Презентация - система заданий для овладения навыком чтения и дальнейшего его совершенствования. Презентация на тему формирование первоначальных навыков чтения Презентация на тему формирование навыков чтения

Изучить ключевые умения читательской деятельности и определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Учитывать индивидуальные особенности детей.




1 уровень: нетрудные в содержательном и лексическом отношении тексты 2 уровень: нетрудные в содержательном отношении тексты, в которых встречаются новые, ещё непонятные ребёнку слова 3 уровень: предлагаются тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом 4 уровень: большие по объёму и более сложные тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом


Определять тему и основную мысль текста; задавать вопросы по сюжету, отвечать на поставленные вопросы; делить текст на смысловые части; составлять план; сопоставлять и осмысливать поступки героев; выражать своё отношение к героям и обосновывать его; читать наизусть лирические стихи; выделять и объяснять из контекста и с помощью словаря непонятные слова; отмечать ключевые слова; передавать смысл прочитанного; находить в тексте фрагменты (отрывок, эпизод, выражение, слова) на заданную тему.






Подробно или кратко излагать прочитанный текст (можно опираться на план), соблюдая логику пересказа; при кратком пересказе придерживаться главной мысли; составлять план произведения; пересказывать от разных лиц; высказывать и обосновывать оценочные суждения.


Индивидуальное чтение текста; чтение и пересказ в малой группе или в паре; составление плана в паре, краткий пересказ текста (при обучении краткому пересказу); выбор фрагмента произведения в паре, составление плана, пересказ фрагмента (при обучении выборочному пересказу) индивидуальное, парное или групповое творческое завершение пересказа (рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить или изменить, предать содержание от другого лица или в иной логике).




Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний и ударений; соблюдение норм литературного произношения; читать сознательно; делать логические ударения; соблюдать паузы; находить и соблюдать нужную интонацию, в т. ч. передавать голосом эмоциональное состояние героя.




Работа над скороговорками - можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например: Из - под Костромы, из - под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.


Формирования трёх умений · Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. · Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). · Ставить логическое ударение в предложении. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное » слово уточняет смысл всего предложения.


Набор Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко). - запишите предложения в обратном порядке; - запишите только второе и пятое предложения; - запишите предложения с третьего по шестое.


Ученик должен уметь: различать элементы книги (титульный лист, обложка, автор, заглавие, оглавление, иллюстрация); различать типы издания (художественное произведение, сборник, собрание сочинений, учебник, периодическая печать, справочник, энциклопедия); различать жанры произведений (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, былина); различать виды информации (художественная, научно - популярная, деловая и пр.) соблюдать правила обращения с книгой.


К освоению произведений, ученик переходит только после успешного завершения предыдущего уровня; нужно учитывать связи между ключевыми умениями читательской деятельности; одно и то же произведение можно использовать для формирования разных ключевых умений, неоднократно возвращаясь к нему, решая те или иные задачи; учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников; создавать « ситуацию успеха », в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их; только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков литературного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Cлайд 1

Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование различных методик и приёмов обучения.

Cлайд 2

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.

Cлайд 3

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков Навык чтения включает два компонента: техническую сторону и смысловую. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного. Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую.

Cлайд 4

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.К. Сорокина). По данным Г.Л. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем школьники в общеобразовательной школе.

Cлайд 5

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь. Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд.

Cлайд 6

Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Cлайд 7

Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. А при «жужжащем» чтении общий тренаж в течение урока составит 10 × 2 = 20 (чел/мин)

Cлайд 8

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Cлайд 9

Упражнения для совершенствования способа чтения. Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок. Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.

Cлайд 10

Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие. Вот некоторые из них: наблюдение за чтением своих товарищей; «жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в процессе «разминки»); чтение «эхо»; чтение «канон»; чтение «Спринт»; чтение со счётом слов; чтение с простукиванием ритма; чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.

Cлайд 11

Мной заимствован комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения (И.Т.Федоренко, И.Г. Пальченко): - чтение строчек наоборот,что создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения; - чтение пунктирно написанных слов; - чтение строчек с прикрытой верхней половиной; - поиск в тексте заданных слов; - чтение текста через слово; - быстрое многократное произнесение предложений.

Cлайд 12

Условия для развития беглости чтения и правильности чтения: а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго; б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей; в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой заданий; г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.

Cлайд 13

Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения. Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.

Cлайд 14

Методы и приемы формирования осознанного чтения. У школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов,; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами. Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений.

Cлайд 15

Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом. С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они еще активизируют их творческие возможности.

Cлайд 16

Литература: Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2001. Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– Спб.:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. Изд-во “Просвещение”, 2001..

Совершенствование техники чтения Учитель начальных классов Ткаченко Татьяна Валерьевна

  • Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.
  • Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.
Игры с буквами Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, мозаики, красочных веревок, вырезать из цветной бумаги. Развитие речевого аппарата.
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная разминка
  • Чтение чистоговорок
  • Проговаривание скороговорок
  • Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика
  • Обрызгайте белье водой
  • (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
  • В цветочном магазине.
  • Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Артикуляционная разминка
  • АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ… АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ… З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ… Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С… Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи Тра-тро-тру-три бра-бро-бру-бри
Чтение чистоговорок.
  • Чтение чистоговорок.
  • Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му – молока кому? Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
  • Чтение и четкое проговаривание скороговорок
  • Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Проворонила ворона вороненка.
Фонетическая зарядка
  • Самолёты взлетают: у-у-у.
  • Машины едут: ж-ж-ж.
  • Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
  • Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
  • Муха бьётся в стекло: з-з-з.
  • Помоги слову найти последнюю букву.
  • СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В
Таблицы Шульте Постоянная работа с таблицами Шульте, помогает расширить периферийное зрение. Постоянная работа с таблицами Шульте, помогает расширить периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информации в тексте. Растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения. Зрительные диктанты Тексты зрительных диктантов Анаграммы Анаграммы Составить слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке. атлас салат адрес среда банка кабан города дорога камыш мышка Работа над развитием зрительной памяти и восприятия
  • Найди букву, расположенную в ряду букв.
  • В БЯЪЬВЫР
  • Соедини точки. Какие буквы получились?
  • . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  • Скопируй. Допиши. Прочитай
  • Прочитай слова, написанные большими буквами.
  • СнОоМс
Допиши буквы.
  • Допиши буквы.
  • Прочитай заштрихованные слова.
  • Найди среди букв слова.
  • О К Р С О М Д Л Ю С Т Ъ Ш И Т Р А В А Й Соотнеси слово и изображение. лиса белка
Развитие памяти и внимания
  • Игра «Заполним квадраты»
  • Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.
Поймай выделенное слово . Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком. ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак ЛАПА липа, лапа, папа, лиса Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча
  • Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
  • Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э
  • Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов
  • Ага бай сам шар пах Аут баз бык бер вон Выя дар дом бей ели Ему Зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф Тих бия кар лих люк Ляп миф мул мыс мер Нас нет нищ нот гну
  • Чтение буквосочетаний с несколькими согласными в конце слова.
  • Бокс борт борщ верх волк Гонг диск Ейск зюйд Иезд Лувр люфт лязг матч мозг Непр порт корт пунш Рижт Факт финт фунт шурф щедр и др.
Фразы для чтения. Морж мёрз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
  • Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
  • Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пёстр пункт склад Смысл спорт столб стаж треск Хвост Холмс штамп штурм
  • Чтение двуслоговых слов.
  • Аббат бедных браво Абсурд без фар брикет Аган белый бронза Фразы для чтения. Я вверх вёз хлеб. Жнец ждал. Плох дом. На наш дом грач сел.
Заключение
  • При систематическом подходе в использовании этих упражнений ожидается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей.

Cлайд 1

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Cлайд 2

Цель проекта: Формирование всесторонне развитой, успешной, творческой, социально адаптированной в обществе личности.

Cлайд 3

Задачи проекта: прививать интерес к чтению книг повысить внимание к процессу формирования личности дать знания о жизни и окружающем мире развивать самостоятельность мышления учить детей любить книги научить быстро и выразительно читать привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки повышать качество знаний учащихся

Cлайд 4

Основная проблема: Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно

Cлайд 5

Пути решения: установить причину низкой читаемости детей; изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе; применение современных инновационных технологий; довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе; совершенствовать технику чтения; вести контроль знаний по предмету и техники чтения

Cлайд 6

Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Cлайд 7

Виды упражнений: разминка (артикуляционная гимнастика); для развития четкости произношения; шёпотом и медленно; тихо и умеренно; громко и быстро; скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок; наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к

Cлайд 8

Виды упражнений: «игра в прятки», «мнимое слово», «чтение за диктором»; ролевое чтение; хоровое, жужжащее чтение; чтение согласных по таблице: БТМПВФЧКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.; чтение по таблице-треугольнику: м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и

Cлайд 9

Cлайд 10

Какая же должна быть скорость чтения? надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту к концу 3 класса; к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту; во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам;

Cлайд 11

Контроль и учёт знаний техники чтения стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года)

Cлайд 12

Таблица техники чтения № Ф.И. учащихся 1 класс 2006-2007г 2 класс 2007-2008г 3 класс 2008-2009г 4 класс 3 четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Антонова А. Бабаев В. Баранов А. Кодряну А. Макаров А. Невзорова Л. Остроухов Ю Потапов Н. Потапова Е. Струков Д. 61 52 51 80 38 40 40 140 50 65 80 54 53 74 50 40 40 124 53 84 77 60 62 92 56 40 56 130 60 90 110 99 86 - 70 68 68 150 90 120

Cлайд 13

Информационные источники: 1)Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001. 2)Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999. 3)Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990. 4)Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. 5)Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990. 6)Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. – 1990. - №3 7)Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г. 8)Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977. 9)Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

Cлайд 17