Физическая, психологическая и интеллектуальная готовность детей к школе. Тема: Специальная подготовка старших дошкольников к школе

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго­гической литературе понятие готовности определяется как много­гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, ум­ственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое раз­витие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде­ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, ко­торое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающи­ми взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отноше­ние ребенка к самому себе.

Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста инте­реса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответст­вии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности вхо­дит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, уме­ние планировать своп деятельность.

В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас зна­ний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., разви­тая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.



Важно развить эстетические чувства, творческое воображе­ние, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним иэ важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадапта­ции являются:

неправильное отношение к ученику;

неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

неблаго­приятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

неблагоприятная се­мейная микросреда

Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации : ака­демическую, социальную и личностную

. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхож­дения ребенка в новую социальную группу.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как пред­ставителя новой социальной общности (Я - школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), асси­миляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные по­казатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

62. показатели готовности воспитанников к школе. (общая и специальная готовность).

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе..

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надоуметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общатьсяс детьми и взрослыми..

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

63.Формы взаимодействия д/у и начальной школы Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственностивключает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ : общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники ;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Специальная подготовка старших дошкольников к школе

1.1 Сущность процесса подготовки детей к школе

Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто способом подготовки себя к будущему и не только деятельностью по усвоению знаний, обучение в школе переживается и осознается детьми как их собственные трудовые обязанности, как их участие в жизни окружающих людей. В этой связи то, как будут справляться маленькие школьники со своими обязанностями в школе, неуспех или успех в учебной деятельности, имеет для них острую аффективную окраску. Из вышесказанного следует, что вопросы школьного обучения -- это не просто вопросы интеллектуального развития и образовательной деятельности детей, но также и формирования их личности и вопросы воспитания.

Согласно утверждению Козловой С. А. существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка к обучению в школе:

1.Общее развитие. К тому моменту, когда старший дошкольник станет младшим школьником, его общее развитие должно находиться на определенном уровне. В первую очередь это касается развития внимания, памяти и особенно интеллекта. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает как уже имеющийся у ребёнка запас представлений и знаний, так и способность функционировать во внутреннем плане, или, другими словами, проводить некоторые действия в уме.

2.Воспитание способности произвольно управлять собой. У старшего дошкольника яркое восприятие, легкая переключаемость внимания и хорошо развитая память, но управлять ими произвольно ребёнок еще не умеет должным образом. Старший дошкольник способен в деталях и надолго запомнить определённый разговор взрослых или событие, если оно чем-то привлек внимание ребёнка. Но сосредоточиться длительное время на чём-то, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Но эту способность необходимо развить к моменту прихода в первый класс, как и способность гораздо более широкого плана - выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что надо, хотя, вполне возможно, ему и совсем не хочется.

3.Формирование мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный интерес, проявляемый ребятишками-дошкольниками к обучению в школе. Имеется в виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать побудительной причиной стремления детей к получению знаний Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: 1988 г. .

По мнению Козловой С. А., эти линии важны в равной степени, и ни одну из них, ни в коем случае нельзя упускать из виду, для того чтоб учеба детей не захромала в самом начале.

Существует огромное множество различных методик, которые позволяют проверить подготовленность ребенка к обучению в школе. Но, по какой бы из методик не велась специальная подготовка старших дошкольников к обучению в школе, и какими бы рекомендациями при этом не пользовались, и какие бы проверочные тесты для этого не выполняли заранее для тренировок не стоит натаскивать дошкольника.

По мнению Козловой С. А. специальная подготовка к школе - является кропотливым занятием, и отличные результаты возможны лишь при планомерных и систематических занятиях.

Таким образом, необходимо помнить, что в воспитании, добиться чего-либо одноразовым усилием нельзя. Из этого следует, что только постоянная и систематическая деятельность способна обеспечить необходимые результаты. Трудно назвать определённые тесты и задания, которые наиболее эффективны, в связи с тем, что они, определяются в зависимости от специализации класса и школы в целом. Имеются специальные школы, в которых углубленно изучаются некоторые предметы, школы, где ряд школьных дисциплин начинаются не со старших классов, а уже с первого класса обучения идет обучение детей иностранному языку, или углубленное изучение математики. Также имеются специальные гимназические классы, условия поступления в которые несколько строже, чем в обычные, общеобразовательные.

Козлова С. А. утверждает, что основой любых знаний являются те знания, умения и навыки, которыми овладевает дошкольник с тем, чтобы, поступив в школу, успешно в ней учиться.

Специальная подготовка к школе - процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми, как уже было сказано выше, следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Козлова С.А. выделяет следующие виды готовности к школе:

· психологическая готовность;

· физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений;

· специальная умственная готовность: умение читать, считать, писать

· нравственно-волевую готовность;

· личностную готовность.

Рассмотрим данные виды более подробно.

Не редко разнообразные аспекты, которые касаются развития различных психических процессов, в том числе и мотивационной готовности, объединены термином психологическая готовность.

По мнению Козловой С.А. она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

А на современном этапе важно, чтобы родители, которые являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у старшего дошкольника может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

· способность управлять своим поведением

· умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

· стремление преодолевать трудности

· стремление к достижению результата своей деятельности.

Козлова С. А. утверждает, что общая физическая готовность ребёнка к школе включает: рост, нормальный вес, мышечный тонус, объем груди, пропорции и прочие показатели, которые соответствуют нормам физического развития детей школьного возраста. Состояние слуха, зрения, моторики (в особенности мелких движений пальцев и кистей рук). Состояние нервной системы ребенка: степень её уравновешенности и возбудимости, подвижности и силы. Общее состояние здоровья.

Как утверждает Козлова С. А., будущий первоклассник должен обладать следующими нравственно-волевыми качествами:

· настойчивость,

· трудолюбие,

· усидчивость,

· дисциплинированность

· внимание

· любознательность и т.д.

От этих качеств зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно в дошкольном возрасте необходимо вырабатывать эти качества Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г. .

Важная задача перед родителями - научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Согласно утверждению Козловой С. А. родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе, по мнению Козловой С. А. - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Необходимо больше давать ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.

И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками - грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.

К интеллектуальной готовности Козлова С. А. относит не только кругозор, словарный запас, специальные умения, но также и уровень развития познавательных процессов, а именно их ориентировку на зону ближайшего развития, наивысшие формы наглядно-образного мышления; способность выделять учебную задачу, превращая её в самостоятельную цель работы.

Под социально-психологической и личностной готовностью, как утверждает Козлова С. А., понимается:

· сформированность социальной позиции («внутренняя позиция школьника»);

· образование группы нравственных качеств, которые необходимы для учения;

· создание произвольности поведения, а также качеств общения со взрослыми и сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность принято считать сформированной, если дети способны принимать решение, ставить цель, намечать план действия, прилагая определённые усилия для его реализации, преодолевая препятствия. У детей развивается произвольность психических процессов.

В зависимости от выбора определённой концепции подготовленности детей к систематическому обучению в школе необходимо выбрать основные её критерии, а также подобрать необходимые методики для их диагностики.

В качестве критериев выявления уровня подготовленности детей к обучению в школе Козлова С. А. приводит следующие показатели:

1. желание учиться;

2. нормальное физическое развитие и координация движений;

3. управление своим поведением;

4. проявление самостоятельности;

5. владение приемами умственной деятельности;

6. отношение к товарищам и взрослым;

7. умение ориентироваться в пространстве и тетради;

8. отношение к труду.

Готовность по первому критерию подразумевает наличие мотивов к обучению, а именно отношение к нему как к достаточно важному и значимому делу, интерес к определенным учебным занятиям и стремление детей к приобретению знаний.

Второй критерий предполагает достаточную степень развития мускулатуры, точности движений, готовности руки к выполнению точных, мелких и различных движений, согласованность глаза и движения руки, способность владеть карандашом, ручкой, кисточкой.

Содержание третьего критерия сводится к произвольности внешнего двигательного поведения, которая обеспечивает возможность выдержать режим школы и организовать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями с целью целенаправленного наблюдения явлений и сосредоточенности внимания с целью запоминания содержащихся в учебнике или излагаемых педагогом сведений.

В четвертом критерии отражено проявление самостоятельности, его можно рассматривать в качестве стремления искать определённые способы объяснения и решения всего удивительного и нового, побуждение применять различные пути, давать разнообразные варианты решений, обходясь в своей практической работе без помощи посторонних людей.

Пятый критерий - это владение некоторыми приемами в умственной деятельности, предполагающее конкретный уровень развития познавательных процессов детей. Это является дифференциацией восприятия, которое позволяет наблюдать явления и предметы, выделяя в них определённые стороны и свойства, овладевание логическими операциями, а также способами осмысленного запоминания материала.

Шестой критерий включает формирование у ребёнка привычки и желания трудиться как для себя, так и других, осознание важности и ответственности выполняемого им поручения.

Седьмой критерий включает ориентировку во времени и в пространстве, знание единиц измерения, наличие чувственного опыта и глазомера.

Восьмой критерий заключается в способности работать в коллективе, считаться с желаниями и интересами товарищей, а также владеть навыками общения с взрослыми и сверстниками. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание.- М.: 1993 г.

При приеме старших дошкольников в школу, в процессе их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

В связи с перечисленными выше критериями, по мнению Козловой С. А., родителям будущих первоклашек необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

· Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

· По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

· Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г. .

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы. Задачи диагностической работы: 1...

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно...

Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз-можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе...

Морально-волевая подготовка детей к школе

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того...

Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы

Трактовка терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в педагогической литературе. Поскольку в своей работе мы ставили целью выявление оптимальных путей организации обучения английскому языку...

Основы подготовки детей к обучению математике в школе

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения...

Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития

Многие ученые (Т.А. Власова, М.С. Певзнер , К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова и др.) отмечают у детей с задержкой психического развития пониженный уровень обучаемости...

Подготовка детей в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения

Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития. Базовое звено дошкольного образования - ДОУ...

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни...

Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами законодательства РФ об образовании», «Уставом детского сада»...

Условия формирования готовности к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребенка как субъекта познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б...

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Еще двадцать лет назад первоклассники не умели читать, писать, считать. Всему этому дети обучались в школе, при этом интеллектуальное развитие не страдало. На сегодняшний день ситуация совсем другая.

Воспитатели и преподаватели, подстраиваясь под законы рыночной экономики, охотно отвечают потребителям (родителям) и учат.

Страх перед будущим заставляет родителей основательно готовить малыша к школе. Подготовка к школе становится главной целью не только родителей, но и воспитателей, психологов, работающих с дошкольниками.

На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Одним из вариантов является частный детский центр, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

В детских центрах, работающих по стандартным программам, например, М.А. Васильевой, дети получают навыки счёта, чтения, у них развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее. Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
наличие интереса к учению и получению новых знаний;
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание .

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.
Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
Арифметические знаки: « », «-«, «=».
Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.
Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Складывать пазлы без помощи взрослого.
Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Выполнять аппликации.

6) Речь.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
Понимать и объяснять смысл пословиц.
Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.


«Специальная подготовка старших дошкольников к школе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у младшего школьника. Проблема формирования этой стороны готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения.

Доказано, что у детей не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

Специальная подготовка старшего дошкольника к обучению в школе - это важнейший итог обучения и воспитания ребёнка в дошкольном учреждении и семье. Содержание данной подготовки, как правило, определяется системой требований, предъявляемых ребёнку школой. Данные требования сводятся к необходимости ответственного отношения к учёбе и школе в целом, а также выполнения умственной работы, произвольного управления своим поведением, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, которые определяются совместной деятельностью. Качества, которые необходимы школьнику, по мнению психологов, не могут, складываться вне процесса обучения.

У ребенка, который не подготовлен должным образом к обучению школе умственные способности и связная речь не развиты в достаточной мере, в связи с этим он не умеет сравнивать предметы, задавать вопросы, выделять главное, сравнивать явления, у него отсутствует привычка к необходимому контролю над собой. Такой ребёнок часто не обладает достаточной инициативностью, в связи с этим он расположен к шаблонным решениям и действиям, не стремясь к творчеству. Такого ребёнка затрудняет общение со сверстниками взрослыми в отношении учебных задач, отсутствует интерес к познанию.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть специальную подготовку старших дошкольников к школе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

1.Исследовать аспекты специальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о специальной подготовке старших дошкольников к школе.

3.Рассмотреть сущность и специфику специальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

4.Систематизировать и обобщить знания, существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

Глава 1. Характеристика процесса подготовки детей к школе

1.1. Сущность процесса подготовки детей к школе

Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто способом подготовки себя к будущему и не только деятельностью по усвоению знаний, обучение в школе переживается и осознается детьми как их собственные трудовые обязанности, как их участие в жизни окружающих людей. В этой связи то, как будут справляться маленькие школьники со своими обязанностями в школе, неуспех или успех в учебной деятельности, имеет для них острую аффективную окраску. Из вышесказанного следует, что вопросы школьного обучения - это не просто вопросы интеллектуального развития и образовательной деятельности детей, но также и формирования их личности и вопросы воспитания.

Согласно утверждению Козловой С. А. существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка к обучению в школе:

1.Общее развитие . К тому моменту, когда старший дошкольник станет младшим школьником, его общее развитие должно находиться на определенном уровне. В первую очередь это касается развития внимания, памяти и особенно интеллекта. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает как уже имеющийся у ребёнка запас представлений и знаний, так и способность функционировать во внутреннем плане, или, другими словами, проводить некоторые действия в уме.

2.Воспитание способности произвольно управлять собой. У старшего дошкольника яркое восприятие, легкая переключаемость внимания и хорошо развитая память, но управлять ими произвольно ребёнок еще не умеет должным образом. Старший дошкольник способен в деталях и надолго запомнить определённый разговор взрослых или событие, если оно чем-то привлек внимание ребёнка. Но сосредоточиться длительное время на чём-то, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Но эту способность необходимо развить к моменту прихода в первый класс, как и способность гораздо более широкого плана - выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что надо, хотя, вполне возможно, ему и совсем не хочется.

3.Формирование мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный интерес, проявляемый ребятишками-дошкольниками к обучению в школе. Имеется в виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать побудительной причиной стремления детей к получению знаний .

По мнению Козловой С. А., эти линии важны в равной степени, и ни одну из них, ни в коем случае нельзя упускать из виду, для того чтоб учеба детей не захромала в самом начале.

Существует огромное множество различных методик, которые позволяют проверить подготовленность ребенка к обучению в школе. Но, по какой бы из методик не велась специальная подготовка старших дошкольников к обучению в школе, и какими бы рекомендациями при этом не пользовались, и какие бы проверочные тесты для этого не выполняли заранее для тренировок не стоит натаскивать дошкольника.

По мнению Козловой С. А. специальная подготовка к школе - является кропотливым занятием, и отличные результаты возможны лишь при планомерных и систематических занятиях.

Таким образом, необходимо помнить, что в воспитании, добиться чего-либо одноразовым усилием нельзя. Из этого следует, что только постоянная и систематическая деятельность способна обеспечить необходимые результаты. Трудно назвать определённые тесты и задания, которые наиболее эффективны, в связи с тем, что они, определяются в зависимости от специализации класса и школы в целом. Имеются специальные школы, в которых углубленно изучаются некоторые предметы, школы, где ряд школьных дисциплин начинаются не со старших классов, а уже с первого класса обучения идет обучение детей иностранному языку, или углубленное изучение математики. Также имеются специальные гимназические классы, условия поступления в которые несколько строже, чем в обычные, общеобразовательные.

Козлова С. А. утверждает, что основой любых знаний являются те знания, умения и навыки, которыми овладевает дошкольник с тем, чтобы, поступив в школу, успешно в ней учиться.

Специальная подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми, как уже было сказано выше, следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Козлова С.А. выделяет следующие виды готовности к школе:

· психологическая готовность;

· физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений;

· специальная умственная готовность: умение читать, считать, писать

· нравственно-волевую готовность;

· личностную готовность.

Рассмотрим данные виды более подробно.

Не редко разнообразные аспекты, которые касаются развития различных психических процессов, в том числе и мотивационной готовности, объединены термином психологическая готовность .

По мнению Козловой С.А. она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

А на современном этапе важно, чтобы родители, которые являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у старшего дошкольника может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

· способность управлять своим поведением

· умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

· стремление преодолевать трудности

· стремление к достижению результата своей деятельности.

Козлова С. А. утверждает, что общая физическая готовность ребёнка к школе включает: рост, нормальный вес, мышечный тонус, объем груди, пропорции и прочие по­казатели, которые соответствуют нормам физического развития детей школьного возраста. Состояние слуха, зрения, моторики (в особенности мелких движений пальцев и кистей рук). Состояние нервной системы ребенка: степень её уравновешенности и возбудимости, подвижности и силы. Общее состояние здоровья.

Как утверждает Козлова С. А., будущий первоклассник должен обладать следующими нравственно-волевыми качествами:

· настойчивость,

· трудолюбие,

· усидчивость,

· дисциплинированность

· внимание

· любознательность и т.д.

От этих качеств зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно в дошкольном возрасте необходимо вырабатывать эти качества .

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития . Ребёнку необходим запас знаний. Согласно утверждению Козловой С. А. родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе, по мнению Козловой С. А. – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Необходимо больше давать ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.

И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.

К интеллектуальной готовности Козлова С. А. относит не только кругозор, словарный запас, специальные умения, но также и уровень развития познавательных процессов, а именно их ориентировку на зону ближайшего развития, наивысшие формы наглядно-образного мышления; способность выделять учебную задачу, превращая её в самостоятельную цель работы.

Под социально-психологической и личностной готовностью, как утверждает Козлова С. А., понимается:

· сформированность социальной позиции («внутренняя позиция школьника»);

· образование группы нравственных качеств, которые необходимы для учения;

· создание произвольности поведения, а также качеств общения со взрослыми и сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность принято считать сформированной, если дети способны принимать решение, ставить цель, намечать план действия, прилагая определённые усилия для его реализации, преодолевая препятствия. У детей развивается произвольность психических процессов.

В зависимости от выбора определённой концепции подготовленности детей к систематическому обучению в школе необходимо выбрать основные её критерии, а также подобрать необходимые методики для их диагностики.

В качестве критериев выявления уровня подготовленности детей к обучению в школе Козлова С. А. приводит следующие показатели:

1. желание учиться;

2. нормальное физическое развитие и координация движений;

3. управление своим поведением;

4. проявление самостоятельности;

5. владение приемами умственной деятельности;

6. отношение к товарищам и взрослым;

7. умение ориентироваться в пространстве и тетради;

8. отношение к труду.

Готовность по первому критерию подразумевает наличие мотивов к обучению, а именно отношение к нему как к достаточно важному и значимому делу, интерес к определенным учебным занятиям и стремление детей к приобретению знаний.

Второй критерий предполагает достаточную степень развития мускулатуры, точности движений, готовности руки к выполнению точных, мелких и различных движений, согласованность глаза и движения руки, способность владеть карандашом, ручкой, кисточкой.

Содержание третьего критерия сводится к произвольности внешнего двигательного поведения, которая обеспечивает возможность выдержать режим школы и организовать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями с целью целенаправленного наблюдения явлений и сосредоточенности внимания с целью запоминания содержащихся в учебнике или излагаемых педагогом сведений.

В четвертом критерии отражено проявление самостоятельности, его можно рассматривать в качестве стремления искать определённые способы объяснения и решения всего удивительного и нового, побуждение применять различные пути, давать разнообразные варианты решений, обходясь в своей практической работе без помощи посторонних людей.

Пятый критерий - это владение некоторыми приемами в умственной деятельности, предполагающее конкретный уровень развития познавательных процессов детей. Это является дифференциацией восприятия, которое позволяет наблюдать явления и предметы, выделяя в них определённые стороны и свойства, овладевание логическими операциями, а также способами осмысленного запоминания материала.

Шестой критерий включает формирование у ребёнка привычки и желания трудиться как для себя, так и других, осознание важности и ответственности выполняемого им поручения.

Седьмой критерий включает ориентировку во времени и в пространстве, знание единиц измерения, наличие чувственного опыта и глазомера.

Восьмой критерий заключается в способности работать в коллективе, считаться с желаниями и интересами товарищей, а также владеть навыками общения с взрослыми и сверстниками.

При приеме старших дошкольников в школу, в процессе их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

В связи с перечисленными выше критериями, по мнению Козловой С. А., родителям будущих первоклашек необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

· Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

· По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

· Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет .

1.2. Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе

Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами законодательства РФ об образовании», «Уставом детского сада», а также программно-методическими, инструктивными и нормативными документами Министерства просвещения РФ и министерства просвещения.

В каждом дошкольном учреждении должна быть создана деловая атмосфера, направленная на творческое решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы.

Известно, наиболее существенным фактором в личностном развитии старшего дошкольника является личность воспитателя, который с ним работает. В психологической и педагогической литературе имеется достаточно четкое представление о воздействии общения воспитателя и старшего дошкольника на формирование личности последнего. В психологической и педагогической литературе дан подробный анализ роли воспитателя в интеллектуальном развитии старшего дошкольника, в воспитании у него определённых способностей, навыков и качеств. К сожалению, как уже упоминалось выше, в психологической и педагогической литературе не уделено еще достаточного внимания изучению профессиональных качеств самого воспитателя детского сада.

Для детей старшего дошкольного возраста его ближайшим микросоциумом являются родители и конечно воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве происходит формирование детей как личности, а также закладывается их общественная направленность. Вырабатываются навыки социального поведения. Данными факторами определяется значение дошкольного учреждения как общественной и организационной формы воспитания старших дошкольников. Вследствие специфики старшего дошкольного возраста (легкая внушаемость, впечатлительность, эмоциональность) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и специальными способностями, но и личностными свойствами.

Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны.

Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе общепринятых требований к педагогическим кадрам.

Специальная педагогическая и психологическая литература подчеркивает общественное значение труда воспитателя, призывая дошкольных работников жить интересами социалистического государства, внося свой трудовой вклад в дело развития будущего общества нашей страны.

Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед страной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту коллег по работе.

Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики специальной подготовки старших дошкольников к школе.

Поддерживая постоянную связь с семьей, воспитатель дошкольного учреждения помогает родителям в воспитании детей.

Воспитатель - это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для отечественного педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, должное отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью.

Широк круг общественных дел воспитателя - от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.

Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям. Мастерство воспитателя тесно связано с его мировоззрением, идейной направленностью, общей и специальной подготовкой.

Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста важно также уметь петь и танцевать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.

Мастерство воспитателя дошкольного учреждения не является каким-то особенным искусством, которое требует таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.

Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства.

В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся общественно-политические и методические мероприятия (семинары, заседания педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста профессионального мастерства.

Глубокое изучение различной специальной литературы вооружает воспитателей диалектическим подходом к процессу специальной подготовки детей к школе, помогает проникнуть в его сущность.

Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области специальной подготовки к школе, дошкольной педагогики и специальных методик.

Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях района, города.

Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой современных методов специальной подготовки старших дошкольников к школе, творчески подходить к реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.

Воспитатель, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества. Профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство. Для детей идея не отделена от личности. Воспитатель должен быть детям близким другом.

Особенно велико влияние воспитателя на ребенка в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются первые основы человеческой личности. По мнению Ушинского К. Д. дети воспитываются, развертываются нравственно и умственно только под прямым влиянием человеческой личности и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние личности воспитателя.

В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования к личности воспитателя.
Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.

Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.

Процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

· первая стадия детства (0 - 6 лет)

· вторая стадия детства (6 - 12 лет)

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 - 6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Первые шесть лет жизни являются второй эмбриональной фазой роста, во время которой развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторая стадия детства - фаза лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Вторая стадия детства - является фазой «нормализации».

Одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения можно сделать вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым.

В деятельности воспитателя, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью.

Глава 2. Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе

2.1. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как основной фактор в процессе подготовки к школе

Среди проблем, которые связаны со специальной подготовкой детей к школе, не последнее место занимает проблема отношений воспитателя и старших дошкольников.

В первую очередь, воспитатель в своей работе учитывает индивидуальные особенности психики каждого из детей. К примеру, медлительный ребёнок, не сразу включающийся в игру или занятия. Воспитатель избирает для них следующую тактику поведения:

· он чаще даёт поручения, которые требуют проявление активности, которые включают детей в коллективный труд;

· общается в максимальной степени жизнерадостно.

Таким образом, деятельность воспитателя - это двусторонний процесс, диалог, который ведётся между воспитателем и старшим дошкольником. Цель специальной подготовки к школе - объединение общих усилий, вызывая у старших дошкольников желание учиться, добиваясь новых успехов.

Личностный подход воспитателя к старшему дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств, осуществляется в процессе специальной подготовки к школе, и методика её в разнообразных видах работы имеет достаточно много общего. Однако, определяется своеобразная специфика путей в индивидуальном подходе к старшим дошкольникам в игре, труде, быту, учебной деятельности. К примеру, на занятиях по конструированию старшие дошкольники, благодаря воспитателю, начинают осознавать, что для того чтобы игрушка была аккуратной, красивой, нужно очень точно складывать бумагу, ровно смазывая сгибы клеем. Другими словами, воспитатель находит достаточно убедительные доводы, которые побуждают старших дошкольников к активной деятельности, напряжению мыслей, преодолению трудностей .

Плохо, когда воспитатель проводит занятия по специальной подготовке к школе без эмоций, по одной и той же отработанной схеме. Активность старших дошкольников носит репродуктивный и воспроизводящий характер. Воспитатель показывает, объясняет - старший дошкольник повторяет. В результате подобного подхода активность и познавательные интересы ребёнка постепенно снижаются. После занятий старшие дошкольники не пытаются использовать полученные знания и способности в практической деятельности.

Развитие активности мышления старших дошкольников на занятиях по специальной подготовке к школе может быть достигнута посредством отбора воспитателем методов и приемов, соответствующего содержания, форм при организации его учебной деятельности. Задачей воспитателя является выработка у старших дошкольников интереса к занятию, создание у них чувства умственного напряжения, увлеченности. Воспитатель направляет усилия старших дошкольников на осознанное освоение умений, знаний, навыков. Это необходимо в связи с тем, что интерес ребёнка к занятию связан с тем, понимает ли старший дошкольник, зачем именно ему нужны определённые знания и видит ли он возможности для их применения.

2.2. Применение ведущей деятельности дошкольника в процессе специальной подготовки к школе

Специальная подготовка старшего дошкольника к школе – это воспитание у него осознанного положительного отношения к общественной и учебной деятельности, внушение понятия важности и необходимости обучения в школе. В задачи воспитателя входят следующие действия, он должен:

· вызвать у ребёнка желание стать школьником;

· возбудить у него симпатию к ученикам;

· вызвать стремление быть похожим на них;

· вызвать уважение к профессии и личности учителя;

· внушить понимание общественно полезной значимости труда учителя;

· развить потребность в книге и стремление научиться читать.

Успешность специальной подготовки старших дошкольников к школе во многом определяется тем, насколько воспитатель учитывает своеобразие работы детей и, в особенности, как именно педагог применяет для этой цели игру. Повышенный уровень внимания к учёбе в процессе специальной подготовки к школе в старшей группе детского сада не редко ведёт к тому, что значение сюжетно-ролевой и творческой игры принижается, причём не заслуженно. А ведь именно она таит в себе не малые воспитательные возможности именно в деле специальной подготовки детей к школе.

В игре и через игру идёт постепенная подготовка сознания старших дошкольников к будущим изменениям в условиях их жизни, в отношениях со взрослыми и со сверстниками, идёт формирование качеств личности, которые необходимы будущему первокласснику. В игре происходит формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, организованность, развитие творческих способностей, способностей работать коллективно. Все эти качества необходимы будущему школьнику.

Приемы и методы, которые применяются воспитателем в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе, дополняют друг друга. Разнообразные занятия воспитатель сочетает с игрой и трудом. Знания, которые получены детьми в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок, воспитатель пополняет и уточняет, рассказами, чтением произведений художественной литературы, перепиской с детьми различных детских садов.

При помощи игры воспитатель выявляет отношение старших дошкольников к изображаемому действию, содействуя, в то же время, развитию и закреплению данного отношения. Детям очень нравится вновь и вновь переживать радость, восхищение, удивление, восторг, испытанные ими при знакомстве с объектом, явлением, событием. Именно этим объясняется устойчивый интерес старших дошкольников к играм. В игре они практически реализуют то, что им хотелось бы увидеть в первом классе.

Воспитанная воспитателем в процессе специальной подготовки к школе бережное отношение и любовь к книге сохраняется у ребят и в школе. Тот, кто в дошкольном учреждении под руководством воспитателя с интересом занимается с учебником, в школе в процессе внеклассного чтения предлагают различные формы работы с книгой, выступая организаторами различных викторин по произведениям своих любимых писателей или оформляя выставки этих книг.

Потребность старших дошкольников в книге, их способность и желание находить в ней ответы на различные возникающие вопросы, а также бережное отношение к книге с первых дней обучения – всё это заслуга воспитателя. В школе, все эти качества, помогают преподавателю заинтересовать старших дошкольников чтением, вызвая стремление скорее научиться читать, поддерживая и развивая у них интерес к получению новых знаний .

Заключение

Подготовка к школе - длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе. Готовность к школе - это результат подготовки к обучению, общая и специальная готовность к нему.

Под общей готовностью понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных нравственно-волевых качеств, социальная и специальная подготовка. Специальная готовность - это сформированность умений и навыков, облегчающих постижение учебных предметов. Психологическая - готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования. Социальная - готовность к взаимодействию и взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации. Нравственно-волевая - готовность к новому образу жизни, к обучению.

Рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны, особенно психологическая, социальная и нравственно-волевая готовность. Начинать подготовку к школе следует с младшей группы детского сада или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях обучения вне школы, дома.

Нельзя ограничиваться лишь специальной подготовкой и готовностью ребенка к обучению, поскольку при переходе в школу меняется образ его жизни, его социальная позиция, которая требует умения самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и выполнять правила поведения и взаимоотношений. Недооценка общей подготовки к школе приводит к формализации процесса учения, снижает внимание к решению главной задачи - формированию разносторонней личности.

Список использованной литературы

1. Белый, Е. И. Энциклопедия для родителей первоклассников / Е.И.Белый, К.И.Белая // - М.: 2000 г.

2. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: 1985 г.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М.: 1993 г.

4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. - М.: 2005 г.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990 г.

6. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988 г.

7. Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г.

8. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание.- М.: 1993 г.

9. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: 1988 г.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: 1988 г.

11. Косинова Е. П. Гимнастика для развития речи. - М.: 2003 г.

12. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: 1987 г.

13. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: 1985 г.

14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.

15. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы (Методическое пособие) / Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: 1995 г.

16. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [текст] / Готовность детей к школе – проблема возрастной и педагогической психологии. // Н.Ф.Талызина – М.: 2001 г.

17. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: ИНФРА 2005 г.

18. Шмаков С. А. Игра и дети. – М.:ИНФРА 2006 г.

19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ИНФРА 2007 г.

Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: 1985 г.


Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: ИНФРА 2008 г.


Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

Причины неподготовленности к школе:

Органические - Различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные - Неэффективная тактика педагогического подхода. Неблагоприятные условия, в котором ребенок растет и развивается.

Готовность к школе предполагает общую и специальную подготовку детей к школе.

Специальная готовность – Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика, чтение, письмо, окружающий мир.

Общая готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников. Общая готовность включает в себя:

Морфофункциональная готовность:

Биологическая зрелость организма:

Антропометрические показатели,

Развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем,

Соответствующее развитие физиологических функций (способность к торможению, необходимая для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности, мелких движений пальцев, относительно быстрое образование и упрочение условных связей и достаточное развитие 2 сигнальной системы).

Физическая готовность - Это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость работоспособность организма, высокая степень сопротивляемости заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Мотивационная готовность - положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Мотивационная готовность - основной компонент социальной зрелости – степени готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника.

Компоненты мотивационной готовности:

1. Правильное представление об учении, о школе.

2. Желание идти в школу.

3. Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность - Готовность в плане умственного развития. Определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

1. Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)



2. Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).

3. Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).

4. Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).

5. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).

Эмоционально-волевая готовность - Умение ребенка регулировать свое поведение в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями.

Волевая готовность предполагает развитие определенного уровня самостоятельности, ответственности, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Эмоциональная готовность предполагает переживание ребенком позитивных эмоций, связанных с учением, радости от познания нового, удовлетворения от успешности выполненного, уверенности в себе и своих силах.

Готовность в сфере общения - умение строить свои отношения со взрослыми и со сверстниками.

Предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Активность в общении. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение относиться к другому, как к себе, а к себе, как к другому.



Для определения готовности детей к школе в подготовительной группе в начале и в конце года проводят диагностику.Диагностика готовности к школе - обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению. В детском саду на практике мы наблюдали, что морфофункциональная готовность определяется по возрастным критерия биологического возраста (вес, рост, соотношения объема головы и грудной клетки, количество постоянных зубов), физическая готовность определяется по тестам физической подготовленности (челночный бег, подтягивание, наклоны и др.), мотивационная, эмоционально-волевая готовность и готовность в сфере общения выявляется в результате бесед и наблюдений, для определения интеллектуальной готовности воспитатель проводила тесты на определение уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения (привести примеры), кроме того наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности, беседа с детьми и родителями также являются эффективными методами диагностики. Но самой результативной методикой является тест Керна-Ирасека, который включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фразу из трех слов. Каждое задание оценивается в соответствии с критериями и делается вывод о состоянии основных функциональных систем и школьной зрелости.

Анализируя подготовку детей к школе в ДОУ на практике, учитываю, что в детском саду акцент в подготовке детей делается на специальной подготовке и интеллектуальной готовности, можно порекомендовать педагогам уделять должное внимание и мотивационной готовности и готовности в сфере общения и эмоционально-волевой готовности, т.к. готовность детей к школе – это итг всей воспитательно-образовательной работы ДОУ на протяжении всего дошкольного возраста.