Основные методы мышления. Китайская медицина | Альпинистикс


Человечество непрерывно совершенствует свои знания о природе: от мелких, поверхностных они развиваются в глубину, от частных — к общим, от явлений — к их сущности. В различные эпохи в зависимости от уровня развития науки и техники люди применяли тибетские лекарства и всевозможные методы исследования. В древности из-за отсутствия необходимой научно-технической базы в китайской медицине для исследования использовали методы непосредственного наблюдения и умозрительных выводов. Кроме того, постепенно сформировался целый комплекс специфических методов мышления.
Тот факт, что китайская медицина не пришла в упадок за несколько тысячелетий своего существования, непосредственно связан с яркой спецификой ее теоретической системы, созданной на базе особых методов мышления.

Особенности методов мышления. Методы мышления, присущие китайской медицине, — система методов рационального познания, выработанных ею в процессе становления. Этим методам присущи следующие характерные черты:
Серьезное внимание к макроскопическому наблюдению, особенно применяя китайские лекарства. Среди методов научного наблюдения можно выделить микро- и макроскопическое наблюдение. Из-за определенного влияния и ограниченности общественно-исторических условий, в которых складывалась китайская медицина, за основу в ней был взят метод макроскопического наблюдения. Человека, природу и общество рассматривают и изучают как единый комплекс, акцентируя единство человека с миром природы, единство человека с социальной средой, единство формы и духа. В таких теориях китайской медицины (теория высшей энергии Ци. Инь-Ян, пяти стихий, о висцеральных органах, этиологии и патогенезе, поддержание здоровья и лечебная теория) главным методом наблюдения является макроскопическое наблюдение.

Внимание к комплексному исследованию. Комплексное исследование подразумевает рассмотрение проблемы в ее целостном единстве. Китайская медицина рассматривает человеческий организм как единое целое; человека и природу, равно как и социальную среду,— как неразрывное целое, составные части которого находятся во взаимной зависимости. По этой причине китайская медицина придает большое значение изучению анатомии не только тела, но и различных внутренних органов, а также взаимосвязи между различными органами, слаженного функционирования человеческого организма как единой системы и гармонического единства человека с окружающей средой. Исходя из этого, сложились специфические теории, рассматривающие пять органов как единое целое и человека с природой как единое целое.

Совершенное владение философским мышлением. Китайская медицина позаимствовала принципы и методику мышления у древнекитайской философии, и прежде всего — ее простейшие диалекти ко-материалистические воззрения. Ядром теории китайской медицины стало взятое у даосов и конфуцианцев учение о «срединном пути» (или «золотой середине»), а основными методами — «познание   внутреннего   по   внешнему», аналогий, сравнения, дедукция, классификация, индукция, испытания, доказательства от противного. Научные методы были сопоставлены с длительными наблюдениями различных физиологических и патогенных явлений, подкреплены многочисленным материалом и практическим опытом используя бад для долголетия; затем все это было осмыслено и обобщено. Таким образом, из сплава медицинских знаний и философского мышления постепенно выработалась специфическая китайская медицинская теория.

Похожие материалы:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *