Есенин проект по окружающему миру. Учебный проект по литературе «Есенин – это вечное

В центре творчества Есенина – сложный, многогранный образ Автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего, а не свободного сына» своей родины. Это – поэт, родившийся в деревне, связанный с крестьянским общим мироощущением и жаждавший воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек – неотъемлемая часть единой живой Природы. А.Н. Захаров


Сергей Александрович Есенин ()


Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Теперь это село называется – Есенино. Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в их семье была довольно тяжелая. Мать не ладила со свекровью, ее родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки.


Александр Никитич Есенин () и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (). Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок и куда в 1912 году поступил работать Сергей Есенин конторщиком, когда переехал из своего села Константиново в Москву. А жил он с отцом недалеко от улицы Щипок в Большом Строченовском переулке, в доме Крылова, 24, в общежитии "холостых приказчиков"...


Федор Андреевич () и Наталья Евтихиевна () Титовы - дед и бабушка Есенина по матери (родители Татьяны Федоровны). Титов Иван Федорович, дядя Есенина по матери. Есенин Илья Иванович () двоюродный брат поэта. Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".


Дед Есенина человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии. Также он сильно любил внука. Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет…. Таковы впечатления будущего поэта о детстве. Кроме деда Сергея воспитывала и его бабка. «Стихи начал слагать рано, толчки давала бабка». Она рассказывала сказки, а если ему не нравился конец, он переделывал на свой лад.


Таким образом, его духовная жизнь складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность поэта оказалась непрочной. «В бога верил мало, в церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь сохранил любовь к народным преданием, сказкам, песням. Здесь лежали истоки его творчества. Есенин вспоминает: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За это меня ругала только бабка». Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой. Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.


Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырёхклассное училище. Учение ему давалось легко. Уже в школе он стал проявлять поэтические наклонности. «Я сочинять стал рано, лес с девяти, - вспоминал поэт, - но долгое время сочинял духовные стихи». Стихи Есенина гг. убеждают, что уже в эту раннюю пору он находит собственный путь в поэзии. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – всё это присуще его ранним произведением. В 1912 окончил Спас-Клепиковскую школу, и перед ним встал вопрос, что делать дальше. Родные отправляют его в Московский учительский институт, но сам Есенин к этому не стремится. Его отправили в Москву к отцу, который к этому времени стал приказчиком у купца. Отец пристроил сына в кантору этого купца. Так весной 1912 началась московская жизнь Есенина. После пребывания Есенина в «Суриковском кружке» он стремиться продолжить своё образование. В 1913 г. поступает в Московский городской народный университет имени Л.А. Шанявского. В университете он проучился полтора года. Это было для него нелёгким делом. И трудное материальное положение заставило Сергея уехать обратно в деревню.



С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.


Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).


В 1915 году, когда началась поэтическая известность Есенина, он был призван в армию. По этому поводу он сообщал в одном из писем: « От военной службы меня до осени освободили». Но в 1916 г. его всё же призвали на военную службу. Благодаря вмешательству литераторов он был направлен в так называемую «трофейную комиссию», куда определялись художники, писатели, музыканты. Вскоре он был переведен в Царское село, где работал в канцелярии дворцового госпиталя. С. А. Есенин. Фотография г,Нева. С гравюры А. Остроумовой-Лебедевой


Есенин много надежд, верований вложил в свершившуюся в октябре 1917 революцию. В начале 1918 он переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).


В период военной службы он также продолжал заниматься поэтическим творчеством. Шаг за шагом Сергей отходил от тех, с кем ещё недавно был тесно связан. После смерти А. Блока (1921 г.) был устроен вечер «Чистосердечно о Блоке», на котором они надругались над памятью поэта. По этому поводу Есенин говорил: «Мне мои товарищи были раньше дороги. Но когда они осмелились после смерти Блока объявить скандальный вечер его памяти, я с ним разошёлся. – Да, я не участвовал в этом вечере, и я сказал им, моим бывшим друзьям, – стыдно!» В первой половине 20 годов Есенин далеко не сразу приходил к пониманию того, что деревня должна меняться. Его постепенно убеждала в этом сама действительность, жизнь в современной деревне, в которой ещё сильны были пережитки прошлого. Он хорошо видел это, посещая родные места, с болью говорил о темных сторонах крестьянской жизни.


В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).


В период создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет. Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.


Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метелью о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. 28 января 1925 г.


Анна Романовна Изряднова () - Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. Анна Романовна Изряднова Зинаида Николаевна Райх () с детьми - Таней и Костей.Зинаида Николаевна Райх 30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.


В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии "Зеленая мастерская" под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Публиковала в сборниках свои стихи, читала их с эстрады в "Кафе Поэтов" и "Стойле Пегаса" - так называется "кофейный" период поэзии. 12 мая 1924 года, после разрыва с Есениным, в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). Надеждой Давыдовной Вольпин Галина Бениславская. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта


Айседорой Дункан (). Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Айседорой Дункан


В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян) (), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой (). Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.Софьей Андреевной Толстой


В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". Августой Леонидовной Миклашевской


24 декабря 1925 года Сергей Есенин прибыл в Ленинград на постоянное место жительства. Прожил всего 4 дня – с 24 по 28 декабря. 28 декабря в 10 часов 30 минут утра в номере пять гостиницы «Англетер» был обнаружен его труп. На следующий день центральные и провинциальные газеты печатали и извещали о гибели поэта. Все сходились на одном: самоубийство. А так ли это на самом деле и наверное уже не узнаем.




До свиданья, друг мой, до свиданья..." Автограф

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

Проект для младших школьников "Есенинская Русь"

Паспорт проектной работы.
1. Название проекта: Есенинская Русь.
2. Руководитель проекта: педагог
3. Консультанты проекта: педагог, родители, библиотекарь.
4. Предметная область: изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 7 – 10 лет.
6. Тип проекта: коллективный, локальный.
7. Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина, посвятить мероприятие 120-летию со дня рождения
С. Есенина.
8. Цель проекта: Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.
9. Задачи проекта: Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
10. Вопросы проекта:
11. Необходимое оборудование и материалы: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель, кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.
12. Предполагаемые продукты проекта: выставка рисунков, участие в конкурсе, итоговое мероприятие.
13. Этапы работы над проектом.

Организационно-подготовительный этап.
1 этап. Погружение в проект.
2 этап. Цели и задачи проекта. Определение источников информации.
3 этап.Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
4 этап. Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
5 этап. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап. Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Заключительный этап.
7 этап. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально-литературная композиция.

Ход проекта.

Организационно – подготовительный этап.
Первый этап: погружение в проект.
Знакомство обучающихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Получена информация: исполняется 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о поэте С. Есенине?
- что мы можем изобразить в память о жизни и творчестве поэта?
- какие материалы мы можем применить?

Куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:
Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Задачи проекта:
1. Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
2. Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
3. Закрепление умений работать с акварелью, гуашью, восковыми и школьными мелками, используя разные техники.
4. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
После формулировки цель и задач педагог предлагает обучающимся ознакомиться с дополнительной информацией:
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина (отдельные эпизоды биографии).
2. Стихи (песни) Сергея Есенина.

Определение источников информации :
книги, интернет, библиотека, наглядный материал.
Второй этап: организация деятельности.

Сбор и обработка информации .
При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, обучающиеся запланировали выполнить творческие работы на темы поэтических произведений С. Есенина, эпизоды биографии поэта.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы :
1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
2. Тематика художественного произведения.
3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
4. Выбор материала и оборудования.
5. Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация жизни и творчества Сергея Есенина;
- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
Основной этап (продуктивный).

Третий этап: реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Заключительный этап.

Четвертый этап: итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку проектной деятельности.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
- умение прогнозировать, представлять итог работы;
- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
- умение искать необходимую информацию в различных источниках.

Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- навыки анализа собственной деятельности.
Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.
Для гостей проводится музыкально-литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.

Студентка БГПУ им.Акмуллы 201 группа 2 курс ФП.

Название проекта

«Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»

Тема в учебном плане

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Предметная область

Возраст учащихся

Продолжительность работы по проекту

Краткая аннотация проекта

Краткая биография Сергея Александровича Есенин. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Дидактические цели учебного проекта

1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

2. Развитие творческих навыков учащихся.

3. Развитие умений и навыков работы с информацией.

4. Развитие навыков самоанализа учащихся.

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.

6. Развитие навыков критического мышления.

Методические задачи учебного проекта

1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.

2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.

3. Развитие навыков использования критического мышления.

4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на народ?

1. Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх?

2. Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

1. Когда родился Сергей Есенин?

2) В какой деревне он родился?

3) Кем были у него родители?

5) Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?

6) Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?

7) Назовите тему, ставшую основной в творчестве С. А. Есенина.

Структура проекта

План проекта

Этап I. (1-й урок) 1.Вводный урок. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.

Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждой группы и каждого участника группы. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.

Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на итоговом классном часе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным психологом.

1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.