Политическая система общества презентация. Политическая система РФ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3 слайд

Описание слайда:

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

4 слайд

Описание слайда:

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

5 слайд

Описание слайда:

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

6 слайд

Описание слайда:

Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

9 слайд

Описание слайда:

Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

12 слайд

Описание слайда:

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

13 слайд

Описание слайда:

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

14 слайд

Описание слайда:

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

15 слайд

Описание слайда:

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

16 слайд

Описание слайда:

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

17 слайд

Описание слайда:

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

18 слайд

Описание слайда:

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

19 слайд

Описание слайда:

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

20 слайд

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

22 слайд

Описание слайда:

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.


Сущность политической системы общества Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.


Современные подходы к анализу политической системы 1. Субстанциональный подход, который состоит в выделении в самой системе ее универсальной абстрактной сущности – принципиального начала (здесь политическая система – механизм функционирования и развития политической власти). 2. Институциональный подход (понимающий под институтами политические учреждения, формы и сущности политических функций, типов управления), который позволяет характеризовать систему с точки зрения господствующих в ней политических отношений (коммуникативная подсистема), а также политических принципов и норм (нормативная подсистема), используя понятия: «институт парламентаризма», «институт президентства», «институт политического плюрализма» и т.д.


Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; cоциально–политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Политическая система общества обычно рассматривается в единстве ее подсистем: институциональной, идеологической, нормативной, коммуникативной и культурной. Структура политической системы


Функции политической системы 1)обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования); 2)управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3)мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);


Функции политической системы 4)выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5)удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;


Функции политической системы 7)политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности; 8)легитимация политической власти (достижение степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим нормам).


Институциональная подсистема политической системы общества – совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят: 2. Политическая инфраструктура (политические партии, общественно – политические организации и движения, лоббистские группы). 3. Средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети). 4. Церковь. 1. Государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы). Институциональная подсистема политической системы


Идеологическая подсистема политической системы общества – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретическом – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории); эмпирическом – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: 1. Индивидуальные идеи и взгляды. 2. Классовые (групповые) воззрения. 3. Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления Идеологическая подсистема политической системы


Нормативная подсистема политической системы Нормативная подсистема политической системы общества - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. В структуру данной подсистемы входят: 1. Правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты). 2. Нормы деятельности общественных организаций. 3. Неписанные обычаи и традиции. 4.Этико-моральные нормы.


Коммуникативная подсистема политической системы Коммуникативная подсистема политической системы общества - совокупность отношений и форм воздействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности). 1. Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя. 2. Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.


Культурная подсистема политической системы Культурная подсистема политической системы общества - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Культурная подсистема политической системы обеспечивает: Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико- культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;


Культурная подсистема политической системы обеспечивает единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.


Источник политической власти - демократическая (конституционная), - автократическая Тип формации - рабовладельческая, - феодальная, - капиталистическая, - социалистическая Характер и направленность политического процесса - командная, - соревновательная, - социопримирительная Отношение к действительности - консервативная, - реформаторская, - прогрессивная, - реакционная Способ властвования - традиционная, - рациональная Социокультурная среда - англо-американская, - континентально-европейская, - доиндустриальная Классификация политических систем Основание классификации Типы политических систем

Слайд 1

Политическая система общества
Политическая система

Слайд 2

Политическая система, ее компоненты

Слайд 3

Функции политической системы
1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества. 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. 3.Распределение материальных и духовных ценностей. 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Слайд 4

Понятие «Государство»
ГОСУДАРСТВО
СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

Слайд 5

Причины возникновения государства

Слайд 6

Название теории Авторы Сущность
Теологическая Аквинский, Маритен 1.Государство – продукт божественной воли 2. Неравенство людей предопределено
Патриархальная Аристотель Филмер 1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец
Договорная Гроций Руссо Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству
Теория насилия Гумплович Каутский Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО
Органическая Спенсер Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва
Материалистическая (классовая) Маркс Ленин Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во
Психологическая Петражицкий Фрейд Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.

Слайд 7

Государство: признаки, функции, формы

Слайд 8

Понятие власти
Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей
Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.
Источниками власти (по М. Веберу) : Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы) Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера) Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция

Слайд 9

Типология политических режимов
В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.
Демократия. Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Авторитаризм. Авторитарный политический режим Функции власти сконцентрированы в руках группы лиц, либо одного человека. Тоталитаризм. Тоталитарный политический режим Политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, тотальный контроль за жизнью общества
Выучить характеристику режимов

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Демократия и Её основные принципы
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти
Народовластие Принцип большинства, воля большинства выявляется через выборы и референдум Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту Политический плюрализм (многообразие): многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д. -Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова -Правовое государство, основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан
ПРИНЦИПЫ

Слайд 13

Демократия и Её формы
Представительная
Прямая (непосредственная)
Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как? Выборы на основе всеобщего избирательного права Референдумы Сходы и собрания граждан Обращения граждан в органы власти Митинги, демонстрации
Осуществление власти представителями народа – депутатами Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики

Слайд 14

Слабые места демократии
1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений. 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Это ослабляет демократический режим!

Слайд 15

Как вы оцениваете политическую систему России? Какой тип режима преобладает?

Слайд 16

По Форме правления государства бывают
Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения
Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент
Абсолютная (неограниченная) единоличное правление
Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит
Парламентская: Верховенство парламента Прав-во ответственно перед Парламентом Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во
Президентская: Президент – глава государства и прав-ва Президент избирается населением или выборщиками Прав-во ответственно перед Президентом
Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий

Слайд 17

Форма государственного устройства
Унитарное государство – форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеют статуса гос.образования (Япония, Украина, Польша) Федерация – форма гос. устройства, при котором территориальные части являются гос. образованиями-субъектами федерации (Россия, Германия, США, Мексика) Конфедерация – форма гос. устройства, добровольное объединение независимых стран или республик, которые сохраняют суверенитет (Евросоюз, СНГ, США до 1865)
******
* * *
*
*
*

Слайд 18

Гражданское общество и государство
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Слайд 19

Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Слайд 20

Признаки правового государства

Слайд 21

Политическая элита
Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти
Теория элит Г. Моска и В.Парето: 1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых; 2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством 3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др. 4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

Слайд 22

ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели
Политическая цель
ПАРТИИ Общность идеологии Выражение интересов определенных социальных групп Борьба за завоевание политической власти – притязания на власть и участие во власти – важнейший признак партии ДВИЖЕНИЯ Нет общей идеологии Не ставят цели прихода к власти База массовая После достижения цели могут распасться, а могут превратиться в партию

Слайд 23

Политологи в структуре партии выделяют три уровня
Государство
Гражданское общество
Гражданское общество
Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства

Слайд 24

Классификация партий
Центр
Левые
Правые
Находящиеся у власти
Коммунисты Анархисты
Фашисты Монархисты Клерикальные
Социал-демократы
Либералы
Консерваторы
По отношению к власти: правящие и оппозиционные По организационной структуре: массовые и кадровые По программным установкам: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.
Функции партий: 1.Связь гражданского общества и государства 2.Электоральная – участие в выборах 3. Политическая социализация граждан 4. Воспитание политических элит
Либералы Проправительственные партии

Cлайд 1

Тема 5 Политическая система общества Учебные вопросы: 1. Понятие политической системы и история проблемы. 2. Структура и функции политических систем. 3. Типы политических систем.

Cлайд 2

Cлайд 3

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Политическая система - совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, личностей, участвующих в политической жизни страны Тип политического режима авторитаризм, демократия, тоталитаризм Форма правления монархия, республика Отношение власти партии, правительство Форма общественной и политической репрезентации плюрализм, корпоративизм Универсальность Контроль Легитимность «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа, ради блага народа» (Уайльд Оскар, британский драматург) 2

Cлайд 4

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Т.ПАРСОНСА Назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах Политическая подсистема определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение Социальная подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни, передает новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами Впервые применен системный подход В каждой системе есть четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе. 3

Cлайд 5

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Д.ИСТОНА Это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе Имеет «реагирующий» «саморегулирующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения Подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик Это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды Может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящими» факторами Требования Поддержка Решения Действия В основе – авторитарное распределение ценностей Идеологическая Структурная Личностная 4

Cлайд 6

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Г.АЛМОНДА «Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения» (Габриэль Алмонд, американский политолог и социолог) Все политические системы имеют собственную структуру Все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными структурами системы и с разной частотой Все политические системы являются смешанными в культурном смысле Отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам Политическая система многофункциональна В основу положен анализ целевого поведенческого аспекта структур политической системы Изучение ситуации и учет ее особенностей при принятии решений Политическое решение выявленных проблем 5

Cлайд 7

Cлайд 8

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА (структурно-функциональный подход) Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть 6

Cлайд 9

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти – политическая сфера общества «Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление» (Иосиф Сталин, советский государственный и партийный деятель) СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер НЕСОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект 7

Cлайд 10

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества Индивидуальные идеи и взгляды Теоретический Политическая идеология Эмпирический Политическая психология СТРУКТУРА УРОВНИ Классовые (групповые) воззрения Общечеловеческие (межклассовые, групповые) представления Взгляды Принципы Идеи Лозунги Идеалы Теории Чувства Настроения Предрассудки Эмоции Мнения Традиции «Старая идея даже тогда, когда она не более, как слово, звук, мираж, обладает магической властью, способной еще подчинять нас своему влиянию» (Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог) 8

Cлайд 11

НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Политические нормы, нравственные принципы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества СТРУКТУРА Правовые нормы Нормы деятельности общественных организаций Неписаные обычаи, традиции Этико-моральные принципы и нормы Конституция Нормативные акты Законы «В политике неторопливое упорство всегда берет верх над необузданной силой, тщательно разработанный план - над импровизированным порывом, реализм - над романтикой» (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 9

Cлайд 12

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики Основные виды (по социальной направленности) Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании) 10

Cлайд 13

КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА Интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения Прочность социальной базы политической власти правящей элиты Единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы Возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом ОБЕСПЕЧИВАЕТ Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя Воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, политические деятели) 11

Cлайд 14

Политические отношения отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти Политическая организация общества совокупность политических институтов, включающих государство, политические партии и движения, массовые общественные организации, через деятельность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами Политическое сознание осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, всем обществом) Политические и правовые нормы конституционные положения, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов «Политики одинаковы везде. Они обещают построить мосты даже там, где нет рек» (Никита Хрущев, советский политический деятель) 12

Cлайд 15

Политического руководства обществом определение стратегических целей и перспектив общественного развития - функция целеполагания Регулятивная упорядочение и регламентация политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе Легитимации достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Консолидации общественно-политического строя обеспечение существования общества как единого целого - интегративная функция Мобилизационная обеспечение максимального использования ресурсов общества Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества 13

Cлайд 16

Cлайд 17

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Источник политической власти Отношение к действительности Состояние политической структуры Характер политического процесса Демократическая (конституционная) Консервативная Англо -американская Командная Автократическая Реформаторская Континентально -европейская Соревновательная Прогрессивная Доиндустриальная (частично - индустриальная) Социо-примирительная Реакционная Тоталитарная Взаимодействие с внешней средой Открытые Закрытые «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения» (Вольтер, философ) 14


Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Функции: принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.); интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей; функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой)


ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА «диктатура» (от лат. dictatura- неограниченная власть). Характерно: отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических систем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.


Тоталитарный политический режим Основные черты тоталитарного режима: 1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры; 2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества; 3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов; 4. Всеобщий контроль над СМИ; 5. Централизованное управление экономикой.


Авторитарный политический режим Основные черты авторитарного политического режима: 1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа). 2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению. 4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции. 5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы. 6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.