Из этого, естественно, не следует, что инструктор должен обладать универсальными познаниями во всех упомянутых науках. Но он обязан уметь выделить в них направления и факты, связанные с окружающими альпиниста природными особенностями гор, с вытекающими из этих условий требованиями к поведению и жизнедеятельности человека.
Вряд ли можно рекомендовать ограничиваться в этой работе только лекциями. При общем недостатке времени (20-дневный срок путевки) и обилии новых впечатлений содержание лекций далеко не полностью остается в памяти. Более эффективными являются беседы, проводимые как во время походов (особенно на бивуаках), так и на занятиях, когда, сообразуясь с окружающей обстановкой, инструктор неназойливо и конкретно объясняет взаимосвязь различных природных факторов, их возможные изменения и влияние этих изменений на проведение альпинистских мероприятий. В ходе беседы легче осваивается и запоминается специальная терминология.
Нужно не забывать, что в альпинизме грани между «учебным» и «не учебным», «спортивным» и «не спортивным» практически стерты. Вся жизнь в альпинистском лагере, экспедиционных условиях, в самом малом подразделении — это альпинизм со всеми его проявлениями. И инструктору, повседневному руководителю такого подразделения, неизбежно придется сталкиваться с самыми разнообразными вопросами и проблемами.
Альпинизм и уж тем более активный альпинизм со всеми этими походами и подъемами в горы поистине захватывающее дело. Но каждому свое. К примеру мой друг фанат авто и его персональная мечта это продажа автомобилей Daewoo в автосалоне… Вот такой вот непутевый у меня друг.
Быть на уровне запросов современной молодежи — участников альпинистских мероприятий может только инструктор, постоянно и вдумчиво работающий над расширением своего научного и культурного кругозора. Поэтому общение инструктора с руководимым им подразделением ни в косм случае не должно ограничиваться учебными занятиями и другими официальными мероприятиями. Организация быта, досуга, ознакомление участников с географией и альпинистской историей района, со спецификой горной природы, умение организовать спортивные мероприятия, выпуск боевого листка или стенной газеты — все это обязательно в его работе.
Смотрите также:
- 11 Февраль 2009 — Роль инструктора в воспитании и обучении альпинистов (0)