Вопрос: Какие идеи и требования отстаивались участниками европейских революций. Какие требования выдвигать копирайтеру? Лидеры правого крыла

1. Какие принципы были положены в основу переустройства Европы на Венском конгрессе? Почему европейским монархам не удалось добиться поставленных целей?

Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц – России, Пруссии, Австрии и Великобритании – в международных отношениях. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений, и был создан Священный союз европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.

Монархам не удалось добиться поставленных целей – противодействовать революциям, т.к. страны придерживались разных целей во внешней политике и основывали ее на разных идейно-политических принципах.

2. Какие идеи отстаивали и какие требования выдвигали участники европейских революций? В какой степени они были реализованы?

Участники европейских революций отстаивали идеи просвещения: конституционное устройство, ограничение власти монарха, переход от монархической формы к республиканской, разделение властей, гарантия гражданских прав и свобод.

3. Какие политические изменения произошли в Европе во второй половине XIX в.?

Во второй половине XIX века в Европе произошло объединение Италии и Германии в единые национальные государства

4. Сравните результаты революций во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии.

Революционные события во всех европейских странах окончились безрезультатно, за исключением Франции, где была свергнута монархия и провозглашена республика. Тем не менее, за неудавшимися революциями последовали реформы, призванные частично решить те вопросы, которые не были решены революционным путем. Так Австрийская империя, раздираемая национальными противоречиями, была преобразована в двуединую монархию – Австро-Венгрию.

5. Почему Великобритании удалось избежать революционных потрясений?

Великобритании удалось избежать революционных потрясений благодаря тому, что либерально настроенные политики своевременно убеждали правительство провести реформы и решить назревшие реформы, как это было с несколькими реформами избирательного права, когда постепенно расширялась избирательная база, даровав к концу XIX века это право всем мужчины.

6. Почему победа Севера в Гражданской войне в США дала стимул индустриальному развитию страны?

Потому что Север представлял собой промышленно развитый регион, в то время как ЮГ больше был ориентирован на плантационное хозяйство. Победа Севера над Югом позволила северной промышленности получить доступ к аграрным ресурсам юга, что стимулировало индустриальное развитие.

7. Представители буржуазии в период революции 1848 г. во Франции выдвигали следующие обвинения в отношении рабочих: «Временное правительство пыталось предоставить вам право на труд. Но при всей полноте его власти ему удалось добиться только того, чтобы послать 120 или 130 тыс. лодырей на земляные работы, которых те и не думали производить, но за которые им хорошо платили. Если они не работали, то не потому, что считали эти работы почти бесполезными, но потому, что они претендовали на то, что государство обязано кормить их даром. ...А несчастный крестьянин вносил налог в 45 сантимов, чтобы оплачивать таких превосходных рабочих. ...Крайняя нищета, которая бросается в глаза в городах, особенно в крупных, вызывается главным образом неправильным, безнравственным образом жизни рабочих. Если бы последние руководствовались духом благоразумия и искренними чувствами к своей семье, то они редко бы впадали в нужду».

Считаете ли вы данные обвинения справедливыми? Обоснуйте своё мнение.

Да, эти обвинения отчасти были справедливыми, т.к. безработные видели в организации работ лишь способ получить от государства денег, но при этом не хотели нести ответственности за свой труд, старались увильнуть от работы. С другой стороны эти обвинения не совсем справедливы, т.к. предоставляя работу, государство не заботилось о духовном просвещении рабочих, предполагая. Что ответственное отношение к труду возникает само по себе.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы , либералы и радикалы . У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы . Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов , а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев , Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы . Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.


Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин , Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Социальную основу консерватизма в России составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. В пореформенный период консервативная идеология продолжала развиваться в рамках теории «официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ, укрепление позиций дворянства, помещичье землевладение. Они отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерватизма были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министр внутренних дел Толстой, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь, реакционная печать.

Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.

Либеральное народничество

Либеральные народники . Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма.

Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»), С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский , Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н, Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Рабочее движение в 70-90 гг. XIX в. Зарождение социал-демократии (80-90 гг. XIX в)

Рабочее движение в 60-70 гг. По мере развития промышленности рос пролетариат, пополняясь за счет разорившихся крестьян и кустарей, со временем - детей рабочих. Постепенно формировался отряд кадровых пролетариев. Условия труда и быта рабочих в России были невероятно тяжелыми. Аграрное перенаселение и наличие резервной армии труда обусловливали дешевизну рабочей силы.

Продолжительность рабочего дня в 1860-1870 гг. составляла 13-14 часов, на отдельных производствах до 15-17 часов. Широко применялся женский и детский труд (12-14 часов), оплачиваемый гораздо ниже. Правительственный закон 1882 г. ограничил, но не запретил детский труд. Заработки произвольно устанавливались хозяевами предприятий. Штрафы отнимали 25-40% платы. Ни страхования, ни пенсионного обеспечения не существовало. Рабочие платили за жилье (углы и койки) в перенаселенных фабричных бараках и продукты, которые их вынуждали брать в фабричной лавке.

Невыносимые условия и полное бесправие толкали их на борьбу. В 60-е гг. преобладали неорганизованное и пассивное сопротивление (прошения к администрации, побеги). Но началось и стачечное движение: с 1861 по 1869 гг. в России произошло 63 стачки. Они имели форму бунта: бастующие ломали оборудование, избивали администраторов.

В 70-х гг. борьба активизировалась: с 1870 по 1879 гг. - 326 стачек. Особо известна стачка на Невской бумагопрядильной фабрике в Петербурге (1870 г.). Отказ повысить зарплату привел к полной остановке предприятия. Власти подали на забастовщиков в суд, но там открылась столь ужасная картина эксплуатации, что приговоры оказались минимальными: несколько дней ареста. Крупной была и стачка на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 г. (6 тыс. стачечников), подавленная войсками.

Первые рабочие организации. Первой из них в России стал "Южнороссийский союз рабочих" (организован в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Заславским). Устав "Союза" воспринял некоторые положения документов 1 Интернационала, но не был свободен от народнических взглядов. В задачи "Союза" входили "пропаганда идей освобождения рабочих из-под гнета капитала" и "борьба с установившимся экономическим и политическим порядком". Ядро организации составляли 60 рабочих и около 200 сочувствующих. В декабре 1875 г. “Союз” был разгромлен полицией, 15 его участников, включая Заславского, преданы суду.

В 1878 г. в Петербурге возник "Северный союз русских рабочих" - около 200 членов и столько же сочувствующих. Руководители - Обнорский и Халтурин. В нелегальной программе "К русским рабочим" выдвигались требования политической борьбы с "существующим политическим и экономическим строем", ликвидация сословности, введение обязательного и бесплатного обучения, ограничение рабочего времени, запрещения детского труда, обеспечения свободы слова, печати, собраний. "Северный союз" попытался издавать нелегальную газету (первый и единственный номер "Рабочей зари"). В 1879 г. он прекратил свое существование. Обнорский был арестован, Халтурин примкнул к "Народной воле", занявшейся террором.

Рабочее движение в 80-е гг. еще более усилилось. С 1880 по 1884 г. произошла 101 стачка (99 тыс. рабочих), в 1885 - 1889 гг. - 221 стачка (223 тыс. рабочих). Центры движения - Петербургский и Центральный промышленные районы, но включились и рабочие других районов, национальных окраин.

Широко известны события на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве (январь 1885 г.). Здесь была изощренная система штрафов, а зарплата рабочих в 1882- 1884 гг. снижалась 5 раз. Когда ее вновь снизили (на 25 %), началась стачка. После разгрома фабричной лавки, квартир администрации стачка усилиями руководителей (Моисеенко, Волков) стала организованной. Среди требований особенно важным было о государственном контроле за зарплатой и условиями найма на работу. Последовала вооруженная расправа. Суд оправдал 33 рабочих, поскольку открылись факты чудовищного притеснения.

Широкой размах стачечного движения в России заставил правительство в 80-90 гг. издать ряд законов, регламентирующих условия труда женщин и детей, взимание штрафов (должны использоваться на нужды рабочих), выплату зарплаты и увольнения; введена фабричная инспекция.

Марксистское течение получило оформление с момента создания Г.В. Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В 80 - 90-е гг. в разных городах России возникают социал-демократические кружки и группы, марксистские положения увлекают социалистически ориентированную интеллигенцию. Распространение марксизма в России явилось следствием процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следования западно-европейской модели исторического развития.

Распространение марксизма отражало процесс европеизации русской общественной мысли. Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представители утверждающейся социал-демократии, и будущие либералы - «легальные марксисты», позже порвавшие с социал-демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, то вторые увлекались философией экономического материализма, реформистской стороной марксизма.

Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Г.В. Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основной преобразующей силе общества, В.И. Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал-демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП. Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.

Причины подъема общественного движения. Главная - coxpанение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегиро ванным положением дворянства, отсутствием демократических сво­бод. Другая- нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса также активизировали общественное движение.

Отличительной чертой общественной жизни России второй поло­вины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспых­нувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.

В пореформенный период окончательно оформились три направ­ления в общественном движении - консерваторы, либералы и ради­калы. У них были разные политические цели, организационные фор­мы и методы борьбы.

Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по прежнему объявлялось важнейшим устоем государства,. Православие провозглашалось основой духов­ной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди­нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол­стой, М. Н. Катков.

Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто­рического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введе­нии конституционных начал, демократических свобод и продолже­нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор­ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства.

Они считали рефор­мы главным методом социально-политической модернизации России Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре­сов»- ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характе из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближен и с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта».

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861- 862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянкое восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления, один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинской молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

«Земля и воля» (1861-1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие мест­ного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи­ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз­ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Спад кре­стьянского движения, усиление полицейского режима - все это привело к их само­роспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестова­ны, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск ра­дикалов первой половины 60-х годов.

Среди народников сложилось два направления: революцион­ное и либеральное.Революционные народники. Их идеи - Будущее страны - в общинном со­циализме. Их идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым - были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и за­говорщического.

М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. задача - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он при­зывал к его уничтожению. Эта идея стала основой теории анархизма.

П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки кре­стьянства.

П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. |По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные рево­люционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет на­род в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 моло­дых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», на­деясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственниче­ской психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа преду­сматривала осуществление социалистической революции путем свер­жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа­ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинскии, IН. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

«Черный передел». В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеха­нов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали органи­зацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность ос­новным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля». В том же году другая часть землевольцев соз­дала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили

A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов,

B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми­тет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в револю­ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за­давлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку поли­тического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредитель­ного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим.

Народовольцы провели ряд террористических акций против пред­ставителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз под­твердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею рево­люционных народников об особом, некапиталистическом пути разви­тия России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в обществен ном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических мето­дах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации поме­щичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они из­брали культурно-просветительскую работу среди населения

Радикалы в 80 -90-х годах XIX в. В этот период в радикаль­ном движении произошли коренные изменения. Революционные на­родники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разо­чаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил привержен­ность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европей­ской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетар­ской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народниче­ской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат.

Группа «Освобождение тру­да» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение тру­да» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах раз­вивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь эко­номические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственно­го вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольне­ния, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство­вало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо­чих, занятых в разных отраслях:

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе­динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ленин, Л. Мартов и др. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали лис­товки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распро­странения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки.Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, Упорная борьба, заставила правительство пойти на уступки: был издан за­кон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой - оно обруши­ло репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй поло­ни не 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., Они выступали за реформистский путь преобразова­ния страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осу­ществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая рево­люционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Одним из наиболее значимых исторических событий середины XIX века в Великобритании стало так называемое чартистское движение. Это была своего рода первая консолидация усилий рабочих в стране по отстаиванию своих прав. Размах этой политической акции пролетариев не знал до того аналогов в истории Британии. Давайте выясним причины возникновения чартизма, проследим за его ходом, а также установим, почему чартистское движение потерпело неудачу.

Предыстория

До второй четверти XIX века главной революционной силой в Великобритании оставалась буржуазия. В конце концов, добившись проведения парламентской реформы в 1832 году, которая привела к значительному расширению её представительства в Палате общин, буржуазия фактически стала одним из правящих классов. Рабочие также приветствовали проведение реформы, так как отчасти она была и в их интересах, но, как оказалось, далеко не полностью оправдала надежды пролетариев.

Постепенно пролетариат становился главной революционной и реформаторской силой в Великобритании.

Причины движения

Как можно понять из вышесказанного, причины чартистского движения крылись в неудовлетворенности рабочих своим политическим положением в стране, в ограничении их права выбора представителей в парламент. Масло в огонь подлили экономические кризисы 1825 и 1836 годов, особенно последний, который и являлся своеобразным спусковым крючком для начала движения. Следствием этих кризисов стало падение жизненного уровня и массовая безработица среди пролетариата. Особенно бедственное положение было в западном Ланкашир. Все это не могло не вызвать неудовольствие рабочих, которые хотели иметь больше инструментов влияния через парламент на экономику страны.

Кроме того, в 1834 году парламентом был принят так называемый закон о бедных, который ужесточал положение рабочих. Формально начало чартистского движения было связано с протестами именно против этого закона. Впрочем, впоследствии более фундаментальные цели вышли на первый план.

Таким образом, причины чартистского движения имели комплексный характер, объединяя политические и экономические факторы.

Начало движения чартистов

Начало чартистского движения, как уже было сказано выше, большинство историков относят к 1836 году, хотя точная дата определена быть не может. В связи с началом очередного экономического кризиса начались массовые митинги и акции протеста рабочих, иногда насчитывающие сотни тысяч людей. Возникновение чартистского движения изначально, скорее, было спонтанным и основывалось на протестных настроениях представителей, а не было организованной единой силой, четко ставящей перед собой единую цель. Как было сказано выше, первоначально активисты движения выдвигали требования отмены закона о бедных, поэтому после проведения каждого митинга подавалось огромное количество петиций в парламент об аннулировании данного законодательного акта.

Тем временем разрозненные группы протестующих стали объединяться между собой и укрупняться. Например, в 1836 году в Лондоне возникла Лондонская ассоциация рабочих, которая объединила целый ряд более мелких организаций пролетариата. Именно это объединение в будущем стало главной политической силой чартистского движения в Великобритании. Оно же первым выработало собственную программу требований к парламенту, состоящую из шести пунктов.

Течения чартистов

Нужно сказать, что практически с самого начала протестов в движении наметились два основных крыла: правое и левое. Правое крыло выступало за союз с буржуазией и придерживалось в основном политических методов борьбы. Левое крыло было более радикально настроено. Оно резко отрицательно относилось к возможному союзу с буржуазией, а также придерживалось мнения, что поставленные цели удастся добиться только насильственным путем.

Как видим, методы борьбы чартистского движения довольно сильно отличались, в зависимости от конкретного его течения. Это в будущем и послужило одной из причин поражения.

Лидеры правого крыла

Чартистское движение было отмечено наличием целого ряда ярких лидеров. Правое крыло возглавляли Уильям Ловетт и Томас Эттвуд.

Уильям Ловетт родился в 1800 году в окрестностях Лондона. Ещё в молодости переехал в столицу. Вначале он был простым столяром, затем стал президентом Общества столяров. Оказался под сильным влиянием идей Роберта Оуэна - социалиста-утописта первой половины XIX века. Ещё с 1831 года Ловетт начал участвовать в различных протестных рабочих движениях. В 1836 году был одним из основателей Лондонской ассоциации рабочих, которая и стала основным костяком чартистского движения. Как представитель так называемой рабочей аристократии, Уильям Ловетт выступал за союз с буржуазией и за политическое решение вопроса гарантии прав рабочих.

Томас Эттвуд был рожден в 1783 году. Известный банкир и экономист. С молодых лет он активно участвовал в политической жизни города Бирмингема. В 1830 году стоял у истоков партии Бирмингемский политический союз, которая должна была представлять интересы населения этого города. Эттвуд являлся одним из самых деятельных сторонников проведения политической реформы 1932 года. После неё был избран в парламент в где считался одним из самых радикальных депутатов. Сочувствовал умеренному крылу чартистов и даже принимал активное участие в движении, но потом отошел от него.

Лидеры левого крыла

Среди лидеров левого крыла чартистов особым авторитетом пользовались Фергюс О’Коннор, Джеймс О’Брайен, а также священник Стефенс.

Фергюс О’Коннор был рожден в 1796 году в Ирландии. Получил образование адвоката, активно практиковал. О’Коннор являлся одним из активных участников национально-освободительного движения в Ирландии, развернувшегося в 20-х годах XIX века. Но затем вынужден был переехать в Англию, где начал публикацию газеты «Северная Звезда». Как только началось чартистское движение, стал лидером его левого крыла. Фергюс О’Коннор являлся приверженцем революционных методов борьбы.

Джеймс О’Брайен также являлся уроженцем Ирландии, родился он 1805 году. Стал известным журналистом, используя литературный псевдоним Бронтер. Выступал в роли редактора в ряде изданий, которые поддерживали чартистов. Джеймс О’Брайен в своих статьях старался придать движению идеологическое обоснование. Изначально отстаивал революционные методы борьбы, но позже стал сторонником мирных реформ.

Таким образом, лидеры чартистского движения не имели общей позиции по методам борьбы за права рабочих.

Подача петиции

В 1838 году была выработана общая петиция протестующих, которая называлась Народной хартией (Peoples charter). Отсюда и произошло название движения, которое поддерживало эту хартию - чартизм. Основные положения петиции были закреплены в шести пунктах:

  • предоставление всем мужчинам старше 21 года;
  • отмена имущественного ценза на право избираться в парламент;
  • тайна голосования;
  • одинаковые избирательные округа;
  • материальное вознаграждение парламентариям за выполнение законодательных функций;
  • годичный срок избрания.

Как видим, в петиции были обозначены далеко не все главные задачи чартистского движения, а только те, которые касались выборов в палату общин.

В июле 1839 года петиция была передана в парламент с более чем 1,2 млн подписей.

Дальнейший ход движения

В парламенте хартия была отвергнута подавляющим числом голосов.

Уже через три дня в Бирмингеме был организован митинг в поддержку петиции, который закончился столкновением с полицией. Результатом столкновений стало множество жертв с обеих сторон, а также масштабный пожар в городе. Чартистское движение стало принимать насильственный характер.

Вооруженные столкновения начались и в других городах Англии, например в Ньюпорте. Движение было разогнано в конце 1839 года, многие его лидеры получили тюремные сроки, а сам чартизм на время затих.

Но это было только временное явления, так как сами первопричины чартизма не были устранены, а итоги чартистского движения на этом этапе не устраивали пролетариат.

Уже летом 1840 года в Манчестере была основана Центральная организация чартистов. В ней победу одержало умеренное крыло движения. Было принято постановление, добиваться своих целей используя исключительно мирные методы. Но вскоре, радикальное крыло опять стало возвращать свои прежние позиции, так как конституционные способы не давали желаемого результата.

Следующие хартии

В 1842 году в парламент была подана новая хартия. По сути, требования в ней не менялись, но преподносились в гораздо более резкой форме. На этот раз собранных подписей было более чем в два с половиной раза больше - 3,3 млн. И опять результаты чартистского движения не смогли порадовать его участников, так как и эта новая петиция была отклонена значительным большинством депутатов парламента. После этого, как и в прошлый раз, прокатилась волна насилия, но уже в меньших масштабах. Опять последовали аресты, но из-за нарушения процедуры почти все задержанные были отпущены на свободу.

По прошествии значительного перерыва, в 1848 году, поднялась новая волна чартистского движения, спровоцированная очередным промышленным кризисом. В третий раз в парламент была подана петиция, на этот раз насчитывающая 5 млн. подписей. Правда, данный факт вызывает большие сомнения, ведь в числе подписантов значились довольно известные личности, которые просто не могли подписать эту петицию, например королева Виктория и апостол Павел. После того как это открылось, хартия даже не была принята парламентом к рассмотрению.

Причины поражения движения

Впоследствии чартизм больше никогда не возобновлялся. Это было его поражением. Но почему чартистское движение потерпело неудачу? В первую очередь это было связано с тем, что его представители четко не понимали своей конечной цели. Кроме того, лидеры чартистов по-разному видели методы борьбы: одни призывали применять только политические способы, а другие считали, что цель чартистского движения может быть достигнута только революционным путем.

Немалую роль в затухании движения сыграло и то, что после 1848 года экономика Великобритании начала стабилизироваться, а уровень жизни населения расти, что в свою очередь снизило планку социальной напряженности в обществе.

Последствия

В тоже время нельзя сказать, что итоги чартистского движения были абсолютно негативными. Были и значительные прогрессивные моменты, которые можно рассматривать как уступки парламента чартизму.

Так, в 1842 году был введен подоходный налог. Теперь граждане облагались соответственно их доходу, а значит, и возможностям.

В 1846 году были отменены хлебные пошлины, которые делали хлеб значительно дороже. Их снятие позволило снизить цену на хлебобулочные изделия, а соответственно, уменьшить расходы бедняков.

Главным же достижением движения считается законодательное снижение в 1847 году рабочего дня для женщин и детей до десяти часов в день.

После этого рабочее движение надолго замерло, но снова возродилось в конце 60-х годов XIX века в виде тред-юнионов (профсоюзное движение).