П г виноградов достижения. Виноградов, павел гаврилович

Павел Гаврилович Виноградов
18 (30) ноября 1854 г. в семье директора училищ Костромской губернии Г. К. Виноградова и его жены , дочери участника Отечественной войны 1812 г. прославленного генерала П. Д. Кобелева, Елены Павловны родился мальчик, которого назвали Павлом 1 . Через год семья Виноградовых перебралась из Костромы в Москву. Начальное образование Павел получил дома. Еще до поступления в гимназию в возрас­те тринадцати лет он уже знал немецкий и французский языки, начал заниматься со специ­ально приглашенным учителем английским. В семейном кругу у мальчика сформировалась увлеченность музы­кой, занятия которой начались под руководством матери, страстная любовь к театру, тон­кое понимание живописи. В детские годы проявился и его интерес к шахматам, ставшим любимым занятием в часы досуга на всю жизнь 2 .

Обширные знания, полученные дома, позволяли ему легко справляться с гимназичес­кой программой, а свободное время посвящать чтению серьезных книг по истории, среди авторов которых были Ж. Мишле, А. Токвиль, Р. Иеринг, Л. Блан. Ко времени гимназической учебы относится проявление его явного интереса к истории. Неудивительно поэтому , что московскую 4-ю мужскую гимназию Павел закончил с отличием в 1871 г. и подал прошение о зачислении на историко-филологический факультет Московского университета. Среди сокурсников он казался, как заметил его старший то­варищ Н. И. Кареев, «головой выше своих сверстников, студентов первого курса, и по своим знаниям, и по своим интересам, и по своей интеллигентности вообще» 3 . Чуждый револю­ционных брожений, характерных для студенческой среды 1870-х годов, П. Г. Виноградов сосредо­точил свои усилия на учебных занятиях в семинаре профессора кафедры всеобщей истории В. И. Герье. Здесь же определились его исследовательские интересы. Посвященное изуче­нию становления феодальных отношений конкурсное сочинение начинающего историка «Земель­ная собственность при Меровингах» было удостоено золотой медали, что вместе с высокими итоговыми результатами позволило присудить ему по окончании историко-филологического факультета степень кандидата 4 .

По окончании университета в 1875 г. П. Г. Виноградов был оставлен «для приготовления к про­фессорскому званию» по кафедре всеобщей истории и отправился на один год в Германию для продолжения занятий в Берлинском и Боннском университетах. Результатом их стала первая научная публикация молодого ученого в престижном немецком историческом журнале 5 . Главным же приобретением явились обширные знания в области истории древнего мира и раннего средневековья, позволившие ему по возвращении в Россию приступить к чтению лекций в Московском университете в качестве стороннего преподавателя и на Высших женских курсах 6 .

После успешной сдачи в 1878 г. магистерского экзамена П. Г. Виноградов приступил к работе над магистерской диссертацией. Поскольку темой исследования была выбрана про­блема формирования феодальных отношений в Италии, он отправился для сбора материалов в эту прекрасную страну. Однако молодому исследователю едва ли хватало времени, чтобы любо­ваться ее красотами. После непродолжительного пребывания в Венеции, он с головой ушел в изучение материалов сначала архивов Флоренции, а затем – Рима, Сиены, Ареццо, Монте Кассино. Итогом пребывания в Италии стала успешно защищенная магистерская диссертация «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» 7 .

Защитив диссертацию, П. Г. Виноградов стал штатным доцентом университета, но пре­подавание на новой должности было непродолжительным. Исследовательские интересы вновь позвали в дорогу. На этот раз ученый отправился в Англию. Здесь в 1883–1884 гг. он работал над изучением материалов в Государственном архиве (Public Record Office), библи­отеке Британского музея, библиотеках Оксфорда, Кембриджа, Челтенхема. В них он нашел интересные документы, на многие из которых до этого не падал пытливый взгляд исследо­вателей 8 .

Вскоре после возвращения из Англии П. Г. Виноградов был избран экстраординарным про­фессором. Как преподаватель , он пользовался неизменной популярностью у студентов. Не­смотря на сложность изложения, лекции всегда элегантного, являющегося за кафедрой не­изменно во фраке и белом галстуке П. Г. Виноградова нередко заканчивались под аплодисменты слушателей. В разные годы он читал лекции по античной истории – Греции и Рима, средних веков, Французской революции, девятнадцатого столетия. К ним вполне приложима харак­теристика, данная Павлом Гавриловичем труду своих коллег. «В общем, русским профессорам, – писал он, – не приходится стыдиться своих курсов ни перед кем, они вкладывали в них даже больше, чем для специальных исследований или печатных изданий» 9 . С особым блеском проводил П. Г. Виноградов семинары. Именно в них обретали навыки самостоятельной научной работы многие из тех, кто стали впоследствии крупными истори­ками 10 .

За преподавательской работой , житейскими хлопотами П. Г. Виноградов не забывал своих научных исследований. Анализ и обработка материалов, собранных в Англии, вылились в монографию «Исследования по социальной истории Англии в средние века» (СПб., 1887). В 1887 г. состоялась ее защита как докторской диссертации. Позже дополненный и переработанный вариант книги увидел свет на английском языке 11 .

Признанием научных и педагогических заслуг П. Г. Виноградова стало назначение его в 1889 г. ординарным профессором Московского университета. Через год, в 1891 г., он вновь отправился в Англию, чтобы прочесть Ильчестерские лекции в Оксфорде о славянофиль­стве и западничестве. Со своим отношением к славянофильству и западничеству П. Г. Виноградов по возвращении из Англии познакомил и российскую публику 12 . Если англичан более заинтересовало сла­вянофильство как проявление загадочной русской души, то в России единомышленники Виноградова обратили большее внимание на его выступление о Т. Н. Грановском. В воссо­зданном автором облике признанного лидера зарождающегося либерализма подчеркива­лись те черты ученого и гражданина, которые стали образцом для последующих поколений московской профессуры. Европейская образованность, позволявшая синтезировать лучшие достижения крупнейших предшественников в исторической науке, достоинство , основан­ное на безупречной честности, прогрессивность взглядов и готовность отстаивать справед­ливость и истину как в стенах университета, так и вне их, человечность – вот качества, привлекавшие в Т. Н. Грановском продолжателей его традиции, в том числе самого П. Г. Виноградова.

Выступление о Т. Н. Грановском было проявлением все более отчетливо осознаваемой П. Г. Вино­градовым тяги к широкой общественной деятельности 13 . Он уже не мог довольствоваться лишь язвительными историческими параллелями между разлагающейся римской империей и современным положением России в лекциях и критикой существующих порядков в узком кругу единомышленников. Его деятельная натура стремилась к практическим результатам. Естественной сферой приложения сил стало образование. Первым шагом на пути его со­вершенствования должно было стать, по мысли историка, создание учебных книг, ко­торые отражали бы современное состояние научных знаний. Такой книгой был написан­ный им учебник всеобщей истории для гимназий. Вместе с тем он активно участвовал в деятельности Общества распространения технических знаний, превращенного старания­ми его коллег и учеников в своеобразный заочный демократический университет. В 1897–1898 гг. Павел Гаврилович возглавлял учебный отдел Общества и довольно долго председа­тельствовал в состоявшей при отделе комиссии по организации домашнего чтения и в ее исторической секции. Под его руководством была подготовлена «Книга для чтения по ис­тории средних веков», удостоившаяся академической премии Петра Великого и выдержав­шая не одно издание. Вполне логичным продолжением общественной деятельности П. Г. Вино­градова «на ниве просвещения» стала инициатива создания Педагогического общества при Московском университете в 1898 г., работой которого он руководил вплоть до отъезда из России.

В 1897 г. П. Г. Виноградов был избран в гласные Московской городской думы , где уже через год возглавил работу училищной комиссии. Продолжая линию своего учителя и предшест­венника в комиссии – В. И. Герье, Павел Гаврилович сосредоточил усилия на создании условий для того, чтобы начальная школа стала общедоступной для детей москвичей. По его пред­ложению была усовершенствована система расположения школ, на треть увеличено жало­вание учителям. Поставленная цель была практически достигнута. Успех в Москве воодушевлял на более широкие начинания. П. Г. Виноградов, хорошо изу­чивший систему образования в скандинавских странах, считал возможным применение опыта северных соседей в России. Подготовленный им проект был нацелен на замену эли­тарной гимназической подготовки демократической, предполагающей возможно более ши­рокое распространение в обществе элементов общего образования. Приглашение для обсуждения реформы среднего образования в январе 1900 г. в Петер­бург, казалось бы, позволяло реализовать задуманное. Однако, как вскоре убедился ученый, чиновничество от образования не было заинтересовано в каких бы то ни было улуч­шениях 14 . Об этом свидетельствовала и нерешенность университетского вопроса в России 15 . Поэтому, когда у него в 1901 г. произошел конфликт с вновь назначенным министром народного просвещения генералом П. С. Ванновским, П. Г. Виноградов, понимая, что от нового министра не приходится ждать положительных перемен, подал в отставку, а затем принял решение уехать из России 16 .

Вопреки утвердившемуся мнению о его космополитизме , Павел Гаврилович покидал родину отнюдь не с легким сердцем. С. П. Мельгунов, тогда студент Московского университета и член одной из многочисленных делегаций, приходивших к профессору в последние дни перед отъездом, чтобы выразить ему признательность, позже писал: «Помню, что на меня произвел сильное впечатление прием, оказанный Виноградовым. Этот холодный, как мне казалось всегда, человек плакал настоящими слезами. Очевидно, Виноградову действительно тяжело было уезжать из России, остав­лять Московский университет, с которым он связан был столькими узами» 17 .

После кратковременного отдыха в Каннах и поездки по Европе П. Г. Виноградов прибыл в Кембридж, где его ждали давние друзья. Здесь летом 1902 г. он прочел две лекции о рефор­мах 60-х годов в России и ее современном состоянии. В них были выражены причины , по­будившие его покинуть страну. Высоко оценивая результаты реформаторской деятельности Александра II, П. Г. Виноградов отнюдь не закрывал глаза на недостатки реформаторской деятельности, и тем большее возмущение у него вызвало наступление реакции на просвещение, на первые ростки правового порядка и права земств. Идеалы либерализма – просвещение, человеческое достоинство, подчинение закону, а не произволу чиновников, должны были рано или поздно, по его мнению, утвердиться в Рос­сии. Такой взгляд на ситуацию в родной стране определил его положительный ответ на предложение П. Б. Струве участвовать в журнале «Освобождение». В ряде статей П. Г. Виноградов, скрываясь под непритязательным криптонимом «абв», выступил с резкой критикой политики правительства в области образования и высказал убеждение, что только при общем изменении гражданского и политического устройства России станет возможным решение университетского вопроса в стране 18 . До тех пор, пока этого не произойдет, решение П. Г. Виноградова о добровольном изгнании из России оставалось не­изменным.

Поскольку признаков благоприятных перемен на родине не наблюдалось, П. Г. Виноградов решил использовать предоставившуюся в 1903 г. в связи с уходом Ф. В. Поллока в отставку возможность замеще­ния вакантной кафедры юриспруденции в Корпус Кристи колледже Окс­фордского университета. Преподавательскую деятельность в Оксфорде русский ученый начал с введения непривы­чных для английских университетов семинаров. Большой опыт, приобретенный им в каче­стве участника семинаров еще в Германии, а затем обогащенный в России, обеспечил успех начинания и в Англии.

Как всегда, работа в семинаре сочеталась с исследовательской деятельностью ученого. Основной темой семинаров первых лет был анализ материалов «Книги страшного суда», источника, составленного вскоре после нормандского завоевания Англии. Итогом глубокого изучения этого и многих других источников по средневековой английской истории стала публикация книг «Рост манора» и «Английское общество в XI веке» 19 . В первой из них, опираясь на применение ретроспективного и сравнительного методов, П. Г. Виноградов развивал и дополнял новыми свидетельствами источников те положения, которые содержались в его докторской диссертации. В результате концепция манора как основной экономической , социальной и политической ячейки средневековой Англии, возникшей на основе общинных поселений, получила свой законченный вид. Во второй книге было показано влияние староанглий­ских, датских и нормандских элементов на быстрые изменения в английском обществе, переходившем в XI в. от территориальной организации, коренившейся в племенном уст­ройстве древней Англии, к феодальной.

В 1907 г. П. Г. Виноградов впервые ездил для чтения лекций в ведущих американских уни­верситетах – Гарварде и Висконсинском университете в Мэдисоне. Если избрание русского ученого профессором в Оксфорде можно оценить как первый шаг к всемирному признанию его научных заслуг, то визит в Америку был вторым. Следующим шагом стало выступление на международном конгрессе историков в Берлине в 1908 г. Год спустя П. Г. Виноградов был приглашен для чте­ния лекций в Королевском колледже Лондонского университета и в университете Ман­честера. Наконец, в 1913 г. на международном конгрессе историков в Лондоне он возглавил секцию право­вой истории. Известный немецкий историк Отто фон Гирке в начале конгресса высказал недоуменный вопрос: «Кто этот человек, который знает все законы и говорит на всех язы­ках?»; при закрытии конгресса ответ на этот вопрос знали все его участники 20 .

Находясь за границей, П. Г. Виноградов не терял связи с Россией. Когда на волне революци­онного подъема 1905 г. в стране все отчетливее зазвучали конституционные требования, приведшие к манифесту 17 октября, он живо откликнулся на эти события. Однако его по­зиция в отношении политического устройства России отличалась от позиции не только ра­дикалов социалистической ориентации , но и конституционных демократов. Ближе всего она была к предложениям мень­шинства земских деятелей, объединившихся в партию октябристов 21 . Будучи в Москве, он встретился с А. И. и Н. И. Гучковыми, предложившими ему стать редактором печатного органа создаваемой партии. П. Г. Виноградов не принял предложения, мотивируя свой отказ отсутствием склонности к журнализму. Однако после повторной встречи с А. И. Гучковым, а также с Д. Н. Шиповым, познакомившими его с программой октябристов, он решил высказать свои мысли о ней в печати 22 . Манифест 17 октября должен был стать, по его мнению, основой для постепенного утверждения в Рос­сии конституционной монархии путем утверждения в обществе господства права.

Летом 1906 г. П. А. Столыпин вел переговоры с лидерами октябристов о создании пра­вительства, в котором портфель министра народного просвещения предлагался П. Г. Виноградо­ву. Но ученый отказался. Объяснением причины отказа стал отрицательный ответ на во­прос, вынесенный в заголовок его статьи: «Возможно ли было образование либерального министерства?» 23 . П. Г. Виноградов остался в Англии и впоследствии неоднократно критиковал политику столыпинского каби­нета, особенно аграрную реформу.

В это время он сосредоточил свои усилия на развитии российско-британских связей, поскольку считал, что это должно усилить позиции сторонников либерализации общест­венной жизни в России. При поддержке Павла Гавриловича его бывший ученик Б. Парес стал первым лектором по русской истории в Ливерпульском университете в 1906–1908 гг. , в Ливерпуле, торговой палатой города была учреждена русская торговая секция, инициировавшая создание комитета русских исследований. В его состав вошли: П. Г. Виноградов, А. И. Гучков, М. М. Ковалевский, Д. Н. Шипов, П. Н. Милюков, П. Б. Струве. Как видим, большинство членов комитета были либо коллегами, либо учениками Павла Гавриловича и играли важную роль в политической жизни России. Благодаря их усилиям школа русских исследований в Ливерпуле получила поддержку русской Думы; в свою оче­редь, стараниями Гарринга ее поддержал Форин Офис Великобритании, что, наряду с по­мощью британских и российских бизнесменов, обеспечивало ее успешную работу 24 .

Восстановление частичной автономии университетов в России позволило московским коллегам обратиться к П. Г. Виноградову с просьбой вновь занять покинутую им кафедру. Одна­ко он не нашел возможным расстаться с Оксфордом, поэтому согласился проводить в Мос­ковском университете один семестр учебного года как сверхштатный профессор. П. Г. Виногра­дов был избран и утвержден на эту должность весной 1908 г. Преподавать в Москве ему пришлось лишь два полугодия. В самом начале 1911 г., когда под предлогом борьбы со студенческими беспорядками началось новое наступление на университетскую автономию, П. Г. Виноградов был в числе тех профессоров и преподавателей , кто своей отставкой поддержал протест ректора А. А. Мануйлова против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо.

Если правящая бюрократия создавала условия, препятствующие возвращению историка в Россию, то научное сообщество, напротив, считало его своим членом. Выраже­нием этого стало избрание П. Г. Виноградова в 1914 г. в Российскую Академию наук. Благодаря А. С. Лаппо-Данилевского в письме за поддержку, Павел Гаврилович писал: «Если буду в России 1 сентября, как предполагаю, не примину приехать в Петербург, чтобы представить­ся новым товарищам» 25 . Однако этому помешала начавшаяся Первая мировая война.

Первым откликом П. Г. Виноградова на известие о начале войны стала его статья «Россия: психология нации» 26 . Она призвана была помочь преодолеть предубеждение по отношению к России – союзнице Великобритании по коалиции, как малокультурной стране, в которой господствует деспотизм, предубеждение , разделявшееся частью английского либерального общества. Патриотическое чувство автора было настолько сильно, что возвысило его над старыми обидами, определив оценку им царя как лидера нации. Главным в статье было от­ражение славной военной истории и культурных достижений России, веры в творческий потенциал русского народа. В ходе войны П. Г. Виноградов неоднократно выступал со статьями в английской прессе и с лекциями, которые знакомили англичан с традицией русской об­щественной мысли, либерального, в особенности земского, движения в России второй по­ловины XIX в. В то же время на страницах русских газет появлялись его описания вклада народов Великобритании в борьбу с общим противником 27 .

«Голос крови» звал П. Г. Виноградова на родину, несмотря на все опасности. «… Как рус­ский, – писал в одной из статей Павел Гаврилович, – я остро чувствовал желание вступить в непосредственный контакт с русским обществом, передать вести из Англии и, возможно, помочь делом или советом» 28 . Неоднократно по приглаше­нию Российско-английского общества он приезжал в Россию, где участвовал в проводимых им собраниях и лекциях. В это время он серьезно обсуждал в письмах к А. С. Лаппо-Данилевскому возможность вернуться на родину, если ему удастся получить «штатное кресло» в Рос­сийской Академии наук 29 . И хотя этого не произошло, Павел Гаврилович не остался в сто­роне от бедствий своего народа. Когда в августе 1915 г. в Лондоне был создан Комитет по­мощи русским узникам войны, он с готовностью откликнулся на предложение стать его по­четным секретарем. На него легли большие организационные обязанности по координации деятельности с Бернским и Гаагским комитетами помощи военнопленным, что позволило делом откликнуться на многочисленные просьбы «прислать съестного», приходившие из лагерей. Комитетами была налажена доставка хлеба в тринадцать больших лагерей.

«Не хлебом единым жив человек» – эту библейскую мудрость П. Г. Виноградов глубоко по­нимал. Поэтому много сил и энергии он тратил на организацию просветительской работы среди русских военнопленных 30 . Самоотвержен­ная работа по укреплению сотрудничества союзников в ходе войны получила высокую оценку: в начале 1917 г. Виноградов был возведен королем в рыцари Англии.

Семнадцатый год оказался трагичным для судеб России. Завязку событий весной 1917 г. П. Г. Виноградов наблюдал своими глазами, находясь в Петрограде. Революция не была неожи­данностью для него , поскольку он давно замечал рост революционных настроений в стране. Виновником их являлось самодержавие, отгородившееся от общества придворной камарильей и бездарной бюрократией, не способной справиться с вызванными войной трудностя­ми. «Республика стала неизбежной формой управления для новой России» 31 , – делал вывод историк.

Однако в стране продолжала нарастать социальная напряженность, усиливаемая резким политическим размежеванием и ожесточением межпартийной борьбы. На этом фоне Мос­ковское совещание было воспринято П. Г. Виноградовым как выражение понимания «многими, если не всеми, что пришло время прекратить «разрушительную работу революции» для того, чтобы собрать воедино ее положительные достижения» 32 . В таком взгляде было боль­ше надежды на поворот к лучшему, чем трезвого понимания ситуации в стране, надежды, которой не суждено было сбыться.

Захват власти большевиками, считал П. Г. Виноградов, был незаконен и вел к полному раз­рушению государства, а значит, и к гибели России. Он резко выступил против попыток оправдания какими бы то ни было доводами большевистского переворота 33 . Оставаясь вне партий, он сблизился с обществом «Народоправство», созданным в Лондоне вскоре после октябрьских событий 1917 г. Целью общества провозглашалось объединение тех русских, кто отвергал большевистское правление как ведущее к распаду государствен­ности, кто поддерживал демократически выбранное Учредительное собрание как единст­венного выразителя воли всего народа, кто считал республику залогом мирного и свобод­ного развития России, кто полагал, что только в тесном единстве с союзниками возможно восстановление ее могущества и преодоление германского засилья, которому подчинились новые правители, подписавшие мир в Брест-Литовске. На одном из первых заседаний об­щества П. Г. Виноградов прочел доклад о будущем России. «Для него было ясно уже в начале 1918 г., – писал впоследствии хорошо знавший его в эти годы И. В. Шкловский, – что из коммунизма ничего не выйдет и что Россия, когда она так или иначе избавится от боль­шевиков, будет федеративной республикой» 34 .

В 1918 г. П. Г. Виноградов принял британское подданство. Но это не ослабило его внимания к событиям на родине. Поддерживая морально осуществлявшуюся силами союзников ин­тервенцию и белое движение, он надеялся на то, что их победа приведет к утверждению справедливости. Однако его ждало горькое разочарование. Своекорыстие союзнических правительств , не заинтересованных в воссоздании сильной России, диктаторские устрем­ления белых генералов, окруживших себя одиозными фигурами старой бюрократии, что препятствовало привлечению на их сторону умеренных представителей интеллигенции, не­желание справедливо решить аграрный вопрос на отвоеванной территории, что привело к утрате ими поддержки народа, стали главными причинами неудачи 35 .

Неутешительные вести, приходившие из России, недальновидные, по мнению П. Г. Виноградова, действия английского правительства в отношении новой власти на его родине, склоки в эмигрантской среде нарушали душевное равновесие , подрывая здоровье уже немолодого ученого. Времена, когда о нем говорили, что он не знает, что такое головная боль, давно ушли в прошлое. Особенно сильно досаждала близорукость. Но, несмотря ни на что, он продолжал свои исследования.

А. В. Антощенко
Россия на переломе
(О проблемах российской истории в публицистике П. Г. Виноградова)

Всемирную известность выдающемуся русскому историку Павлу Гавриловичу Виноградову (1854–1925) принесли его работы по средневековой истории Англии и историческому правоведению. Однако, как и большинство либерально настроенной профессуры в России конца XIX – начала XX в., он уделял значительное внимание историческому прошлому своей родины, без чего немыслимым было определение перспектив ее развития и сознательное участие в общественной деятельности. Если в 1870-1880-е гг. во время учебы в Московском университете, научных командировок в Германию, Италию, Англию шло становление его как ученого, то с 1890-х гг. все более отчетливо обозначилось стремление историка занять активную общественную позицию. «Профессор всеобщей истории не может сидеть у себя в углу», – это обращение к ученикам не было пустой фразой. По справедливому замечанию К. Паркера: «Он не видел разрыва между своей профессиональной и общественной деятельностью: действительно мы можем видеть свободное течение идей между ними» . Общетеоретические основания исторических построений П. Г. Виноградова следует рассматривать и как базис для выработки его либеральной программы , а обращение к истории России – как необходимую основу для определения ее ведущих положений.

I

Причиной первого обращения П. Г. Виноградова к проблемам истории послужил, казалось бы, случайный факт – приглашение прочесть Ильчестерские лекции в Оксфорде о славянофильстве в русской культуре . Слушавший лекции Г. Фишер вспоминал впоследствии: «Это было, как мне кажется, одно из лучших по построению и самое выразительное из выступлений, которые я когда-либо слышал, и некоторые из его фраз до сих пор звучат в памяти. Он говорил, например, о страсти к «неусеченной жизни» как одном из признаков того романтического славянофильского национализма <…> который отрицал дух западной культуры <…> Виноградов, конечно же, принадлежал к противоположной школе, но он тем не менее рисовал мощную и отнюдь не без симпатии картину славянофильского движения в его различных проявлениях, литературных, философских, политических, художественных, и был полностью готов принять их влияние» . Таким образом, чтение лекций стало первым шагом на пути определения историком своего места в общественном движении в России.
Со своим отношением к славянофильству и западничеству П. Г. Виноградов по возвращении из Англии познакомил и российскую публику . Если англичан более заинтересовало славянофильство как проявление загадочной русской души, то в России единомышленники П. Г. Виноградова обратили большее внимание на его выступление о Т. Н. Грановском. В воссозданном автором облике признанного лидера зарождающегося российского либерализма западнической ориентации подчеркивались те черты ученого и гражданина, которые стали образцом для последующих поколений московской профессуры. Европейская образованность, позволившая синтезировать лучшие достижения крупнейших предшественников в исторической науке, достоинство, основанное на безупречной честности, прогрессивность взглядов и готовность отстаивать справедливость и истину как в стенах университета, так и вне их, человечность – вот те качества, которые привлекали в Грановском продолжателей его традиции в Московском университете и прежде всего – П. Г. Виноградова .
Выступления о славянофилах и Т. Н. Грановском были проявлением все более отчетливо осознаваемой П. Г. Виноградовым тяги к широкой общественной деятельности. Не случайно лекция о славянофилах была прочитана «в пользу бесплатных столовых и сельских библиотек в местностях, пострадавших от неурожая и эпидемии» , а о Т. Н. Грановском – в пользу комитета грамотности. В условиях оживления деятельности общественности в начале 1890-х гг. П. Г. Виноградов не мог уже довольствоваться лишь язвительными историческими параллелями между разлагающейся Римской империей и современным положением России в лекциях и критикой существующих порядков в узком кругу единомышленников. Его деятельная натура стремилась к практическим результатам. Основные направления общественной деятельности историка были тесно взаимосвязаны. Ими стали, во-первых, пропаганда представлений о государственном и общественном устройстве передовых западных стран и, во-вторых, активное участие в просветительских организациях и городском самоуправлении.
Важность просвещения и профессиональная вовлеченность историка в дело образования вполне естественно определили, что именно в этой сфере проявился первоначально общественный темперамент П. Г. Виноградова . Начав с «малых дел» – написания учебников по истории, создания исторического общества, участия в работе комитета грамотности, руководства училищной комиссией Московской городской думы и педагогическим обществом при Московском университете, – Павел Гаврилович постепенно пришел к выводу о необходимости изменения всей системы школьного образования в России. Основной идеей проекта, представленного им в igoo г. на заседаниях специально созванной министерством народного просвещения комиссии, была последовательная демократизация школы . По мысли историка, система школьного образования должна быть целостной, с тесной взаимосвязью всех ступеней и максимально возможной доступностью всем социальным слоям. Опираясь на европейский опыт (особенно скандинавских стран ), он последовательно проводил мысль, что школа должна содействовать не дифференциации общественных слоев вследствие получения ими различного по объему и качеству образования, а, напротив, их сближению и расширению среднего образованного класса.
Напряженная работа в общественных просветительских организациях, городской думе, участие в разработке проекта реформы среднего образования не отодвигали в жизни П. Г. Виноградова на второй план главный «просветительный орган» – университет. Его роль здесь не ограничивалась чтением ведущих курсов по всеобщей истории или великолепно поставленными в методическом отношении семинара. Все более отчетливо в стенах Круглой залы, где заседал профессорский совет Московского университета, звучал голос ординарного профессора П. Г. Виноградова об общественном значении университета и необходимых преобразованиях в его управлении. Наиболее полно его мысли о назревших изменениях в университетском образовании выразились в статье «Учебное дело в наших университетах» .
Сам факт предпочтения публичного выступления возможности подать служебный доклад или записку, как это делали многие из его коллег, свидетельствовал о желании П. Г. Виноградова опереться на общественной мнение , а не только на свой личный авторитет известного историка, для того, чтобы быть услышанным властями. За этим стояло ясное осознание им той роли, которую играло общественное мнение в выработке правительственной политики в демократических государствах Западной Европы и Америки, и стремление добиться того же в России.
П. Г. Виноградов последовательно отстаивал идею самоуправления университетских корпораций, которая была существенно урезана университетским уставом 1884 г. Воссоздание автономии университетов, которая признавалась уставом 1863 г., требовалось для последовательной реализации основных начал университетского образования – научной свободы и педагогического авторитета. Сочетание этих двух начал определяло, по мнению Виноградова, значение университета как «центрального просветительного органа», от которого «зависит жизненность всех остальных частей воспитательной системы страны» . Успешное выполнение этой функции университетом возможно только в условиях устранения вмешательства в учебное дело университетов со стороны бюрократии, которая осуществляла его в политических целях. Выступая за академическую свободу, П. Г. Виноградов понимал ее прежде всего как «свободу преподавания», считая, что определение учебных планов и экзаменационных программ должно быть прерогативой факультетского руководства. В данном вопросе он выступал как против сторонников «свободы слушания», так и против поборников «школьного принуждения». Осуществление идей первых, заимствованных из Германии, в условиях России привело бы к усилению бюрократического контроля в виде отделенного от преподавания государственного экзамена. Реализация намерений вторых означала введение принудительного обучения, которое «убьет свободный интерес к науке». В своих предложениях П. Г. Виноградов исходил из необходимости расширения свободы выбора лекционных курсов студентами, а также развития самостоятельности их занятий. Самоуправление профессорской коллегии, по его мнению, обеспечивало естественную основу местной университетской власти, связывая ее с авторитетом наставников, поскольку только последний позволял осуществлять правильное руководство студентами. Вместе с тем, считал П. Г. Виноградов, учащимся должно быть предоставлено право на создание собственных студенческих организаций, что отрицалось не только уставом 1884 г., но и уставом 1863 г. Причем мнение профессора в данном вопросе оказалось радикальнее, чем мог допустить даже такой относительно либеральный министр народного просвещения, как П. С. Ванновский. Признавая важность студенческих организаций для материальной взаимопомощи и в культурно-образовательных целях, Павел Гаврилович выступал за превращение курсовых, факультетских и общеуниверситетских представительных собраний студентов в инструмент выработки у них навыков законного выражения общественного мнения под руководством заслуживших их доверие профессоров. Именно так были организованы под руководством комиссии, возглавляемой П. Г. Виноградовым, курсовые и факультетские совещания в Московском университете в ноябре 1901 г., названные одним из участников «студенческим парламентом». При их проведении были последовательно реализованы принципы: выборности, свободного обсуждения вопроса и тайного голосования, подчинения мнению большинства при уважении права меньшинства на особое мнение. Непризнание такого характера деятельности студенческих организаций министром стало одной из причин добровольной отставки историка, решившего вскоре после этого уехать из России .

II

После отъезда в Канны у П. Г. Виноградова завязалась переписка с П. Б. Струве, который предложил ему сотрудничать в «Освобождении». Павел Гаврилович согласился и высоко оценил статью с программным заявлением редакции. «Статьей я очень доволен и готов подписать каждую ее мысль» , -писал П. Г. Виноградов, сочувствовавший идее объединения всех антибюрократических сил, с патриотических позиций выступающих за новую Россию. В качестве «замечания» историк предлагал пояснить, каким образом могут действовать те, к кому обращался редактор. Собственной конкретной программы у него в этот момент не было. «Способы действия не могут быть, конечно, указаны для каждого конкретного случая, – пояснял свою мысль Виноградов, – но необходимо всеми мерами и при всяком случае заявлять о беззакониях и злых последствиях существующего порядка» .
Появившиеся вскоре на страницах «Освобождения» статьи П. Г. Виноградова, подписанные «абв», содержали резкую критику правительственной политики в области образования . Раскрывая непоследовательность мероприятий, осуществлявшихся министрами народного просвещения П. С. Ванновским и Г. Э. Зенгером, историк противопоставлял им собственное видение путей решения университетского вопроса через предоставление университетам автономии, а студентам – права на собственные организации, в которых те могли бы под руководством профессоров выражать мнение по всем затрагивающим их вопросам. Однако полностью решить проблему студенческих выступлений, считал историк, возможно лишь изменением строя общественной жизни.
Важным моментом в определении исторических перспектив развития России, повлиявшим на выработку либеральной программы П. Г. Виноградовым, стало предложение прочесть лекции во время летней сессии 1902 г. в Кембриджском университете. Это позволило ему детализировать собственное видение изменений в России второй половины XIX – начал а XX вв. Важнейшим событием, определившим вступление России в новую историю, он считал проведение реформ 1860-х годов. По мнению историка, они были выражением «духа времени» . Главным условием успеха преобразований он признавал сотрудничество правительства с образованным меньшинством, наделенным идеалами справедливости и независимым мышлением.
Основу социального переустройства составило освобождение крестьян, охарактеризованное П. Г. Виноградовым как «мирная революция», которая изменила экономическую структуру общества, вызвав к жизни другие реформы – политическую, административную и правовую. Тем самым было положено начало переходу от общества, основанного на принудительном труде лично зависимых тружеников – крестьян, к обществу, основу которого составлял вольнонаемный труд. Введение земского самоуправления означало первый шаг в движении от старого режима централизованного бюрократического управления, опиравшегося на дворянство и защищавшего его сословные интересы, к новому – с участием общества и в интересах всех его членов. Проведение правовой реформы, в положениях которой нашли воплощение лучшие достижения западноевропейской правовой мысли и практики применительно к российским условиям, должно было привести к утверждению современных политических достижений. Таким образом, реформы рассматривались историком как средство постепенного формирования гражданского общества, основанного на самодеятельности свободных граждан, права которых защищены законом.
Высоко оценивая реформы, П. Г. Виноградов вполне отчетливо видел и их недостатки. Освобожденное крестьянство осталось в особом, приниженном состоянии. Сохранение общины, которое, по его мнению, могло вполне сочетаться с распространением на нее, как юридическое лицо, общих правовых норм, привело к зависимости крестьян от этого древнего института. Законодательством они рассматривались как низшая страта, на которую не распространялись многие нормы права, действующие в отношении других социальных слоев. Наиболее вопиющим примером этого служило сохранение телесных наказаний крестьян. Помимо этого, крестьяне получили земельные наделы и угодья, которые были и меньше по размерам, и хуже по качеству в сравнении с теми, что они имели до освобождения, а усиливающийся налоговый гнет государства приводил к их обнищанию .
Вместе с тем П. Г. Виноградов подчеркивал, что правительство принимало все меры к тому, чтобы сохранить привилегированное положение дворянства, которое начало терять свои экономические позиции после отмены крепостного права. Наиболее ярко стремление сохранить господство помещиков над крестьянами проявилось в создании института земских начальников. Введение этой должности, исполнитель которой сосредотачивал в своих руках полицейскую и административную власть и назначался губернатором из дворян, означало, по его мнению, отход от принципов судебной реформы 1864 г. Закон о земских начальниках означал «установление диктатуры», служащей укреплению центральной бюрократии, с одной стороны, и местного дворянства, с другой.
Важнейшей среди реформ 1860-х годов было введение местного самоуправления. Однако и здесь П. Г. Виноградов отмечал половинчатость и непоследовательность проведенных мер. Половинчатость реформы, отразившая, по его словам, «компромисс между либеральными идеалами и бюрократическими ограничениями», сказалась и в определении компетенции и властных полномочий земских органов. Законодатели исходили из стремления ограничить компетенцию земств решением местных хозяйственных дел, сохранив за государством политические. На практике такое разграничение, как отмечал историк, оказывалось невозможным. Вследствие этого создавались условия для постоянного вмешательства бюрократии в дела местного самоуправления, что делало фикцией положение о их самостоятельности в пределах определенной им компетенции.
Еще одним недостатком, сдерживающим развитие земского самоуправления и открывающим лазейку для произвола чиновников, была незавершенность системы земских учреждений. Они были созданы лишь на уровне губерний и уездов. На волостном же уровне все осталось без изменения. Здесь осуществлялось крестьянское самоуправление. Это консервировало замкнутость крестьянского сословия и, как уже говорилось, создавало возможность утверждения произвола бюрократического управления. Надежным заслоном против поползновений центральной бюрократии восстановить привилегии дворянства и всевластие чиновничества было, по мысли П. Г. Виноградова (впрочем, как и многих других земских деятелей), распространение принципов всесословного земского самоуправления на волостной уровень.
П. Г. Виноградов рассматривал земства как «школу большей свободы». Он принадлежал к той части земцев, которые видели в земских учреждениях ростки демократического политического устройства. Всякие попытки бюрократии заморозить эти ростки рассматривались им как проявления политической реакции.
Указывая на предпочтительность мирной трансформации российского общества, П. Г. Виноградов ставил ее в зависимость от правительственной политики. Отсутствие политической воли к изменению существующего положения дел привело историка к признанию вины центральной бюрократии за то, что были упущены все имевшиеся с момента создания земств возможности изменения политического порядка в стране. В конечном счете действия центральной бюрократии были одной из главных причин радикализации требований лидеров общественности, что грозило революцией.

III

На развитие событий в России в 1905 г. П. Г. Виноградов откликнулся рядом статей, среди которых выделялись «Политические письма» и «17-го октября 1905 года», где была изложена личная программа политических изменений в России, близкая октябристам .
Выступая против административного латания государственной машины, П. Г. Виноградов в то же время предостерегал против упований на революцию. Свое собственное место в расстановке политических сил он видел в либеральной центристской группе, представители которой стремятся «к свободе, к активному патриотизму, к раскрытию и врачеванию общественных недугов, но не желающих переворота всех отношений, разрыва с национальным прошлым, рискованной игры неизвестными политическими силами» . При этом им отчетливо осознавалась сложность положения центристов, которые приобретают «решительное значение» на завершающей стадии социальных преобразований, в то время как на начальных этапах преобладает увлечение радикализмом. Таким образом, П. Г. Виноградов отмежевывался от позиции своих бывших соратников, группировавшихся вокруг «Освобождения».
Выделив три основные социально-политические силы в обществе – правительство, интеллигенцию и народ, он определил принципы анализа взаимоотношений между ними, взаимоотношений, от которых зависит политическая ситуация в стране. Выступая против контрастов в характеристиках этих сил, он стремился отметить не только слабые стороны каждой из них, но и достоинства. В своей основе анализ был направлен не на их размежевание, которое может привести к революции, а на поиск условий, которые позволят объединить их усилия в преобразовании общества. Обеспечить органическую трансформацию всего общества и каждой из составляющих его социально-политических групп может утверждение господства права в стране.
Знаток не только средневековой, но и новой истории, П. Г. Виноградов предпочитал развитию страны по пути Франции 1789 г. изменения, подобные произошедшим в Германии в 1848 г. Однако позиция историка не имела ничего общего с правительственной реакцией или консерватизмом славянофильского толка, что выражалось в его представлениях о возможном политическом устройстве России и полномочиях представительных учреждений. Россия должна была стать конституционной монархией. В решении задачи разграничения полномочий историк выступал с критикой как булыгинского проекта, так и предложений радикальной части либералов. В отличие от консерваторов в правительстве он считал невозможным предоставление представителям лишь права на совет и критику деятельности правительства. П. Г. Виноградов настаивал на конституционных полномочиях для русского народного представительства, закрепления за ним решающего голоса в выработке законов, утверждении бюджета и надзоре за правительственной деятельностью. Однако его позиция отличалась и от взглядов радикальной части либералов, возглавляемой П. Н. Милюковым . Аргументация историка была направлена на поиск компромисса между противоборствующими сторонами, который должен был опираться на их благоразумие и понимание того, что распря между ними вредно отразится на интересах государства.

ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ

Виноградов Павел Гаврилович - известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Степень доктора получил за "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887). С 1884 г. профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории. Написал в Англии книгу "Villainage in England" (1892). В 1895 - 6 годы изучал в скандинавских странах датское и норвежское влияние на средневековую Англию. Сторонник университетской автономии, Виноградов, в качестве председателя советской комиссии по студенческим делам, имел столкновение с министром народного просвещения Ванновским, подал в отставку (1902) и уехал за границу. В 1903 г. он занял в Оксфорде кафедру юриспруденции, созданную для Мена и только что покинутую Поллоком. В тесной связи с историко-юридическими лекциями и семинариями в Оксфорде им написаны книги: "Growth of the manor" (1905, 2-е издание, 1911; русский перевод: "Средневековое поместье в Англии", 1911) и "English society in the eleventh century" (1908). Когда русские университеты получили частичную автономию, Московский университет просил Виноградова вновь занять прежнюю его кафедру. Виноградов не нашел возможным расстаться с Оксфордом, но согласился стать сверхштатным профессором и проводить в Москве один семестр учебного года. Он был избран и утвержден весной 1908 г. Но ему пришлось преподавать в Москве только два полугодия - осенью 1908 г. и весной 1910 г.; в 1911 г., вслед за увольнением ректора, проректора и помощника ректора, Виноградов вновь подал в отставку и с тех пор преподает только в Оксфорде. Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени. Главный предмет его исследований - социальная история средневековой Англии. В этой области рядом с ним можно поставить только Метланда и Сибома. Все три его английских книги являются основными по богатству использованного материала, по мастерству критической разработки источников, по широте выводов. При разработке английской истории Виноградов постоянно имел в виду и континентальное средневековье, изучению которого он посвятил ряд видных специальных трудов. Он принимал живое участие в недавнем споре о германском социальном строе меровингского и каролингского периода, выяснял строение родовых союзов в скандинавской среде. В изучении средневековья Виноградов идет не дальше XIII века. Его занимают больше корни сложных процессов, нежели подробности быта, больше основные движущие силы, нежели местные особенности. Виноградов - историк-конструктор по преимуществу. В этом его сходство с Сибомом; но от чрезмерно смелых, порою почти произвольных построений Сибома работы Виноградова отличаются систематическим и критическим изучением источников и литературы. В этом сходство Виноградова с Метландом; но в то время, как скептик Метланд чувствует темноту и загадочность английского средневековья и очень часто сам же подчеркивает слабые стороны своих собственных предположений, Виноградов, указав на трудности данного вопроса, выступает с выводами и построениями, стремящимися дать исчерпывающее решение. Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем. Но его германизм широкий и терпимый, смягченный вниманием к противникам - Фюстелю, Сибому, Метланду, новейшим исследователям вроде Гекка и Виттиха. Виноградов посвятил очень много труда изучению хозяйственной истории и всегда был убежден в могущественном воздействии экономических сил на судьбы права; но он же всегда подчеркивал активность права, его способность творить социальные отношения. По своему складу Виноградов больше юрист, чем экономист. Больше всего привлекали его столкновения различных систем права, противоречия порядка, слагающегося из подобного столкновения. Виноградов - превосходный университетский преподаватель. Его лекции привлекали очень много слушателей; его семинарии по греческой истории и по истории континентального средневековья были очень дороги участникам. В семинариях Виноградова участвовали не только студенты, но и кончившие университет, не только историки, но и юристы и экономисты. Живо интересуясь русской средней и низшей школой, Виноградов написал для средней школы учебник всеобщей истории, получивший широкое распространение. Под его редакцией кружком ученых и педагогов составлена "Книга для чтения по истории средних веков", тоже широко распространенная в средней школе. В 1897 - 1898 годах Виноградов был председателем учебного отдела общества распространения технических знаний и довольно долго председательствовал в состоявшей при отделе комиссии по организации домашнего чтения и в ее исторической секции. Много трудился для Педагогического общества при Московском университете. В 1897 г. Виноградов вступил в гласные московской городской думы, был избран думой в председатели училищной комиссии и много способствовал улучшению хозяйственного положения учащих в московских городских школах. В конце 1905 г. и начале 1906 г. имя Виноградова упоминалось в связи с толками о министерстве общественных деятелей. А. Савин.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ
    (1854-1925) российский историк, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1914, академик РАН с 1917). В 1902-08 и с …
  • ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Гаврилович , русский историк-позитивист, исследователь истории западноевропейского средневековья (особенно истории Англии), педагог. Член Петербургской АН …
  • ВИНОГРАДОВ ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ
    профессор всеобщей истории в Московском университете, сын Гаврилы Киприановича В., начальника московских женских гимназий, род. 18 ноября 1854 г. в …
  • ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? профессор всеобщей истории в Московском университете, сын Гаврилы Киприановича В., начальника московских женских гимназий, род. 18 ноября 1854 г. …
  • ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1854-1925), английский и русский историк, родился в Костроме 30 ноября 1854. Будучи сторонником университетской автономии, в 1902 подал в отставку …
  • ПАВЕЛ в Новейшем философском словаре:
    (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и …
  • ВИНОГРАДОВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВИНОГРАДОВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    П. Г. (род. в 1854 г.) - профессор всеобщей истории в Московском Университете, выдающийся знаток социальной истории Англии. Автор многочисленных …
  • ПАВЕЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде …
  • ВИНОГРАДОВ в Литературной энциклопедии:
    Виктор Владимирович — лингвист и литературовед. Ученик академика Шахматова («Диссертация о северо-русском яти» в «Известиях Академии 241 наук» за …
  • ВИНОГРАДОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Павел Гаврилович (1854-1925), историк, академик Петербургской АН (1914), РАН (1917), АН СССР (1925). Ученик В.И. Герье. В 1876-1903 преподавал на …
  • ПАВЕЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    VI (Paulus) (1897-1978) римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (до 1946 Севлюш) город на Украине, Закарпатская обл. Железнодорожный узел (Виноградово-Закарпатское). 26,3 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности. …
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Павел Петрович - император Всероссийский, сын имп. Петра III иимператрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754 г., вступил на престол,после …
  • ПАВЕЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словарике:
    (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ПАВЕЛ
    П́АВЕЛ САМОСАТСКИЙ (3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг. Учение П.С., отрицавшее божеств. природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ ДИАКОН (Раulus Diaconus) (ок. 720- 799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ VI (Раulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греч. короля Георга II. Участник греко-тур. войны 1919-22. С …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1754-1801), рос. император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (Раulus) Юлий, рим. юрист 3 в. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила. Извлечения из работ П. …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Сер. Арсеньевич (1869-1938), живописец, чл. Союза русских художников. Автор лирич. пейзажей и интерьеров ("В усадьбе осенью", 1907), картин …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Пав. Гаврилович (1854-1925), историк, акад. Петерб. АН (1914), РАН (1917), АН СССР (1925). В 1902-08 и с 1911 в …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Олег Мих. (р. 1937), балетмейстер, нар. арт. СССР (1983). В 1973-77 гл. балетм. Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1967- …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Мих. Евг. (р. 1928), океанолог, акад. РАН (1990). Осн. работы по экологии мор. сообществ, распределению планктона, моделированию продукционных процессов …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Иг. Ив. (р. 1930), рос. критик, литературовед. В центре внимания - духовные искания рус. лит-ры 19 и 20 вв. …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Ив. Матв. (1891-1983), математик, акад. АН СССР (1929), Герой Соц. Труда (1945, 1971). Дир. Матем. ин-та АН СССР им. …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Дм. Ив. (1720?-1758), создатель рус. фарфора. Разработал технологию произ-ва и получил (1752) первые образцы фарфора из отеч. …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Георг. Пав. (1908-80), певец (лирич. тенор), засл. арт. РСФСР (1949). Прославился исполнением на конц. эстраде вок. циклов Л.ван Бетховена, …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Вл. Викт. (р. 1955), рос. предприниматель, банкир. Пред. правления, през. Инкомбанка …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Вл. Ал. (р. 1921), экономист, акад. РАН (1984). Осн. тр. по экон. истории России и др. стран. Гос. пр. …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Викт. Вл. (1894/95-1969), языковед, литературовед, акад. АН СССР (1946). Тр. в области грамматики, лексикологии, фразеологии, стилистики, теории нормы, истории …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Анат. Корнелиевич (1888-1946), рус. писатель. Худ.-биогр. и док. книги: "Три цвета времени" (1931), "Осуждение Паганини" (1936), "Стендаль и его …
  • ВИНОГРАДОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИНОГР́АДОВ Ал-др Пав. (1895-1975), геохимик, акад. АН СССР (1953), Герой Соц. Труда (1949, 1975). Тр. по проблемам гео-, биогео- и …
  • ПАВЕЛ
    Пестель, Буре, …
  • ПАВЕЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПАВЕЛ в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, имя, савл, …
  • ПАВЕЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Павел, (Павлович, …
  • ПАВЕЛ в Словаре Даля:
    арх.-кем. …
  • ПАВЕЛ
    (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ВИНОГРАДОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (до 1946 Севлюш) , город на Украине, Закарпатская обл. Железнодорожный узел (Виноградово-Закарпатское). 26,3 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевой, легкой, радиоэлектронной …
  • СОКОЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Сергей Гаврилович (1863 -после 1938), священник. Родился в 1863 году. Служил псаломщиком …
  • ПЛЕХАНОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Плеханов Иван Гаврилович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 12 марта, …

,
Генрих Бруннер

Па́вел Гаври́лович Виногра́дов (англ. Paul Vinogradoff ; 1854-1925) - русский историк-медиевист и правовед .

Биография

Имел дворянское происхождение: сын директора училищ Костромской губернии .

Научная сфера

П. Г. Виноградов уже в студенческие годы интересовался социальными проблемами истории; в центре его научных интересов находились проблемы происхождения и развития западноевропейского феодализма , правовая и социальная история Средневековья . Тема студенческого сочинения, которое было отмечено золотой медалью, а затем и магистерской диссертации «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» (СПб., 1880) была специально предложена его учителем под интересы ученика.

Далеко от научных интересов самого учителя оказалась и докторская диссертация П. Г. Виноградова, посвящённая истории средневековой Англии - «Исследования по социальной истории Англии в средние века» (1887). В дальнейшем он продолжал исследования проблемы происхождения английского феодализма, истории английского манора : изучая его сложную хозяйственную структуру и взаимоотношения с деревенской общиной, он пришел к выводу, что «история аграрных отношений не может быть объяснена из первоначального рабства и помещичьей власти. На ней ясно отразилось постепенное вырождение свободы » . По признанию английских историков, Виноградов открыл им их собственную историю .

Семья

  • Отец: Гавриил Киприанович (1810-1885), педагог и общественный деятель.
  • Мать: Елена Павловна (урожд. Кобелева), дочь генерала П. Д. Кобелева .
  • Жена: Луиза Станг.
  • Дочь: Елена (1898-?).
  • Сын: Игорь (1901-1987), сотрудник Би-би-си .
  • Сестра: Елизавета Гавриловна Соколова (1856-1940), директор 5-й женской гимназии в Москве, мать поэтессы Тэа Эс (Наталии Николаевны Соколовой)

Основные работы

  • Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии. СПб., 1880
  • Исследования по социальной истории Англии в средние века. СПб., 1887
  • Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911.
  • Очерки теории права. М., 1915
  • Виноградов П. Г. . - М .: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 576 с. - (Университетская библиотека Александра Погорельского»). - ISBN 5-91129-006-5 .

Напишите отзыв о статье "Виноградов, Павел Гаврилович"

Примечания

Литература

  • Антощенко А. В. Русский либерал-англофил Павел Гаврилович Виноградов. Петрозаводск, 2010.
  • Антощенко А. В. Диссертации П. Г. Виноградова // Мир историка. Вып. 6. Омск, 2010. С. 85-120.
  • Антощенко А. В. Долгое краткое возвращение в alma mater // Мир историка. Вып. 5. Омск, 2009. С. 178-205.
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII - начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. - М .: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. - С. 50-51. - 300 с. - 2 000 экз. - ISBN 5-8037-0164-5.
  • Малинов А. В. Павел Гаврилович Виноградов: Социально-историческая и методологическая концепция. - СПб.: Нестор, 2005. - 216 с.
  • Томсинов В. А. Павел Гаврилович Виноградов (1854-1925) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах (Том 2). - М ., 2007. - С. 84-135. - 672 с. - («Русское юридическое наследие»). - 1000 экз. - ISBN 978-5-8078-0145-6 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Виноградов Павел Гаврилович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

  • Сорокина М. Ю.
  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Виноградов, Павел Гаврилович

И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.