«Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».
Проф. С. Я. Долецкий.
В практике любительского спорта я нередко наблюдаю, как спортсмены ходят от тренера к тренеру, посещают множество занятий и тренировок у разных инструкторов своего дела, в надежде наконец-то постичь секрет успеха. Многие из нас понимают, что тренер – это важная единица личного прогресса, но в то же время, многие полагают, что это единственный фактор, который влияет на личный результат. Конечно, мы выбираем себе тренеров, которые вызывают уважение либо своей техникой, либо силой, либо просто личностной харизмой или спокойствием характера. Спортивные достижения тоже учитываются при выборе. Но мало кто, попав даже к грамотному специалисту, понимает, что нужно продолжать работать самостоятельно.

Важным моментом в различии профессионального спорта и любительского является количество времени, которое тренер может провести со своим учеником. Ведь, признайтесь, мало кто ходит на тренировки 5-6 дней в неделю. Хорошо, если тренировки проходят 3 раза в неделю. Да это и нереально, если учесть, что нужно еще зарабатывать на жизнь и просто заниматься многими вещами поинтересней спорта. Кто-то предпочитает брать занятие с тренером раз в неделю или реже, а в остальное время заниматься самостоятельно. А время очень важная штука для самого тренера. Иногда получается добиться результата просто потому что ты очень долго и систематично наблюдаешь ученика. Он волей не волей выполняет необходимый минимум упражнений и в итоге «растет». Но иногда, когда нет возможности быть под постоянным контролем, необходимо прилагать еще больше усилий к самостоятельной работе, к работе над самим собой.
Сразу оговорюсь, что в этой статье я буду вести речь о работе тех людей, которые хотят иметь прогресс в своем лазании. Не учитываю ту категорию, которая предпочитает спокойный, оздоровительный процесс лазания в удовольствие. Ведь не всем нужны «категорийные» результаты.
Но рассмотрим категорию людей, которые хотят «познать дзен» и перенять супер-силу тренера. Эта сила, к сожалению, не переходит автоматически только от того, что ты приходишь на занятие к чемпиону. Чемпион ради этой силы прошел долгий и тернистый путь. Огромное количество полноценных, комплексных тренировок, тысячи повторений одного и того же, сотни вариаций движений, преодоление страха или иных психологических сложностей и т.д. Как правило, у тренера на это уходили многие годы постоянной работы. Теперь тренер готов поделиться своим опытом. Но одного только его желания и усилий бывает недостаточно.
Иной раз тренер видит прогресс ученика, а иной раз расстраивается, что ученик занимается долгое время, а все еще не одолел желанных категорий трасс. Каждый такой случай индивидуален, обобщить проблему не получится. Но есть момент, на который следует обратить внимание, т.к. с этим сталкиваются все. Момент самовоспитания в спорте.
В спортивной литературе этому отводится не только отдельная тема, но и целая наука. Спортивная педагогика много рассуждает о составляющих самовоспитания. Так что же это такое и с чем это нужно есть?
В любом деле, которое мы планируем освоить, приходится сталкиваться со сложностями. Если и с небольшими, то по крайней мере, первой сложностью является решимость начать, попробовать свои силы, поверить в них. Это нужно воспринимать спокойно, а также быть готовым к тому, что чем выше наши цели, тем сложнее преодоление трудностей на пути к ним.
В процессе тренировок мы привыкаем к тому, что постепенно преодолеваем сложности и продвигаемся шагами к цели. Важно здесь следовать к цели постепенно. Без травм, как физических, так и психологических. Волевые усилия формируются как рефлекс: ты попробовал – не получилось. Попробовал еще раз – получилось. Ты достиг небольшой цели. Далее цель усложняется. Ты пробуешь дольше, но преодолеть трудности в конце концов получается. Ты запоминаешь, что ты можешь. Но только нужно приложить усилия. В спорте важно то, что трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю. Если сегодня ты смог потерпеть на трассе, когда казалось, что тебя разжимает, что ты не сделаешь, но потерпел и сделал. То ты надолго запоминаешь это чувство небольшой личной победы. В следующей схожей ситуации тебе следует снова потерпеть. И так постоянно. Во множестве похожих ситуаций. Пока однажды не поймаешь себя на мысли, что ты в принципе умеешь терпеть на трассе, а следовательно, ты продвигаешься по ней с меньшим количеством зависаний. И со временем, такое терпение становится уже нормой, не выматывает тебя также как в первый раз. То же самое происходит с тем, когда ты не дотерпел. Сделал это раз. Потом снова. И вот, это уже рефлекс. Ты бы может и хотел пролезть трассу без срыва. Очень хочется, правда. Но не можешь, потому что когда ты устал, твой мозг запускает автоматическую, рефлекторную реакцию – разжать руки, повиснуть, отдохнуть. Это происходит быстрее, чем ты сам успеваешь что-либо сообразить.

Может ли тренер влиять на этот тонкий волевой процесс? Часто — нет. Тренер может влиять на многие вещи, но будет миллион ситуаций, в которых все будет зависеть только от волевого решения самого спортсмена. Никто так, как ты сам, не может знать наверняка: потерпел ты или все же сдался. Выработка волевых решений и реакций – это один из важнейших моментов самовоспитания в спорте.
Тренер может и должен создать благоприятные условия для выработки у спортсмена уверенности в себе, наработки двигательных и психологических навыков. Может кричать снизу, подбадривать, «отвлекать от страха» и т.д. Но спортсмену нужно действовать. Тренер не сделает за спортсмена движение на максимуме напряжения. Очень часто ученики-спортсмены предпочитают в лазании на трудность сделать два-три движения вниз, поближе к оттяжке, вместо того, чтобы заставить себя сделать движение вверх. Скажу честно, вашему наставнику очень грустно наблюдать такое проявление слабости воли. Особенно, когда это повторяется систематично. Заставьте себя однажды прислушаться к неистовому крику тренера, который зачем-то гонит вас вверх, к однозначному срыву. Не зависайте на оттяжке, не хватайтесь, не делайте движений вниз, сделайте движение вверх. Потом снова и снова. На каждой трассе на тренировке. Потом попробуйте сделать это на как можно бОльшем количестве тренировок. Заставляйте себя, вынуждайте. Это станет вашей положительной привычкой, станет той самой работой до конца, в полную силу.
Наблюдайте и анализируйте свое собственное состояние, лазание, подход и отношение к тренировкам. Вспомните ситуации, когда вам удавалось перебороть себя, страх и усталость. Как это получилось? Что вы говорили себе, как и чем убедили себя? Или может ничего не говорили, а напротив, предпочли «тупо» сделать вместо того, чтобы думать? Запоминайте свой положительный опыт и озвучьте тренеру ваш отрицательный, обсуждайте это и старайтесь исправить негативное. Самокопание иной раз дает больше ответов, чем мы предполагаем. Иногда ваши слабый прогресс не в том, что есть недостатки спортивной программы и не в том, что вам нужен другой тренер, если вообще нужен. А в вас самих. В вашей личной мотивации на преодоление сложностей. Задайте себе вопрос: а есть ли у меня реальная мотивация? И что конкретно я делаю для достижения моей цели?
Теги: