Как сообщили корреспонденту GZT .RU в пресс-службе Минтранса России, по предварительным оценкам Росморречфлота, в 2010 году ожидается рост объема перевозок пассажиров по внутренним водным путям на 9% по сравнению с навигацией-2009.
Интерес россиян к путешествиям по водным артериям нашей родины развивается по кривой, близкой к синусоиде. Так, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2009 году объем перевозок пассажиров снизился на 10,4% по сравнению с 2008 годом и составил 17,8 млн чел. Подобное падение наблюдалось в 2006 году, когда этот показатель упал на 10,14% по сравнению с результатами навигации-2005 (с 20,7 млн человек до 18,6 млн). Правда, в отличие от кризисного спада популярности речного транспорта в те годы уменьшение количества перевезенных пассажиров было вызвано монетизацией льгот, а также активным строительством автодорог и мостов через реки.
Синусоидальное течение
Теперь, когда сегмент круизного рынка постепенно выходит из кризиса и водный транспорт снова набирает популярность, можно ожидать очередного всплеска интереса россиян к перемещениям на бортах разнообразных судов. По предварительным оценкам Росморречфлота, объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в 2010 году составит 19,4 млн человек, то есть увеличится на 9%.
По мнению специалистов, в этом году вырастет и популярность чисто туристического направления водных перевозок. “Вне сомнения, рынок речных круизов развивается — это видно и по растущему спросу, и по растущему количеству предложений от туроператоров,— рассказывает директор по продажам и маркетингу туристической компании „Инфофлот” Андрей Михайловский.— Причем количество предложений растет не за счет увеличения флота (новых кораблей пока не строят), а за счет расширения сроков навигации. К примеру, в этом году планируется, что рекордсменом продолжительности круизного сезона станет теплоход „Карл Маркс”, работа которого продлится с 24 апреля по 13 ноября”.
Однако параллельно с популярностью круизного туризма растет и цена данного продукта, что несколько замедляет рост спроса. “Сегодня путешествие на комфортабельном теплоходе из Москвы в Петербург по стоимости равно, а порой и значительно превосходит стоимость недельного пляжного отдыха за рубежом в разгар сезона, вследствие чего потенциальные клиенты круизных туроператоров перебрасывают свое внимание на другие виды туризма,— объясняет коммерческий директор компании „ВодоходЪ” Андрей Смолин.— Кроме того, и иностранные туристы стараются выбирать более дешевые направления, а поскольку Россия к таковым не относится, спрос растет медленно. В целом же мы ожидаем некоторый рост турпотока по российскому направлению на 5–10%. Причем связан он будет с тем, что практически все операторы заморозили цены 2009 года и смогли сохранить иностранный поток на предыдущем уровне”.
К вопросу о доходности
Предкризисный 2008 год был успешным для всех участников рынка речных круизов — как для ориентированных на прием иностранных граждан, так и работающих на чисто российском направлении. Особенно сильно возрос спрос на внутреннем рынке: россияне оценили достоинства отдыха на родине и обратили внимание на круизные вояжи. “В 2009 году средняя загрузка судов упала, причем, по разным оценкам, от 15 до 25%. Если говорить о собственной аналитике, то мы оцениваем падение пассажиропотока в среднем на 12%. Учитывая общие экономические сложности, можно сказать, что это хороший показатель, достичь которого нам удалось за счет привлечения дополнительных групп зарубежных туристов. Если же говорить о доходности в чистом виде, то она, разумеется, упала, особенно у компаний, ориентированных исключительно на обслуживание российских туристов: это не в последнюю очередь связано с резким скачком курсов валют, который привел к увеличению себестоимости турпродукта”,— поясняет Андрей Смолин из компании “ВодоходЪ”.
Несколько иначе оценивают ситуацию 2009 года в компании “Инфофлот”. По словам Андрея Михайловского, несмотря на нестабильное экономическое положение в стране, прошедший сезон все-таки дал рост доходности в пределах от 5 до 10%. Это меньше, чем ожидалось, но все равно позволило пережить сложный год.
Говоря о будущем, специалисты оптимистичны. Аналитический отдел “Инфофлота” высказывает мнение, что пока тенденция радует и можно ожидать роста продаж примерно от 20 до 25%. Однако, отмечает Андрей Михайловский, самые горячие месяцы еще впереди, поэтому планировать итоги пока рано.
Вообще, доходность круизного бизнеса невелика, и критическое влияние на нее оказывает фактор загруженности теплохода. По каждому из судов существует некая “точка безубыточности”, то есть тот уровень загрузки теплохода, когда рейс отрабатывает сам себя (расходы на аренду судна, топливо, заработная плата экипажа и т. д). Эти постоянные вложения составляют львиную долю всех затрат. “При этом в случае даже незначительного увеличения загрузки и преодоления точки безубыточности, доходность резко возрастает. Именно поэтому на сегодняшний момент мы предполагаем, что в связи с уже наметившимся ростом спроса круизов на российском рынке доходность данного направления возрастет. Что же касается рынка въездного туризма, то здесь ключевую роль играют курсы валют, а предсказать, каким образом поведут себя евро и доллар в ближайшие месяцы, практически невозможно”, — уверены в “Водоходе”.
Круизы и цены
По данным Росморречфлота, наибольший объем перевозок пассажиров за 2009 год приходился на предприятия, осуществляющие свою деятельность в Южном и Приволжском федеральных округах, доля перевозок которых составила соответственно 25,3 и 28,7% от общего объема всех перевозок пассажиров.
Что же касается чисто туристических маршрутов, то, по оценкам специалистов, в качестве лидеров спроса можно выделить несколько маршрутов. Это прежде всего недельные круизы по маршруту Москва — Санкт-Петербург (стоимость на одного человека при размещении в двухместной одноярусной каюте — 32 тыс. рублей) и круизы с возвращением по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва стоимостью от 28 700 рублей на человека до 62 900 рублей за двухместную каюту с санузлом и от 16 650 рублей на человека до 39 800 рублей за двухместную каюту с умывальником.
Не теряет популярности круиз выходного дня по маршруту Москва — Углич — Москва, особенно в высокий июльский сезон. При путешествии на четырехпалубном комфортабельном теплоходе стоимость такого вояжа при размещении в двухместной одноярусной каюте составляет 13 тысяч рублей. А также популярен 11-дневный круиз Москва — Казань — Москва” стоимостью 45 тысяч рублей.
Также из двухнедельных маршрутов можно выделить маршрут Москва — Беломорск (Соловецкие острова) — Москва (12–13дней) стоимостью от 43 670 рублей на человека до 86 470 за двухместную каюту с санузлом и от 36 270 рублей до 54 800 рублей за двухместную каюту с умывальником.
Что же касается более продолжительных предложений, то постоянной популярностью пользуется круиз Москва — Астрахань — Москва” (от 18 до 20 дней) стоимостью от 43 670 рублей на человека до 86 470 рублей за двухместную каюту с санузлом и от 36 270 рублей до 54 800 рублей двухместную каюту с умывальником.
Диапазон цен зависит от ярусности кроватей, размера каюты, расположения на палубе, наличия дополнительных удобств (телевизора, холодильника и пр.), а также от длительности рейса и сезонности. В большинстве случаев в стоимость входят проживание в каюте соответствующей категории, трехразовое питание, экскурсионное обслуживание согласно программе круиза, развлекательная программа и путевая информация на борту. Иногда экскурсионная программа оплачивается на борту и не входит в стоимость путевки.
Похожие материалы:
- 7 Март 2010 — Выбор изобразительного искусства в интерьере (0)
- 11 Апрель 2009 — Работа командира отряда с инструкторами (0)
- 27 Апрель 2010 — Авиобилеты в Европейские страны возрастут (0)