Тест философия психоанализа и экзистенциализма. Философия фрейдизма и экзистенциализма

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода: человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.


Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Тиатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Экзистенциализм.

Рубеж ХIХ-ХХ вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию ХХ в. называют «постклассической», так как она отличается от классического этапа своего развития.

ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировые войны, революции, глобальные проблемы), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к своему природному миру, а также к миру науки, культуры, значительно более сложными, чем в прошлые времена. Можно сказать, что диалог человека и науки в наше время, по сути, только начинается, и в этом диалоге родились и рождаются все новые направления философского знания. Рассмотрим некоторые из них.

Многочисленные современные формы позитивизма (от лат.- положительный), своими гносеологическими корнями уходят в Х1Х столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы этого направления в философии и науке.

Позитивизм исходит из того, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных социальных наук и их объединения. Возникнув в период бурного развития естественных наук, позитивизм признает достоверным только физически-опытное знание. Оформившись в особое направление в 30-е гг. Х1Хв. в трудах французского мыслителя О. Конта (он и ввел этот термин), позитивизм прошел три основных стадии развития.

Представителями первой, классической формы позитивизма, кроме его основоположника О. Конта, были Дж. Милль, Г.Спенсер, а в России – Лавров П., Михайловский Н.

В конце Х1Х-нач. ХХ вв. начинается новый,второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм, то есть критика опыта. В его развитии огромная заслуга принадлежит крупному австрийскому философствующему физику Э.Маху и швейцарского философа Р. Авенариуса. Они исходили из того, что философия со своими категориями не должна вмешиваться в опыт, в науку. Мир в целом и вещи в нем – комплексы ощущений. Задача науки – их описание с математической обработкой. Такое описание и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее, (а таковой, якобы, является философия) , следует удалить. Эти идеи Э.Маха большей частью были обусловлены кризисом механики И.Ньютона и классической физики после обоснования А.Эйнштейном своей теории относительности.

Третий этап в развитии позитивизма и одним из основных направлений западной философии является неопозитивизм (логический позитивизм) . Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г. Этот кружокпредложил программуразвития научной философии. В него входили Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Фейгель, Ф.Франк, Л. Витгенштейн и др. Они внесли весомый вклад в решение целого ряда сложных и актуальных методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможность математизации знания, соотношения эмпирического базиса науки и теоретического аппарата. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации, то естьдоказательству, подтверждению. Речь идет о процедуре установления истинности научных положений с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной науке используются методы непосредственной верификации анализа фактов, и опосредованную, логическую. Хотя любая из них является опосредованной, косвенной, поскольку «чистого опыта», зафиксированного в «протокольных предложениях» быть не может, тем не менее, этот метод может быть отнесен к одному из важных признаков научности, считают представители неопозитивизма.

На его смену в 50-х гг. ХХ в. приходит пост-позитивизм – течение современной западной философско-методологической мысли. Он восходит к работам К. Поппера и последующих представителей «философии науки» - Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабанда, Ст. Тулмина и др. Основными его чертами являются:

-резкое изменений отношения к философии и подчеркивание ее роли как одного из факторов научного исследования,

-замена верификации фальсификацией, процедурой по ложности теории или гипотезы эмпирической проверкой посредством наблюдения, измерения, эксперимента.

Таким образом, в науке Х1Хв. преобладали два крупных философских течения. Во-первых – позитивизм, опиравшийся только на естественные науки и решавший все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых, иррационализм, стремившийся постичь человека ненаучными методами, через его эмоции, искусство и т.д. Но ни тот ни другой подходы не давали убедительных ответов на вопросы о природе человека. В начале ХХв. попытку нового философского осмысления человеческой природы было сделано новым направлением в философии – психоанализом.

С воим происхождением психоанализ обязан австрийскому психологу и врачу-психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939гг.) Его учение, громко и, можно сказать, скандально известное за пределами научно-теоретического круга, широко и надолго вошло в общественное сознание. На протяжении целого столетия оно коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с бессознательным началом в человеке – это сексуальность, тема снов и грез, жажды агрессии.

Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ, как метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений больного для проникновения в бессознательные слои его психики. Разработанный им метод позволил ему сформулировать учение о бессознательном. В результате Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры.

Он рассматривает структуру человеческой психики в виде трех слоев: бессознательное (Оно), надсознательное (Сверх-Я) и сознание (Я).

Бессознательное (Оно) – это «кипящий котел инстинктов». В него входят инстинкты и влечения, главное из которых – либидо (любовь), начиная с любви родительской и включая любовь к Родине и т.д. В конечном счете, либидо и определяет все поведение человека. Сознательное (Я)начало старается ограничить биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество всегда накладывало на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяли ему открыто удовлетворять свои биологические потребности. Особенно отношения между полами строго регулировались обычаями, затем законами, всевозможными правилами этикета. Так же в удовлетворении потребности в пище. Этикет народов одинаково порицает чревоугодие, и т.д. Он пишет: «По отношению к Оно – Я, подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…»

Сверх-Я – это переживания и чувства, возникающие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека: чувство вины, желаний, выработанные обществом идеи и настроения, которые регулируют его поведение. И если Оно имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – социально. Поведение человека – это постоянный конфликт между Оно и Сверх-Я, т.е. влечениями и общественно дозволенным. Сильное, но сдерживаемое Оно, продолжает воздействовать на психику человека, вызывая неврозы. Не находя прямого выхода в поведении человека, эта энергия сублимируется – то есть переходит в другие формы психической деятельности человека – так создаются наука, искусство, и т.д.

В ходе своего существования и развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Одним из наиболее видных его представителей является Карл Густав Юнг (1875-1961гг.) Главная теоретическая идея ученого, сделавшая его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия, является коллективное бессознательное, которое он называет архетипом. Он выделяет природные архетипы – Анима и Анимус, носителей женского и мужского начала в мире, подчеркивает их нуминозность (священность). Важнейшим из них считает Самость – образ бога. Ему принадлежит также идея о психологических типах личности: интровертах и экстравертах. Учение психоанализа получило свое дальнейшее развитие в работах А.Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Экзистенциализм (фр.- существовать) наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение нашего времени. В философии экзистенциализма различают две основные школы:

- немецкую: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер,

- французскую : Жан Пол Сартр, Альберт Камю, Габриель Оноре Марсель.

Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 20-е гг. ХХв. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, которые господствовали в философии, начиная с эпохи Просвещения. Новизна его заключена в том, что оно обращено не к выяснению сущности человека, не к изучению природного мира, а к повседневному существованию человека.

Вплоть до Первой Мировой войны большинство европейцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, что общество и человек становятся все более справедливее и гуманнее. Бессмысленность гибели миллионов людей в войнах привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе. История человечества стала представляться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Знаменитое гегелевское утверждение – «все разумное – действительно, все действительное – разумно», было признано ошибочным. Мир не содержит никаких гарантий гуманности и справедливости, не дает никаких нравственных ориентиров.

Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» эти процессы объясняет вырождением европейской цивилизации. А экзистенциалист Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация эпохи» считает, что ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре – это расплата за наивную веру в прогрессивную направленность исторического процесса. Своего расцвета философия экзистенциализма достигла в период Второй мировой войны, когда стал идеологий французского движения Сопротивления. Свобода, смерть, страх, одиночество становятся ведущими темами экзистенциализма. Возможно, поэтому оно не представляло собой цельного и единого учения и его представители часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме – романах, пьесах, эссе. Идеями морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизаны вышедшие в 1942-43гг. книги Экзюпери: «Военный летчик», «Маленький принц» и др.

Одновременно с художественными произведениями проблема моральной ответственности ставилась в философских работах Альберта Камю, Жана Поля Сартра. В работе «Марксизм и экзистенциализм» Ж.П. Сартр, проанализировав недостатки марксизма, делает вывод, что экзистенциализм – это и есть подлинный марксизм новой эпохи.

Тема 9: Русская философия

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия сущест-вования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.

Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.



Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.

Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа

Структура человеческой психики - выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное - представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное - контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.



Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия

Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие ». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя ». Т.о, бытие - это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие - это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон (427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1) мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина (203-269 гг.)сущ 4 вида бытия : самый низший - это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия - мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия - мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия - особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя » выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Тема : Философия экзистенциализма и психоанализ.

Цель работы: уметь анализировать философию экзистенциализма и психоанализ.

Задание №1: Раскрыть проблему свободы и становления
личности в экзистенциализме.

Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор. Он вы­ступил против рационализма классической философии, обвинив ра­зум в поглощении индивидуальности.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущ­ность (смысл, замысел) человеческого существования находится в са­мом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуа­циях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единствен­ное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование.

Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, выска­зывал недоверие к разуму. Учение С. Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, преж­де всего Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие исти­ны - жизнь, смерть - не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно. Философия и есть переживание вечного в конечном суще­ствовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание - это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования чело­века, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой вой­ны Николай Бердяев, Леонид Андреев, в Германии - Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, в середине XX в. получил широкое распространение во француз­ской культуре- Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуа, Альбер Камю (1913-1960) .



Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые по­падает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологиче­ской катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Чело­веку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.

Многие из философов-экзистенциалистов занимались литератур­ным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнению экзистенциали­стов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Предста­вители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

Основные черты экзистенциализма - обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.

Задание №2: Определить основное философское значение психоанализа.

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на соци­альные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательно­го, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая при­суща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значитель­ной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический ап­парат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удоволь­ствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознатель­ного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоана­литическую систему, согласно которой в основе бессознательного ле­жит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схе­му, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - ин­стинкт жизни, и «Танатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохра­нения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, сле­дуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементар­ным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­там культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, - проблема конфликта че­ловека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Задание №3: Раскрыть основные характеристики двух моделей поведения по Фромму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрей­дизма, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

В частности, Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выя­вил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т. д. Цель его фи­лософии - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

Эрих Фроммразвил представление о двух моделях поведения, выбираемых индивидом. Или он идет по пути приобретательства, стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность, - путь, который выбрало большинство населения западных стран, названных «потребительским обществом». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отношение любовно-творческое.

Основной вывод «Искусства любить» Фромма, что любовь «является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существования». Поэтому «всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы».

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности;

2. Проанализируйте учение С. Кьеркегора;

3. Выявите цель фи­лософии Эриха Фромма.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии.. философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека.. в мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: - Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм
Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом. Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма
Агностицизм? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности
Позитивизм- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати


В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер


Проблема - научный вопрос
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических)
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества
Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отнош

Общество как подсистема объективной реальности
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид