. Б. Кто сказал, что они невинные?

Т. К. Ладно, к этому мы вернемся. А пока скажи: какова твоя мораль? Как ты отличаешь хорошее от дурного?

Р. Б. Хорошее от дурного? Все – хорошее. Раз случилось, значит, хорошее».

Эдуард Лукоянов

Он умер в возрасте 83 лет

Американский убийца Чарльз Мэнсон скончался по естественным причинам в 20:13 вечера 19 ноября (8:03, 20 ноября по Киеву). Ранее сообщалось, что его перевели в больницу, но состоянию Мэнсона помочь не смогли.

Мэнсон был лидером коммуны "Семья", которая совершила ряд жестоких убийств в 1969 году. В их числе - убийство актрисы Шэрон Тейт, беременной жены режиссера Романа Полански. В том же году Мэнсона приговорили к смертной казни, но в связи с отказом от этого типа наказания в Калифорнии его приговор заменили на 9 пожизненных сроков. Мэнсон регулярно получал отказы на просьбы об условно-досрочном освобождении.

Своими ужасными поступками Чарльз Мэнсон оказал серьезное влияние на популярную культуру. Его истории посвятили множество фильмов, книг и песен. Мы собрали все самое интересное, с чем связано имя Мэнсона.

1. Песня Helter Skelter группы The Beatles . Первая и одна из немногих композиций британцев, написанных в стиле хард-рок.

Все заговорили о ней 9 августа 1969 года, когда выяснилось, что название песни было написано кровью на стенах особняка в Беверли-Хиллз, где убили пятерых человек, в числе которых была актриса Шэрон Тейт. Чарльз Мэнсон позже утверждал, что именно этот трек вдохновил его на убийство.

Позже Пол Маккартни неоднократно пытался избавиться от негативной популярности их песни и часто исполнял ее на своих сольных выступлениях.

2. Мэрилин Мэнсон использовал фамилию убийцы в своем псевдониме. Музыкант говорил, что взял имя Мэрилин Монро, потому что у нее была темная сторона, в то время как у Чарльза Мэнсона была светлая.

3. Английский писатель Нил Гейман упоминает Мэнсона в рассказе "Пруд с золотыми рыбками" . Главный герой истории - писатель, работающий над сценарием художественного фильма о детях Мэнсона, в которых переселилось его зло.

4. Американская певица Лана Дель Рей упоминает убийцу в своей песне Heroin , вошедшей в альбом Lust for Life.

"Topanga"s hot today, Manson"s in the air. And all my friends have gone, "cause they still feel him here", - поется в песне. Певица использует слово "героин" как синоним "славы" и описывает ее разрушительное влияние.

5. Мэнсон дважды упоминается в картине "Прирожденные убийцы" режиссера Оливера Стоуна. Фильм рассказывает о паре серийных убийц Микки и Мэллори Нокс, которые колесили по югу Америки, совершили десятки жесточайших убийств и стали знаменитыми на весь мир.

6. В 1974 году американский юрист Винсент Буглиози выпустил книгу Helter Skelter , посвященную делу Мэнсона. Он был обвинителем в процессе по делу убийцы. Спустя два года ее экранизировали.

7. Квентин Тарантино работает над фильмом , посвященным истории Чарльза Мэнсона. Картина станет его девятой по счету работой. Сюжет будет построен как раз вокруг убийства Тейт. Режиссер хочет снять в фильме актеров Марго Робби, Леонардо Дикаприо и Брэда Питта.

8. Документальный фильм "Мэнсон" (1973) , рассказывающий о самом Чарльзе и истории его группировки "Семья", был номинирован на премию "Оскар".


Он стал не менее популярным персонажем поп-культуры, чем The Beatles. Сам Чарли не совершил ни одного убийства. Более того, он защитник животных, музыкант и автор некоторых песен. При этом - пожизненное. За что же?

«Никто. Я никто. Я сон. Я бомба. Я автомобильный багажник и винное желе. И опасная бритва, если вы подойдёте ко мне слишком близко» - так Чарльз Мэнсон Миллз ответил в одном из интервью на вопрос «Кто же вы?».

Этот человек с длинными волосами, седеющей бородой и вытатуированной между глаз свастикой превратил свою жизнь в бесконечный ужасающий перформанс, начавшийся дикими ритуальными убийствами и продолжающийся до сих пор.

Уже почти 40 лет он отбывает пожизненное, а легенда о нём вдохновляет биографов, режиссёров, художников, музыкантов и поэтов.

Скандал с арестом Романа Полански в Цюрихе стоит на первом месте среди самых обсуждаемых тем «Яндекса» вот уже три дня. Расплата, настигшая режиссёра за преступление, совершённое более 30 лет назад, как видно, лишила покоя не только фигурантов щекотливого дела.

О нём написано множество книг, снято несколько фильмов и огромное количество телевизионных сюжетов. В его честь сочиняют песни и называют рок-группы . Он стал не менее популярным персонажем поп-культуры, чем The Beatles…

При этом деяния Мэнсона до сих пор не нашли какого-либо рационального объяснения, а его дело остаётся одним из самых запутанных и загадочных в уголовной истории США.

Ведь сам Чарли не совершил ни одного убийства. Более того, он защитник животных, музыкант и автор некоторых довольно-таки красивых и знаменитых песен. Но при этом - пожизненное. За что же?

В 1969 году талантливый хиппи и неудачник Чарли Мэнсон создал общину, которая впоследствии получит наименование «Семья Мэнсона».

Молодые люди, ставшие изгоями американского общества, прибивались к этой стае, каждый из них получал новое имя, и они действительно жили как одна семья - братья, сёстры и любовники. Словом, это была своего рода секта.

Мэнсон хотел сделать карьеру рок-музыканта, и вскоре его община переехала поближе к культурному центру - Лос-Анджелесу. Они поселились на ранчо Спэн, где до этого снимались вестерны.

И стали жить свободной жизнью: наркотики, песни, групповой секс. В общем, были счастливы.

Влияние Мэнсона на членов коммуны было безграничным. Он, несомненно, обладал талантом очаровывать людей. Вдобавок его переполняла странная энергия, требовавшая выхода.

Подобно артистам всех времён и народов, которые не могут игнорировать захватывающего их вдохновения, а потому творят, Мэнсон чувствовал, что должен что-то такое сделать. И просто песен для этого было мало…

Вскоре члены «Семьи Мэнсона» совершили несколько страшных убийств. Их жертвами стали богатые и знаменитые обитатели Голливудских Холмов.

Самое громкое убийство произошло 9 августа 1969 года в доме кинорежиссёра Романа Поланского (которого недавно арестовали за ).

Под руководством одного из «братьев», студента Текса Уотсона, несколько «сестёр» застрелили и искромсали ножами жену Поланского - кинозвезду Шэрон Тейт, находившуюся на девятом месяце беременности, и нескольких её гостей. Хозяйка и гости, как и их убийцы, были наглухо под наркотиками.

Вместе с Тейт погибли такие «представители буржуазной богемы», как Джей Себринг (парикмахер Джима Моррисона и Брюса Ли) и Эбигейл Фолгер (наследница многомиллионного состояния, дочь основателей кофейной империи).

На следующую ночь разбушевавшиеся хиппи прибыли на другую виллу (владельцев сети магазинов супругов Ла Бьянка) и разошлись ещё сильнее. Не будем приводить подробностей резни, о них есть даже в «Википедии» .

Что это было? Протестная антибуржуазная акция? Каприз сбесившихся наркоманов? Или сатанинский ритуал? Ответы на эти вопросы в ходе следствия так и не были получены.

Обстоятельства убийства носили отчётливо ритуальный характер. Всё это было больше похоже на какое-то жуткое жертвоприношение, чем на обыкновенный криминал.

Вскоре Чарльза Мэнсона и нескольких членов его группы арестовали. Сначала по подозрению в краже автомобилей, а затем, повторно, уже за убийства.

И тут начинается самое интересное…

Несмотря на то что некоторые члены «Семьи» свидетельствовали против убийц, личное присутствие самого Чарльза Мэнсона ни на одном из убийств доказано так и не было.

Многие вообще упорно отказывались давать показания и всячески покрывали своего лидера.

За несколько дней до суда адвокат Мэнсона исчез. Его расчленённое тело было найдено спустя пять месяцев, но кто именно совершил это убийство - осталось неизвестным (даже поговаривали о полицейской провокации).

Что происходит дальше? Руководствуясь свидетельствами невменяемых наркоманов из окружения Чарльза Мэнсона, прокурор Винсент Бульози выстраивает обвинение против Мэнсона как идеолога, спланировавшего всю эту кровавую бойню, и, следовательно, главного виновника. Не имея никаких очевидных улик и доказательств против него.

Противники обвинения до сих пор утверждают, что дело было сфабриковано. Мол, Мэнсон во время разбирательств обнаружил в своём лице столь яростного противника американского правительства и истеблишмента, что власти просто не могли допустить его освобождения.

В результате длительного судебного процесса Мэнсон и несколько членов «Семьи» были приговорены к смертной казни в газовой камере. В 1972 году Верховный суд отменил смертную казнь и приговоры были смягчены на пожизненное заключение.

Споры вокруг этой истории не утихают до сих пор. Почти каждый год появляется какой-нибудь очередной посвящённый Мэнсону громкий артефакт.

Например, в 2008 году вышел на DVD и имел громадный успех заново смонтированный и оцифрованный фильм Роберта Хендриксона «Внутри банды Мэнсона», в котором запечатлён судебный процесс.

А на 2010 год намечен выход художественного фильма «Девочки Мэнсона» с Линдси Лохан в роли любовницы Мэнсона.

По поводу понятия «девочки Чарли» одна из его «сестёр» сказала: «Мы все считали, что принадлежим ему, и называли себя Charlie’s Girls. Однако сам Чарли всегда, практически каждый день, говорил нам, что мы - люди и принадлежим только себе и никому больше. Но всё же я думала, что принадлежу ему.

Чарли имел сексуальные контакты с каждой из нас, я ревновала его до тех пор, пока не поняла, что Чарли занимался любовью только ради любви. Таким образом он отдавал нам всего себя.

Мы - девочки Чарли - также занимались любовью друг с другом. Нет ничего такого, чего я бы не сделала для него. Я люблю отражение, и отражение, о котором я говорю, - Чарльз Мэнсон…»

Начало творческому переосмыслению и формированию «мифа Мэнсона» дал сам прокурор Винсент Бульози. Дело получило такой общественный резонанс, что он - то ли решив подзаработать, то ли чтобы объясниться - издал 500-страничный труд «Helter Skelter», в котором дотошно и во всех (даже самых кровавых) подробностях рассказал о преступлении «Семьи Мэнсона».

Исследователь феномена Чарльза Мэнсона, художник Дима Мишенин в своем эссе «Перемена погоды и Оранжевый свет» обратил внимание на один, казалось бы, незначительный эпизод этой книги. Эпизод, который действительно позволяет приблизиться к тайне привлекательности фигуры Мэнсона и понять, отчего он так вдохновляет многих художников, ставящих его в один ряд с самыми великими представителями рода человеческого.

Соучастница преступления, девушка по имени Линда Касабиан (чуть ли не единственная действительно свидетельствовавшая против Мэнсона во время процесса), на вопрос прокурора, не помнит ли она «что-нибудь характерное о той станции техобслуживания, где они остановились с Чарльзом Мэнсоном во время преступления», ответила: «Там был дом, который излучал оранжевое свечение, погружая в этот тёплый оранжевый свет всё вокруг» .

Полиция долго искала это место. И… наконец нашла.

Рядом с бензоколонкой «Стандарт» стоит закусочная «У Дэнни», а над ней - большая неоновая вывеска. Оранжевого цвета. И больше нигде ничего оранжевого нет.

Официант закусочной по фотографиям опознал Мэнсона и его подругу. «Да, они сидели здесь у нас и пили молочные коктейли и очень мило о чём-то беседовали, - сказал официант. - И ещё они заказали сладкий арахис» .

Всё было мирно и очень уютно. Играла тихая музыка, Чарльз Мэнсон говорил о любви.

А в это время в одном из особняков неподалёку другие члены «Семьи» кровью своих жертв писали слова «Helter Skelter», «свиньи» и «война».

«Мне было необыкновенно хорошо, - рассказывала Касабиан. - Мэнсон превратился в саму любовь, я сказала, что беременна от него, а он взял меня за руку и заставил забыть обо всём. Повсюду был этот удивительный яркий оранжевый свет, и я была по-настоящему счастлива».

Она видела только Мэнсона, его любовь и оранжевый свет.

А следователи видели всего лишь бензоколонку и оранжевую вывеску над входом в фастфуд, в котором отсиживались соучастники кровавых убийств.

Те же события, то же место, то же время. И такие разные взгляды… «Кто-то видит оранжевый свет, а кто-то видит оранжевые вывески, - пишет Мишенин. - И тот, кто видит оранжевый свет, не может устоять и не сделать то, что просят от него люди, благодаря которым этот свет льется, извивается и лучится, как бы это страшно, чудовищно или сложно бы не было… А те, кто не видит, придумывает объяснения для Оранжевого света вроде употребления сильнодействующих галлюциногенов или состояний гипноза».

В этом вся разница. В этом вся тайна.


Гиоргий Нацвлишвили

Клинический психолог

Был ли Чарльз Мэнсон маньяком и серийным убийцей

В воскресенье, 19 ноября, в больнице города Бейкерсфилд, Калифорния, в возрасте 83 лет скончался один из самых знаменитых преступников XX века - Чарльз Мэнсон. Он известен в первую очередь деятельностью своей коммуны «Семья» (The Manson Family). Это было объединение, на первый взгляд, вполне безобидных хиппи, коих в 70-е водилось достаточно много. Но на поверку оказалось, что это не совсем коммуна, а скорее некий культ, члены которого совершили несколько жестоких убийств. Мэнсон был вдохновителем, идеологом и бессменным лидером этого культа. Но был ли он, как принято считать, маньяком и серийным убийцей?

rising70 / flickr.com

Чарльз Мэнсон - личность разносторонняя, и чем ближе знакомишься с историей его деятельности, тем удивительнее кажется то, что он проворачивал с людьми, втянутыми в «Семью». Одним из самых известных преступлений, совершенных его коммуной, несомненно, является нападение на дом режиссера Романа Полански и убийство всех, кто там находился, в том числе беременной жены режиссера Шэрон Тейт. Дословно пересказывать историю Чарльза Мэнсона здесь не имеет смысла. О нем и его секте существует множество книг, статей и документальных фильмов. Хотелось бы, однако, развеять миф о Чарльзе Мэнсоне, которого нередко называют маньяком и серийным убийцей.

Дело в том, что термин «маньяк» является исключительно литературным и журналистским. Это сборная солянка из множества других терминов, в том числе «серийный убийца» и «психопат». Потому я предлагаю отказаться от этого термина и перейти к обсуждению оставшихся двух.

Кто такие серийные убийцы

Описание феномена серийных убийств очень спорно. Если обратиться к юридическим источникам, то мы неизбежно столкнемся с опорой на количественный фактор. Если человек совершил три и более преступлений с примерно одинаковым modus operandi , то это, несомненно, серийные убийства.

Но все не так просто. Возьмем, к примеру, обычного киллера. Он с разными временными промежутками совершает убийства с примерно одинаковым modus operandi . Значит ли это, что его убийства можно назвать серийными, а его самого - серийным убийцей? Нет.

Серийные убийцы отличаются тем, что все преступления совершают сами; их modus operandi , с увеличением опыта в этом деле, постепенно развивается; в убийстве несомненно присутствует компонент сексуального удовлетворения, причем необязательно имеет место сексуальный контакт; они не могут остановиться сами; между убийствами возникает период отдыха, который постоянно сокращается. А также может возникнуть почерк убийцы - некая деталь оставленная на месте преступления, которая на первый взгляд не имеет абсолютно никакого смысла, например цветок на трупе, но позволяет сказать наверняка: «Да, эти преступления совершил один и тот же человек».

В общественном представлении существует множество мифов о серийных убийцах. Они якобы являются выходцами из неблагополучных семей, у них высокий уровень интеллекта, позволяющий обманывать следствие и водить всех за нос, к тому же они обязательно невменяемые, нерациональные, не сознающие своих действий и тому подобное. Здесь проще сослаться на классику - Ганнибала Лектера, персонажа из фильма Джонатана Демми «Молчание ягнят», сыгранного блестящим актером Энтони Хопкинсом.

Именно такими обыватели видят всех серийных убийц. Но это не более чем заблуждение. Настоящие серийные убийцы в большинстве своем не являются гениями, могут расти в самых обычных семьях (не всегда благополучных, но в тех же, откуда выходят и обычные люди, не совершающие подобные преступления), а подавляющее большинство из них не страдает психотическими расстройствами.

В основном серийные убийцы - это скучные персонажи, зачастую с парафилиями, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и недоверием к окружающим. И все это никак не мешает их рациональности, умению прятать улики и планировать свои действия (здесь важно отметить, что ничего не планирующие преступники-шизофреники также существуют и яркий пример - это Ричард Чейз). Они никак не соотносятся с теми загадочными гениями преступного мира, которых мы видим в кино. В основном их долго не могут предать правосудию из-за непрофессионализма полицейских и свидетелей, нашедших труп и затаптывающих улики. Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: серийные убийства - не самый простой феномен и каждый случай требует отдельного подробного изучения.

Кто такие психопаты

Что касается термина «психопат», то он также содержит множество различных смыслов, которые необходимо прояснить.

Учение о психопатиях было разработано отечественным психиатром П.Б. Ганнушкиным. Он выделил множество различных психопатий и писал следующее: «Психопатическими называются личности, с момента формирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, однако обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям. <…> речь идет о таких чертах и особенностях, которые более или менее определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный уклад свой властный отпечаток».

Резюмируя сказанное и опять же ссылаясь на П.Б. Ганнушкина, повторим вслед за ним три важных критерия психопатий: их влияние тотально (они накладывают отпечаток на всю личность), статично (патологические свойства личности не меняются в течение ее жизни) и вызывают социальную дезадаптацию. Несомненно, учение о психопатиях сильно развилось с тех пор, как их описал П.Б. Ганнушкин, но здесь, к сожалению, не имеет смысла делать подробный разбор каждого автора и его подхода. Достаточно знать об этих трех важных критериях, описанных автором, - они пригодятся нам в дальнейшем.

«Семья» Чарльза Мэнсона

Вернемся к Чарльзу Мэнсону. Его нельзя назвать ни маньяком, ни серийным убийцей. Преступления он совершал не своими руками, modus operandi у него не было - хотя, отметим справедливости ради, был свой почерк. Все это не позволяет назвать Чарльза серийным убийцей в классическом понимании слова.

Но его вполне возможно назвать психопатом. Правда, для постановки точного диагноза необходима личная беседа которая, увы, невозможна. Сама история Чарльза Мэнсона полна различных сложностей, как семейных (нежеланный ребенок, родился у матери-воровки, пытавшейся обменять его на пинту пива), так и социальных (почти два десятка лет, еще до «Семьи», Чарльз провел в тюрьме), которые, несомненно, наложили отпечаток на его личность. Здесь, с известной долей уверенности, можно говорить о социальной дезадаптации.

Но несмотря на это, Мэнсон умело манипулировал людьми, подстраивался под разных людей, от школьниц до байкеров (на что, конечно, повлиял его личный опыт столкновения с абсолютно нестабильной социальной средой), понимал, как необходимо обустроить взаимодействие со своей коммуной, чтобы заставлять ее членов делать все, что ему необходимо. Каким образом это у него получилось?

Дело в том, что Мэнсон находил и приглашал в семью так называемых «потерянных» подростков и молодых людей, которые легко поддавались влиянию харизматичных лидеров. Его культ был достаточно закрытой системой, коммуна жила отдельно, на ранчо, где их никто не тревожил. Мэнсон вводил в практику членов коммуны различные ритуалы, которые скрепляли коммуну еще сильнее.

Согласно теории социальных систем (которая активно используется в системной семейной психотерапии), существуют две крайности - открытая и закрытая системы. Открытая система взаимодействует с окружающим миром, ее участники являются носителями устоев не только этой системы, но и общества в целом. Общество максимально влияет на эту систему, и заставить ее членов сделать нечто девиантное куда сложнее, чем в случае с представителями закрытой системы.

У закрытой системы контакт с обществом минимален, границы «нормальности» размыты, и в ней можно создавать свои правила и нормы. Для усиления подобного эффекта, как показал Филип Зимбардо своим стэнфордским тюремным экспериментом , можно обезличить участников этой системы. В эксперименте Зимбардо это было сделано при помощи присуждения идентификационных номеров испытуемым-заключенным и облачения их в одинаковую одежду. В «Семье Мэнсона» все ее члены, кроме Мэнсона, были коротко острижены. Это дополнительно выделяло лидера коммуны среди остальных, а его подопечные все больше теряли возможность критично относится к происходящему и соглашались на все более изощренные преступления.

Несомненно, Мэнсону ни к чему было специально знакомиться с тюремным экспериментом Зимбардо, сталкиваться с историей тюрьмы «Абу-Грейб» или изучать теории открытых и закрытых социальных систем. Он понимал их законы, если можно так выразиться, на интуитивном уровне.

Мэнсон был умным, начитанным человеком, не стеснявшимся излагать свою позицию на различные социальные проблемы, политику и тому подобное. Он вдохновлял множество деятелей искусства, таких как Мэрилин Мэнсон (сделал его фамилию частью своего псевдонима), рок-группу System of A Down (их композиция A.T.W.A посвящена Мэнсону), группу Kasabian (ее название совпадает с фамилией одной из девушек - членов «Семьи») и другие.

Несмотря на все сказанное, не стоит переоценивать Чарльза Мэнсона. Он, конечно же, был преступником и недостоин восхищения, которым его удостоили фанаты серийных убийц. Они видели в Мэнсоне лидера, чьи идеи приведут их к новому, прекрасному миру, тогда как он был отличным манипулятором, лидером культа, но никак не новым мессией и спасителем.

Наркотики, поклонение дьяволу, секта, жестокие убийства и девять пожизненных заключений. В возрасте восьмидесяти трех лет в тюремной больнице в США — Чарльз Мэнсон.

Его именем в США пугали непослушных детей, рок-звёзды для большего эффекта брали в свои композиции фрагменты его речей и идеологии, иногда даже фамилию. А документальный фильм о его жизни и семье номинировался на "Оскар". Правило, что о покойных — либо хорошо, либо никак - не про Чарльза Мэнсона. Речь идет об одном из самых эпатажных, страшных и жестоких маньяков-убийц в современной истории.

Я ребёнок улиц, маленький беспризорный сорванец. Моя мать — 15-летняя девочка из Кентукки, у которой не было мужа. Она лишь знает, что его зовут Скотт, что он женился на ком-то ещё, и что от него родился Чарли.

Чарльз Мэнсон родился 12 ноября 1934 в Огайо. Его матери Кэтлин Мэддокс было тогда 16 лет, в браке она не состояла, да и доподлинной информации, кто именно был отцом ребенка, нет по сей день. При рождении мальчика назвали "безымянный" или "некий" Мэддокс. Спустя неделю ему дали имя Чарльз, а позже, когда Кэтлин вышла замуж, он получил фамилию Мэнсон.

По факту ребенка никто не воспитывал: мать злоупотребляла алкоголем и занималась проституцией. А когда Чарли было шесть лет, её осудили за вооружённое ограбление. Мальчика отправили к родственникам. С учёбой у Мэнсона сразу возникли проблемы: режим, а затем и закон он начал нарушать в самом юном возрасте.

- Мой дядя говорил: мы не сдаемся и всегда боремся до конца. Он не переносил школ для янки. Когда мне было девять, я поджег школу, я хотел ее изменить.

В 42-м Кэтлин была досрочно освобождена. Момент, когда она обняла сына, вернувшись из тюрьмы, Чарльз позже назвал единственным счастливым воспоминанием из детства. Семейная идиллия длилась недолго: мать пыталась пристроить Чарльза в приемную семью, а затем отдала его под опеку государства. С тех пор ребёнок находился в специальных учреждениях для мальчиков, из которых постоянно сбегал и пытался скрыться, угоняя автомобили и велосипеды. Восемь из первых 19 лет жизни Мэнсон провел за решеткой.

В перерывах между тюремными сроками Мэнсон успел дважды жениться, в каждом браке у него было по ребенку. В местах лишения свободы Чарльз серьезно увлекся музыкой и загорелся идеей покорить Голливуд. Выйдя из тюрьмы в 1967 году, Мэнсон начинает собирать вокруг себя единомышленников. В основном тех, кого жизнь, как и его, выбросила на обочину. В то время в США был расцвет культуры хиппи: наркотики и свободные отношения помогали Чарльзу убеждать. Например, в том, что близится война между черными и белыми, он называл это "Helter Skelter" (кавардак, суматоха) в честь песни группы "Битлз" и говорил, что нужно взять черных за руку и научить их убивать.

- Я им говорил: если вы хотите что-то сделать, оставьте после себя что-то зловещее. То же самое я вам скажу и сейчас: собрались что-то сделать — делайте это хорошо и оставьте напоследок что-то зловещее. Оставьте миру знак, что вы были здесь. Хорошего вам дня!

К 1970 году семья Мэнсона насчитывает более 30 человек. В их числе — музыкант Дэннис Уилсон из группы The Beach Boys. Именно на его помощь в Голливуде надеялся Чарльз. Но с шоу-бизнесом история не сложилась. Главным источником дохода коммуны были грабежи и торговля наркотиками. У группы происходит конфликт с темнокожим дилером, и он становится первой жертвой семьи Мэнсона. Следующей стал музыкант Гарри Хинман. Он умирает от пыток, на стене его дома убийцы пишут кровью "Политическая свинья". Жестокие и извращенные методы становятся фирменным почерком группировки.

Самой известной стала резня в доме режиссера Романа Полански. Чарльз Уотсон в сопровождении трех девушек жестоко убил 5 человек, в том числе жену кинодеятеля, находившуюся на девятом месяце беременности. На следующий день преступники выезжают на новое дело и расправляются с семьей владельца сети супермаркетов. На стенах они снова оставят написанные кровью лозунги.

- Я вижу кровь каждый день: каждый день кого-то застрелят, кого-то до смерти забьют, кого-то зарежут. Вся моя жизнь была наполнена этим. И это не вызывает у меня эмоций. Положите передо мной гору из сотни трупов — реакции не будет никакой.

Суд над членами семьи Мэнсона получил широкую огласку. Эпатажные выступления Мэнсона появлялись на первых полосах газет, и это лишь добавило ему популярности. Поклонницы маньяка выходили на пикеты с призывом отпустить их кумира. Они считали его невиновным и называли борцом за справедливость.

По итогам судебного процесса семерых членов "семьи Мэнсона" приговорили к смертной казни в газовой камере. В 1972 году меру заменили на пожизненное заключение. Большую часть срока Мэнсон провел в тюрьме штата Калифорния, в городе Коркоран. Там он занимался музыкой, живописью и писал книги. Ему даже позволили жениться на 26-летней поклоннице Эфтон Бертон, но благодаря журналистскому расследованию, доказавшему, что ею двигала не любовь, а корыстные мотивы, свадьба не состоялась. Интервью Мэнсон тоже давал — в присущей ему неформальной форме. Путался в показаниях, противоречил сам себе, иногда сами репортёры теряли нить разговора. Но ни разу жестокий убийца не раскаялся и не пожалел о содеянном.